Причины самоповреждающего поведения у подростков

В настоящее время участились случаи самоповреждающего поведения, в частности, у подростков. Рассмотрим причины, приводящие к такому поведению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_samopovrezhdayushchego_povedeniya_u_podrostkov.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Причины самоповреждающего поведения у подростков

В настоящее время участились случаи самоповреждающего поведения, в частности, у подростков.

Под самоповреждающим поведением мы понимаем действия аутоагрессивного характера, которые направлены на сознательное нанесение физического ущерба своему телу. Такое поведение редко приводит к летальному исходу.  Данное поведение социально неприемлемо. Подросток совершает подобные действия, т.к. стремится снизить напряжение, справиться со стрессом.  

В формировании аутоагрессивного поведения важную роль играет семья. Если у подростка отсутствует правильная модель семьи, то это зачастую приводит к разнообразным нарушениям в психическом и личностном развитии человека.

Подростковый период – самый значимый возрастной кризис, в который происходит гормональный сдвиг, влияющий на социальные и личностные изменения.  В это время у подростка формируются и устанавливаются межличностные отношения, определяется его место в обществе, вырабатываются морально-этические принципы, ценностные ориентации.

Различные исследователи выделяют две основные причины самоповреждений: самоповреждения, обусловленные ритуалами, обычаями; девиантно-патологические самоповреждения.

При изучении типов изменений характера детей и подростков в зависимости от характера родительской семьи, можно выделить общие моменты, играющие существенную роль в формировании последующих нарушений поведения:

  • неправильное воспитание ребенка;
  • длительность воздействия неблагоприятной обстановки.

Акты самоповреждающего поведения можно встретить как при нормальном, так и при нарушенном психическом развитии, при различных формах психических расстройств и соматических заболеваний.

В качестве базовых социальных факторов, запускающих самоповреждающее поведение можно рассматривать эмоциональное, физическое или сексуальное насилие; семейную враждебность и постоянную критику со стороны родителей; смерть или развод в семье; одиночество и проблемы в семейных отношениях; семейные аутодеструктивные формы поведения; проблемные отношения со сверстниками, буллинг; наличие самоповреждающих форм поведения в референтной группе.

Дефицит в данной области усугубляется недостаточным пониманием и выражением эмоций, высоким уровнем негативных эмоций, склонностью к подавлению негативных чувств и мыслей, пониженной толерантностью к стрессу и негативным эмоциональным состояниям.

К группе риска относятся люди, страдающие различными формами психических и поведенческих расстройств, — депрессией, фобиями, психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления психо-активных веществ; с недостаточностью навыков решения проблем, отличающиеся импульсивностью, сниженным самоконтролем, эмоциональной и поведенческой лабильностью; уязвимостью, трудностью в сфере эмоциональных реакций; с высоким уровнем безнадежности, одиночества и агрессии, росшие в среде, препятствующей выражению гнева. Как правило, для подростков с самоповреждающим поведением характерен низкий уровень враждебности и соответствующий социальный статус.

Цели и мотивы самоповреждающего поведения могут быть разные. В их числе:

− избавление от чувства опустошенности, депрессии, чувства нереальности происходящего;

− снятие напряжения;

− желание ослабить эмоциональную боль (когда эмоции слишком сильные, с ними не получается бороться, от физической боли становится легче);

− выход агрессии, злости, раздражения, которые, часто из-за страха или неумения управлять такими эмоциями, направляются внутрь, а не наружу;

− уход от ощущения немоты (многие говорят, что наносят повреждения, чтобы хоть что-то почувствовать, удостовериться, что живой);

− потребность почувствовать реальность происходящего вокруг (способ бороться с ощущениями деперсонализации, расщепления личности, диссоциации);

− ради ощущения защищенности и исключительности;

− чтобы испытать эйфорию;

− чтобы не совершать попытки самоубийства;

− чтобы выразить боль, сильные эмоции, с которыми не получается справляться и терпеть сил нет;

− повлиять на поведение других людей;

− попытаться показать другим, что творится у тебя внутри и насколько тебе тяжело;

− просьба / крик о помощи;

− выражение или подавление сексуальности;

− попытка выразить или бороться с ощущением отчужденности, отстраненности, одиночества;

− подтвердить реальность боли (раны, порезы как доказательства того, что эмоции настоящие);

− самонаказание (немалая часть тех, кто наносит себе повреждения, в детстве сталкивались с насилием в семье и нередко сами были объектами насилия, и они продолжают наказывать уже сами себя);

− биохимическое снятие напряжения;

− чтобы отвлечься от чего-то, что слишком болезненно (мыслей, воспоминаний, эмоций, чего-то, что может быть прямо перед тобой);

− попытка повлиять на контроль над собственным телом (часто при анорексии);

− предотвращение чего-то еще более худшего.

Большинство перечисленных причин связаны, в той или иной степени, с контролем над своими чувствами, эмоциями, эмоциональными реакциями, возникающими внутри человека в моменты, когда он чувствует себя непривлекательным, никому не нужным и беспомощным. Ощущение покинутости порождает чувство вины, социальную изоляцию и, как следствие, ощущение острой душевной боли. Именно непреодолимое желание избавиться от этой боли толкает к самоповреждающему поведению. Перевод психологической боли в физическую дает временное душевное облегчение, но усиливает чувство вины и социальную изоляцию.

Исследователи, изучавшие родительские послания, обнаружили взаимосвязь между аутоагрессией и родительскими посланиями «Не существуй» и «Не будь ребёнком». Наиболее часто основной причиной этого исследователи называют атмосферу физической и/или психологической брошенности ребенка, формирующей осознаваемое или нет, чувство собственной ненужности и нелюбви.

В коррекционно-терапевтической работе с самоповреждающим поведением психолог должен, прежде всего, понять цель и мотив поведения и что это поведение подкрепляет. Кроме этого важно помнить о неэффективных

способах профилактики, таких как массовое распространение информации о самоповреждении (на школьных собраниях или в информационных буклетах) и использование графических материалов тревожащего и шокирующего содержания.

Список использованных источников

  1. Меденцева Т.А., Вытчикова М.И., Иванова А.А. Значение неполной семьи для формирования аутоагрессивной траектории // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2018. №2.
  2. Таранова Е. И. Семья как фактор, влияющий на формирование аутоагрессивного, суицидального поведения в подростковом возрасте// Научные ведомости БелГУ. Серия: Медицина. Фармация. 2011. №10 (105).
  3. Чуева Елена Николаевна Самоповреждающее поведение детей и подростков // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2017. №1 (29)

 

Комментарии

ELENA Ahmadeeva

Согласна со статьей коллеги,по роду деятельности приходиться работать с детьми-подростками с самоповреждающим поведением(чаще всего этот нанесение неглубоких порезов на запястье),в моей практике это чаще всего девушки.Оставлять без внимания таких детей нельзя,они "как быть кричат посмотрите как мне плохо",чаще всего цель привлечь внимание взрослых или показать своему парню...Нужно прорабатывать досконально каждую конкретную ситуацию и держать под наблюдением данных детей.
В отдельных случаях провести консультацию у психоневролога,психиатра.

Иванова Нина Сергеевна

Спасибо, очень хорошая статья!