Педагогический вклад Л. Н. Толстого

Гиззатуллина Эльвира Минрахмановна

Гиззатуллина Эльвира Минрахмановна

МБОУ гимназия №1 г. Агрыз  Агрызского муниципального района РТ

 учитель начальных классов I квалификационной категории

 

Педагогический вклад  Л. Н. Толстого

        Педагогические труды Л.Н.Толстого явились уникальным вкладом в науку воспитания и образования. Лев Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Цель школы, по Л. Н. Толстому, — это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения и воспитания — это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. Лев Толстой говорил, что если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать. Взгляды Л.Н. Толстого на проблемы образования, воспитания, развития ребенка не были оторваны от жизни, они питались самой жизнью и вытекали из его педагогического опыта.   

      2018 год в Татарстане посвящен классику русской литературы Льву Николаевичу Толстому. Казань занимает в его биографии заметное место. Правда, об этом мало кто знает. Поэтому мы и решили посвятить свою проектную работу Л.Н. Толстому, но узнать его как педагога, как человека, который открыл школу и преподавал в ней математику для крестьянских детей.

      Казань для Льва Толстого – город, с которым он был связан родственными и дружескими узами. Прадед Льва Толстого был воеводой в городе Свияжске, дед И.А.Толстой был казанским губернатором (1815-1820гг), отец Николай Ильич Толстой, участник войны 1812 года после выхода в отставку жил в Казани, а после женитьбы на Марии Николаевне Волконской переехал в имение жены Ясную Поляну, где 28 августа 1828 года и родился Лев Николаевич Толстой. Тетка великого писателя, Пелагея Ильинична Юшкова, казанская помещица стала опекуном Льва Толстого, его братьев и сестры после смерти родителей. В 1841 году тринадцатилетний Лев Толстой переезжает в Казань. В 1844 году Лев Толстой поступил в Казанский Императорский Университет на отделение восточной словесности. В 1847 году, оставив учебу в Университете, Лев Толстой покинул Казань. Он унаследовал Ясную Поляну – имение своей матери.

      В 1848 году Л.Н. Толстой  начал свою педагогическую деятельность в Ясной Поляне. Но вскоре Толстой вынужден был прекратить эти занятия из-за поступления на военную службу. Возобновил он педагогическую работу в 1859 году, уже, будучи известным писателем и участником знаменитой обороны Севастополя.

       В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей – одну из первых народных школ. Сам Толстой преподавал в своей школе математику и историю, проводил физические эксперименты.

       В 1872 году была напечатана составленная им книга «Азбука». Еще через три года Лев Николаевич издал «Новую азбуку» и четыре «Книги для чтения». Лев Николаевич написал и опубликовал несколько выпусков оригинальной «Азбуки». Эти книги содержали и сведения из арифметики. Он систематизировал их и издал в 1874 году в книге «Арифметика». В ней Л.Н. Толстой дал и ценнейшие методические указания для учителя. Таким образом, изданию этой книги предшествовал его многолетний опыт работы в Яснополянской школе.

    Он изучает организацию образования в России и за рубежом, ведет педагогические исследования, издает педагогический журнал «Ясная Поляна».

       Впоследствии Толстой был избран в состав одного из земств и внес большой вклад в создание новых школ. Кроме того, он разработал проект крестьянской учительской семинарии. Сам Толстой шутливо называл такую семинарию «университетом в лаптях». Лев Николаевич представил проект этой семинарии в министерство народного просвещения и в 1876 году смог добиться его одобрения..

     Гениальные люди гениальны почти во всех своих начинаниях. Великий русский писатель и философ Лев Николаевич Толстой имел оригинальные педагогические воззрения. Его деятельности в области народного образования посвящена обширная литература. Однако не все заслуги Толстого еще получили должного освещения и признания. Например, почти никто из учителей начальных классов не знает методику преподавания математики «по-Толстому», не держал в руках его «Арифметику». В истории известны настоящие жемчужины математического творчества – «Задачи Л.Н. Толстого».

  Математика неисчерпаема и многогранна, одного покоряет ее логическая стройность, другого – абстрактный метод, третий ценит в ней величайшую полезность. Единство особенности математики – это так же ее особенность, которая составляет ее красоту.

Читая художественные произведения, мы часто  встречаем в  них элементы математики.

Математика и литература, не так далеки  друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.

 Проанализировав преподавание математики в школах, великий мастер слова подверг острой критике официально признанную методику преподавания начал математики. Методические искания привели Толстого к правильному выводу: "Математика имеет задачей не обучение счислению, но обучение приёмам человеческой мысли при исчислении".

        Им был написан учебник "Арифметика" в двух частях с указаниями для учителя. «Арифметика» Толстого резко отличалась по своему содержанию не только от учебников арифметики своего времени, но и от учебников арифметики  последующих десятилетий.

