Использование игровой деятельности на уроках иностранного языка в средней школе.

Васильева Анастасия Сергеевна

 На средней ступени обучения иностранному языку мотивация к его изучению должна быть подкреплена интересом учащихся к выполнению учебной дея­тельности. . Главной задачей на этом этапе становится сохранение интереса к предмету. Игровая деятельность способствует сохранению мотивации к обучению. Однако на этом этапе обучения  игра не должна являться преобладающей деятельностью на уроке, т.к. интерес к ней быстро снижается, происходит привыкание, и  в свою очередь, происходит снижение мотивации к учебе.  Необходимо отметить, что именно в этот период происходит активное физическое и эмоциональное развитие, активизируются познавательные, регулятивные коммуникативные  навыки. Очень часто подростки проявляют общественную активность, стремятся проявить себя в разных сферах.  При выборе форм игровой деятельности в средней школе  необходимо учитывать данные психофизиологические особенности, отдавая предпочтение сюжетно-ролевым, творческим, интеллектуальным играм. Немаловажное место занимают подвижные и спортивные игры. Большую популярность на уроках иностранного языка в средней школе приобрели игры-конкурсы и всевозможные викторины, поскольку в них обязательно присутствует элемент соперничества, которое играет важную роль в жизни подростков. Игровая деятельность на данном этапе также должна способствовать развитию навыков говорения, расширению словарного запаса.

Приведем примеры игр, которые можно использовать на уроках иностранного языка на средней ступени обучения.

 Игра «Группы» способствует развитию навыков построения монологического высказывания с опорой на известную лексику. Класс делится на две группы. Цель игры - рассказать о преимуществах нахождения в данной группе. Игру можно проводить в движении или стоя.

Игра «Рецепт» активизирует использование знакомой лексики в ситуации спонтанного общения. Класс делится на группы. Каждая группа придумывает рецепт блюда и его презентацию. Из числа учеников также выбирают независимых экспертов, которые должны оценить работу групп по ряду критериев, включая языковую сторону презентации. Презентация блюда должна быть ограничена во времени. Побеждает группа, набравшая большее количество баллов.

         Большое поле для творчества предоставляет такой вид игр, когда необходимо пройти нарисованное игровое поле, бросая кубик, делая ход и    выполняя ряд заданий на каждом этапе, однако необходимо учитывать, что задания должны носить устный характер и быть ориентированными на изучение активизацию лексики.

Игра "Олимпийский факел" способствует активизации лексики по теме «Страны и национальности». На доске записывается предложение с использованием лексики по теме, например A Greek athlete carried the Olympic torch to Italy. Далее учащиеся продолжают  эту цепочку, добавляя по предложению, например An Italian athlete carried it to Spain. Ошибившийся участник выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока  не останется один победитель.

Игра «Что изменилось активизирует навыки использования грамматических конструкции и лексики по теме. Выбирается один учащийся, который  выходит из класса. В это время в классе происходят какие-то изменения. Ученики меняются местами, передвигаются предметы мебели, открывается окно и т. п. Войдя обратно в класс, выбранный ученик должен ответить на вопрос «What has changed?» т. е. назвать всё, что изменилось в классе.

Сюжетно-ролевая игра «Аэропорт». Среди учащихся распределяются роли сотрудников аэропорта, путешественников и т.д, Ученики проигрывают диалоги, с использованием лексики по теме и соответствующих грамматических структур.

        Литература

1. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению – [Текст] / Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 2006. 

2. Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка – [Текст] / Ю. Я. Пучкова. – М.: АСТ, 2003

3. Фришман, И. Коммуникативные, ситуационно – ролевые игры, конкурсы // Воспитательная работа в школе. – 2005. – № 2. – С. 119 – 126.