Психологические аспекты развода. С кем лучше остаться ребенку?

Нищакова Елена Владимировна

Психологические аспекты развода. С кем лучше остаться ребенку?

    Практика последнего десятилетия показывает, что процент распадающихся семей растет, а соответственно, увеличивается частота ситуаций, связанных с определением места жительства ребенка (детей) и распределением времяпровождения с каждым из родителей.

       Если говорить о психологическом состоянии ребенка в период развода родителей, а правильнее будет охватить и период перед разводом, который чаще всего характеризуется конфликтной атмосферой в семье, то ребенок в этой ситуации испытывает психологический стресс, который зачастую серьезнее, чем стресс, который испытывают взрослые люди, разрывающие семейные отношения. Такое стрессовое состояние ребенка в любом возрасте обусловлено ситуацией неизвестности, страхами, тревогой из-за возможного разрушения привычного мира, привычных связей и привязанностей. Хуже всего то, что очень часто взрослые усугубляют этот стресс действительным разрушением психологического мира маленького человека в виде лишения его дома, в котором он жил, прекращения или минимизации общения с одним из родителей, к которому он, возможно, имел сильную привязанность.

        И как бы гуманно не звучали тезисы законодательных документов, регулирующих спорные вопросы между родителями в подобных ситуациях, - «Решение должно приниматься в интересах ребенка…», на практике, к сожалению, «решение в интересах ребенка» оказывается совсем не на пользу малышу.

       А ведь чтобы не усугублять стрессовую для маленькой личности ситуацию, существует несколько основных моментов, которые не сложно учитывать взрослым, вынужденным брать на себя ответственность за судьбу ребенка:

  1. Способствовать сохранению круга общения ребенка, не нарушать контакт с теми взрослыми, с которыми он привык проводить время (если малыш больше времени проводил с папой или бабушкой, с которыми у мамы на сегодняшний день конфликтные отношения, то из-за своего самолюбия не стоит лишать ребенка привычных привязанностей).
  2. Поддерживать и увеличивать социальные контакты ребенка, не изолировать его от привычного общества (не на пользу будет смена детского коллектива или отказ от детского сада, школы). Чем меньше времени у ребенка в этот период будет на уединение и «уход в себя», тем быстрее и безболезненнее для формирующейся личности снизится уровень тревоги и нервно-психического напряжения (будут полезны дополнительные секции, кружки, новые знакомства и т.д.)
  3. При обоюдном желании родителей, которые действительно любят ребенка, а не решают по средствам манипуляций ребенком свои проблемы, возможно организовать для ребенка комфортный быт и у мамы, и у папы, придерживаться единых воспитательных требований и правил поведения, равнозначно разделить времяпровождение с ребенком, а самое главное – поддерживать авторитет второго родителя в глазах ребенка, не позволяя неуважительных высказываний в сторону бывшего супруга (супруги). Это особенно важно, если папа имеет активное участие в жизни ребенка, что на сегодняшний день, скорее исключение.

      При учете вышеперечисленных психолого-педагогических рекомендаций возможно снизить интенсивность стрессовой реакции ребенка и гармонизировать последствия ситуации развода для взрослых, а именно:

  1. Авторитет каждого родителя будет способствовать эффективности воспитательной позиции родителей, особенно, когда ребенок перейдет в подростковый возраст.
  2. Ребенок будет уверен, что он любим и нужен обоим родителям, что, в свою очередь, является необходимым условием формирования адекватной самооценки и здоровой личности.
  3. Каждый из родителей будет иметь больше свободного времени на отдых, что способствует созданию более здоровой психологической атмосферы в семье и установлению комфортных эмоциональных связей с ребенком.