«Арифметика» содержит две части: «Целые числа» и «Дроби». Часть I имеет разделы: «Счисление», «Сложение и вычитание», «Умножение и деление». Часть II содержит разделы: «Десятичные дроби. Разные счисления», «Переименование дробей», «Четыре действия над простыми дробями»

      Л.Толстой составил таблицу четырех счислений, в которой содержится название чисел, их запись в славянском, римском, арабском счислении, а также,  как откладывается каждое из чисел на русских счетах. В своём уезде он занялся школьным делом. Предметом особого увлечения Л.Н.Толстого были занимательные задачи или задачи с неожиданными, нестандартными решениями и результатами. Писатель с интересом собирал такие задачи, знал их очень много и всегда с удовольствием предлагал их членам семьи, знакомым, гостям.

       Лев Николаевич Толстой считал, что при обучении математике важнее всего осмысленность математических действий, понимание, которое обеспечивается работой собственной мысли ученика, опорой на практическую деятельность, а не на зубрежку.

Лев Николаевич выдвигает важные, как теперь говорят, дидактические принципы: учет индивидуальных особенностей ребенка и его интересов, развитие творческих способностей, самостоятельности и мышления.

Он категорически возражал против включения в учебник сложных и громоздких обоснований различных правил. Большое внимание он уделял решению задач, но не включил в учебник усложненных задач. Математика в жизни Толстого занимала особое значение.

В Яснополянской школе домашние задания не задавались. Ученик шел в школу, неся «только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера». Занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Школа добивалась прекрасных результатов. За три месяца дети приобретали умение бегло читать.

Тем не менее, самоотверженная борьба Л.Н. Толстого за обновление методов преподавания арифметики, за признание его «Арифметики» окончилась неудачей. Но Граф Л.Н. Толстой привлек внимание общества к проблеме: чему и как учить в начальной школе.

        Лев Николаевич Толстой был наставником и воспитателем, педагогом, много сделавший для России, для русских детей и для русского образования в целом. Толстой всю свою жизнь посвятил работе: он преподавал, был инициатором многих проектов, создавал учебники, писал романы, статьи, выпускал книги для детей, разрабатывал различные методы обучения; в его доме всегда было много детей, с которыми он душевно разговаривал, помогал разобраться в сложных вопросах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_vklad_l._n._tolstogo.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Гиззатуллина Эльвира Минрахмановна

МБОУ гимназия №1 г. Агрыз  Агрызского муниципального района РТ

 учитель начальных классов I квалификационной категории

Педагогический вклад  Л. Н. Толстого

        Педагогические труды Л.Н.Толстого явились уникальным вкладом в науку воспитания и образования. Лев Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Цель школы, по Л. Н. Толстому, — это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения и воспитания — это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. Лев Толстой говорил, что если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать. Взгляды Л.Н. Толстого на проблемы образования, воспитания, развития ребенка не были оторваны от жизни, они питались самой жизнью и вытекали из его педагогического опыта.  

      2018 год в Татарстане посвящен классику русской литературы Льву Николаевичу Толстому. Казань занимает в его биографии заметное место. Правда, об этом мало кто знает. Поэтому мы и решили посвятить свою проектную работу Л.Н. Толстому, но узнать его как педагога, как человека, который открыл школу и преподавал в ней математику для крестьянских детей.

      Казань для Льва Толстого – город, с которым он был связан родственными и дружескими узами. Прадед Льва Толстого был воеводой в городе Свияжске, дед И.А.Толстой был казанским губернатором (1815-1820гг), отец Николай Ильич Толстой, участник войны 1812 года после выхода в отставку жил в Казани, а после женитьбы на Марии Николаевне Волконской переехал в имение жены Ясную Поляну, где 28 августа 1828 года и родился Лев Николаевич Толстой. Тетка великого писателя, Пелагея Ильинична Юшкова, казанская помещица стала опекуном Льва Толстого, его братьев и сестры после смерти родителей. В 1841 году тринадцатилетний Лев Толстой переезжает в Казань. В 1844 году Лев Толстой поступил в Казанский Императорский Университет на отделение восточной словесности. В 1847 году, оставив учебу в Университете, Лев Толстой покинул Казань. Он унаследовал Ясную Поляну – имение своей матери.

      В 1848 году Л.Н. Толстой  начал свою педагогическую деятельность в Ясной Поляне. Но вскоре Толстой вынужден был прекратить эти занятия из-за поступления на военную службу. Возобновил он педагогическую работу в 1859 году, уже, будучи известным писателем и участником знаменитой обороны Севастополя.

