Творчество

Воробьева Валентина Николаевна

Что же такое творчество в общепринятом понимании? Вопрос...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Осмысление термина ТВОРЧЕСТВО36.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступить в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т. д. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового.

     Психологические исследования показали, что творчеству благоприятствуют развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, чуткость к появлению проблемы, готовность к волевому напряжению и многое другое. Считается, что научное творчество связано с направленностью на поиск «логически возможного» ( в отличие от «логически необходимого»), что позволяет приходить к неожиданным результатам. При этом установлено, что никакое отвлеченное познание невозможно в полном отрыве от чувственного. Поэтому важное значение в процессе творчества – в любой области деятельности – имеет воображение, т. е. мысленное представление образов и оперирование ими. Известно также, что творческие возможности зависят не только от способностей, ума, но и от определенных черт характера.

     Истоки творческих сил человека восходят к детству – к той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Тяготение к играм – творческое начало в детях – по-своему характеризует и последующий, переходный возраст. Потребность подростков в играх – это потребность в свершениях, в созидании.

      Разумеется, все психические свойства ребенка формируются и развиваются в ходе взаимодействия его с окружающим миром, под влиянием обучения и воспитания в самом широком значении этих слов. Именно в определенные годы детства обнаруживаются возрастные предпосылки творчества. Можно ли назвать проявления активности в годы возрастного развития творческими? Да, если иметь в виду, конечно, не объективную значимость того, что создается, а сами поисковые усилия и тягу к созиданию, благодаря которым возникает нечто, не бывшее ранее. По-видимому, подобно готовности к учению, и расположенность к творчеству – в ее индивидуальном своеобразии – может быть свойственна каждому здоровому ребенку. При этом обнаруживается, что свойственная детям эмоциональность, их готовность одушевлять окружающие предметы благоприятствуют образному мышлению, свободному полету фантазии.

      Присмотритесь: разве во время игры ребенок не делается то актером, то музыкантом? Разве не бывает одновременно сочинителем, режиссером и исполнителем довольно сложного действа? Игра ребенка похожа на древнейшие формы искусства, когда еще не разделилось творчество литературное и музыкальное, драма и танец, авторство и исполнительство, К сожалению, этот период недолог.

     Где-то в первые годы школьной жизни в ребенке умирает актер-импровизатор, мим и танцор: кончается ролевая игра. Может быть, исчерпывает себя, а может быть, и это более вероятно – пересекается несколько преждевременно и излишне резко. И многие способности ребенка, которые расцвели в творческих играх, не находят дальнейшего развития в новых формах деятельности растущего человека, просто отбрасываются и даже искореняются как не соответствующие нуждам и критериям школьного обучения.

     Лет в десять – одиннадцать мы прощаемся с ребенком-художником. То, что он может делать сам, уже не удовлетворяет его; попытки специального обучения во многих случаях только способствуют охлаждению. А чего стоит наша ироническая оценка его рисунков, высказанные вслух соображения о его неспособности!

     И наступает момент, когда «взрослые» молодые люди забывают, что недавно были в мире искусства «своими». А может, даже не подозревают, что жили в этом мире. Им странно и подумать, что можно было сочинять рассказы и песни, самозабвенно изображать фею, медведя, инопланетянина. Они не решатся нанести контур рисунка на лист белой бумаги. Вед. Для всего этого нужны особые способности, которых у них «нет и никогда не было».

     Главная цель – в том , чтобы каждый человек, независимо от будущей его профессии, приобрел способность так относится к жизни, к природе, к другому человеку, к истории своего народа, к ценностям культуры, как относится ко всему настоящий, большой художник. Без опыта такого отношения ребенку трудно стать гармонически развитым человеком…

     Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы.

     Для детей со скрытыми потенциями творчества много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, т. е. ни семья, ни школа не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей могут возникнуть черты тревожности, невротизма. Это накладывает на людей, занимающихся обучением и воспитанием творчески одаренных детей, большую ответственность.

     Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, педагоги и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идей, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем. На каждого ребенка смотреть как на индивида с особыми возможностями, дарованием. Если, по мнению американского психолога Розенталя, ожидать «выдающихся успехов» от детей, они действительно эти успехи начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными.

     На уроках такие дети должны получать как можно чаще задания творческого характера, проявлять себя на поприще художественного творчества, демонстрировать актерское мастерство на сцене. Творческие задания даются всем. При выполнении таких заданий оценивается только успех. Кто не выполнил задание - не беда, обязательно получится в следующий раз.

     Для того чтобы ученик смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности, поэтому творческие способности и достижения ученика не следует оценивать с позиций общепринятых нормативных стандартов. Особо отмечаются индивидуальные достижения ребенка.

     Зачастую, по отношению к детям с различными проявлениями творческой одаренности демонстрируется или восхищение или, наоборот, скептическое, настороженное поведение. Следует помнить, что по отношению к любым детям, а тем более к творческим, являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения.

Творческого, одаренного ребенка не следует выставлять напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости и гордости родителей и школы. В ребенке следует поощрять желание работать ради работы, а не его стремление обогнать школьных товарищей.

     Наиболее правильная форма воспитания творчески одаренных детей – общаться с ними, как с таковыми и в тоже время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений. Необходимо, чтобы воспитание оживляло и поддерживало чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.