О рассказе Л. Н. Толстого "Кавказский пленник"

Стеклов Юрий Николаевич

О рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

 

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (1872) интересен тем, что в нём нет возвращения домой, но есть возвращение героя из плена к своим, на место службы, которое становится для Жилина временным домом. Придёт пора, и он вернётся домой, но не сейчас: боевой офицер не может оставить своих солдат и товарищей на войне, особенно после того, что он испытал в плену. Не до плена, а именно после него Жилин становится ещё ближе к своему дому. Если бы он в начале рассказа вернулся домой, к матери, и, женившись, подал в отставку, то настоящее возвращение не состоялось бы, он бы стал просто вторым Костылиным. Господь посылает герою серьёзное испытание, которое он выдержал с честью. Не Костылин, а Жилин постоянно употребляет в своей речи слово «Бог». И отнюдь не всуе! Лишь три героя одухотворены Божьей благодатью: Жилин, его мать и Дина. Остальные герои, хотя в них и появляются время от времени еле заметные проблески человечности, автором показаны блудными детьми, так и не пожелавшими вернуться к Отцу своему. А Жилин всегда с Ним. «Бог даст – и сам выберусь», – думает он, готовясь к побегу. Пленник часто крестится и молится, хотя дьявол пытается сбить его с праведного пути, поэтому Жилин думает о Костылине: «И чорт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел». А когда эта «колода», сидя на нём, давит его за горло, Иван просит «ради Христа» не делать этого.

     Самое удивительное и загадочное место в рассказе – это маленький эпизод, когда Жилин складывает руки и молится тринадцатилетней девочке. Почему не «говорит», не «просит», не «уговаривает», а «молится»? Только ли потому, что над героем нависла смертельная опасность и спасти его может только Дина? В таком случае это было бы самоуничижение героя и ничем не оправданное возвеличение девочки. Молиться ей, как Богу! Не кощунство ли это? Чтобы понять авторский замысел, нам нужно искать и найти художественные детали, раскрывающие смысл этого загадочного эпизода. Есть ли они в тексте рассказа? Да, есть. И не мало!..

     Помнишь ли ты, дорогой читатель, отрывок из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в котором говорится о звёздах? «Мне стало смешно, – думает Печорин, – когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия». Как видите, Печорин смеётся над звёздами и людьми, которые верили в них как в высшие силы. В рассказе Толстого тоже небо усыпано звёздами, на которые с надеждой смотрит только Жилин, а Костылин, как и Евгений Базаров, даже голову не поднимает. Звёзды освещают Ивану путь, помогают держать правильное направление в прямом и переносном смысле. Звёзды – это олицетворение высших сил, самого Господа Бога. И вот решающий момент: у девочки Дины «глаза в темноте светятся и блестят, как звездочки». Она как будто превращается в посланницу небес! Молясь ей, Жилин фактически молится Богу!

18.07.2019                   Сергиев Посад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_rasskaze_l._n._tolstogo_kavkazskiy_plennik.docx13.62 КБ

Предварительный просмотр:

О рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (1872) интересен тем, что в нём нет возвращения домой, но есть возвращение героя из плена к своим, на место службы, которое становится для Жилина временным домом. Придёт пора, и он вернётся домой, но не сейчас: боевой офицер не может оставить своих солдат и товарищей на войне, особенно после того, что он испытал в плену. Не до плена, а именно после него Жилин становится ещё ближе к своему дому. Если бы он в начале рассказа вернулся домой, к матери, и, женившись, подал в отставку, то настоящее возвращение не состоялось бы, он бы стал просто вторым Костылиным. Господь посылает герою серьёзное испытание, которое он выдержал с честью. Не Костылин, а Жилин постоянно употребляет в своей речи слово «Бог». И отнюдь не всуе! Лишь три героя одухотворены Божьей благодатью: Жилин, его мать и Дина. Остальные герои, хотя в них и появляются время от времени еле заметные проблески человечности, автором показаны блудными детьми, так и пожелавшими вернуться к Отцу своему. А Жилин всегда с Ним. «Бог даст – и сам выберусь», – думает он, готовясь к побегу. Пленник часто крестится и молится, хотя дьявол пытается сбить его с праведного пути, поэтому Жилин думает о Костылине: «И чорт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел». А когда эта «колода», сидя на нём, давит его за горло, Иван просит «ради Христа» не делать этого.

     Самое удивительное и загадочное место в рассказе – это маленький эпизод, когда Жилин складывает руки и молится тринадцатилетней девочке. Почему не «говорит», не «просит», не «уговаривает», а «молится»? Только ли потому, что над героем нависла смертельная опасность и спасти его может только Дина? В таком случае это было бы самоуничижение героя и ничем не оправданное возвеличение девочки. Молиться ей, как Богу! Не кощунство ли это? Чтобы понять авторский замысел, нам нужно искать и найти художественные детали, раскрывающие смысл этого загадочного эпизода. Есть ли они в тексте рассказа? Да, есть. И не мало!..

     Помнишь ли ты, дорогой читатель, отрывок из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в котором говорится о звёздах? «Мне стало смешно, – думает Печорин, – когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия». Как видите, Печорин смеётся над звёздами и людьми, которые верили в них как в высшие силы. В рассказе Толстого тоже небо усыпано звёздами, на которые с надеждой смотрит только Жилин, а Костылин, как и Евгений Базаров, даже голову не поднимает. Звёзды освещают Ивану путь, помогают держать правильное направление в прямом и переносном смысле. Звёзды – это олицетворение высших сил, самого Господа Бога. И вот решающий момент: у девочки Дины «глаза в темноте светятся и блестят, как звездочки». Она как будто превращается в посланницу небес! Молясь ей, Жилин фактически молится Богу!