       В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей – одну из первых народных школ. Сам Толстой преподавал в своей школе математику и историю, проводил физические эксперименты.

       В 1872 году была напечатана составленная им книга «Азбука». Еще через три года Лев Николаевич издал «Новую азбуку» и четыре «Книги для чтения». Лев Николаевич написал и опубликовал несколько выпусков оригинальной «Азбуки». Эти книги содержали и сведения из арифметики. Он систематизировал их и издал в 1874 году в книге «Арифметика». В ней Л.Н. Толстой дал и ценнейшие методические указания для учителя. Таким образом, изданию этой книги предшествовал его многолетний опыт работы в Яснополянской школе.

    Он изучает организацию образования в России и за рубежом, ведет педагогические исследования, издает педагогический журнал «Ясная Поляна».

       Впоследствии Толстой был избран в состав одного из земств и внес большой вклад в создание новых школ. Кроме того, он разработал проект крестьянской учительской семинарии. Сам Толстой шутливо называл такую семинарию «университетом в лаптях». Лев Николаевич представил проект этой семинарии в министерство народного просвещения и в 1876 году смог добиться его одобрения..

     Гениальные люди гениальны почти во всех своих начинаниях. Великий русский писатель и философ Лев Николаевич Толстой имел оригинальные педагогические воззрения. Его деятельности в области народного образования посвящена обширная литература. Однако не все заслуги Толстого еще получили должного освещения и признания. Например, почти никто из учителей начальных классов не знает методику преподавания математики «по-Толстому», не держал в руках его «Арифметику». В истории известны настоящие жемчужины математического творчества – «Задачи Л.Н. Толстого».

  Математика неисчерпаема и многогранна, одного покоряет ее логическая стройность, другого – абстрактный метод, третий ценит в ней величайшую полезность. Единство особенности математики – это так же ее особенность, которая составляет ее красоту.

Читая художественные произведения, мы часто  встречаем в  них элементы математики.

Математика и литература, не так далеки  друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.

 Проанализировав преподавание математики в школах, великий мастер слова подверг острой критике официально признанную методику преподавания начал математики. Методические искания привели Толстого к правильному выводу: "Математика имеет задачей не обучение счислению, но обучение приёмам человеческой мысли при исчислении".

        Им был написан учебник "Арифметика" в двух частях с указаниями для учителя. «Арифметика» Толстого резко отличалась по своему содержанию не только от учебников арифметики своего времени, но и от учебников арифметики  последующих десятилетий.

«Арифметика» содержит две части: «Целые числа» и «Дроби». Часть I имеет разделы: «Счисление», «Сложение и вычитание», «Умножение и деление». Часть II содержит разделы: «Десятичные дроби. Разные счисления», «Переименование дробей», «Четыре действия над простыми дробями»

      Л.Толстой составил таблицу четырех счислений, в которой содержится название чисел, их запись в славянском, римском, арабском счислении, а также,  как откладывается каждое из чисел на русских счетах. В своём уезде он занялся школьным делом. Предметом особого увлечения Л.Н.Толстого были занимательные задачи или задачи с неожиданными, нестандартными решениями и результатами. Писатель с интересом собирал такие задачи, знал их очень много и всегда с удовольствием предлагал их членам семьи, знакомым, гостям.

       Лев Николаевич Толстой считал, что при обучении математике важнее всего осмысленность математических действий, понимание, которое обеспечивается работой собственной мысли ученика, опорой на практическую деятельность, а не на зубрежку.

Лев Николаевич выдвигает важные, как теперь говорят, дидактические принципы: учет индивидуальных особенностей ребенка и его интересов, развитие творческих способностей, самостоятельности и мышления.

Он категорически возражал против включения в учебник сложных и громоздких обоснований различных правил. Большое внимание он уделял решению задач, но не включил в учебник усложненных задач. Математика в жизни Толстого занимала особое значение.

В Яснополянской школе домашние задания не задавались. Ученик шел в школу, неся «только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера». Занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Школа добивалась прекрасных результатов. За три месяца дети приобретали умение бегло читать.

Тем не менее, самоотверженная борьба Л.Н. Толстого за обновление методов преподавания арифметики, за признание его «Арифметики» окончилась неудачей. Но Граф Л.Н. Толстой привлек внимание общества к проблеме: чему и как учить в начальной школе.

        Лев Николаевич Толстой был наставником и воспитателем, педагогом, много сделавший для России, для русских детей и для русского образования в целом. Толстой всю свою жизнь посвятил работе: он преподавал, был инициатором многих проектов, создавал учебники, писал романы, статьи, выпускал книги для детей, разрабатывал различные методы обучения; в его доме всегда было много детей, с которыми он душевно разговаривал, помогал разобраться в сложных вопросах.