"Творчество и нравственность"

Кретинина Юлия Юрьевна

Для многих соединение слов "творчество " и "нравственность" звучит как трюизм, который модно опровергать примерами из "мира науки". Действительно, высоким интеллектом может обладать и человек безнравственный, но никто еще не доказал , что, во-первых , безнравственность способствует творчеству , во-вторых , что творческий склад ученого и его преуспевание на научной ниве-одно и то же. Бесспорно одно: когда мы говорим о великих творцах , мы говорим и о великих личностях. Эта истина часто ускользает в конкретном анализе творчества, но сами творцы всегда понимали всю серьезность этой зависимости. 

Возникает вопрос, какой же строй личности более устойчив к деформирующим воздействиям внешних условий, какие личностные ориентации способствуют этому или, наоборот, ведут к инволюции творческой личности?

Истинно творческой личностью может быть человек и одержимый, и увлекающийся, им может быть ученый-эрудит и человек от станка, но в любом случае творческая личность предполагает высокий уровень интеллктуальной активности. История науки дает большое число примеров мужества и удивительного бескорыстия первооткрывателей. Портреты самоотверженных , рисковавших даже жизнью подвижников науки потребовали бы, вероятно, для своего размещения огромной галереи. Среди них мы увидели бы да Винчи, Коперника, Галуа и Бора, Вернадского и Курчатова. Виднейшие ученые не раз подчеркивали : необходимо иметь огромное мужество, чтобы не пугаться собственных выводов и довести их до конца, рискуя личным успехом. Ярчайшим примером ученого, умевшего ломать любые психологические барьеры, ученого с чувством ответственности за все, что есть и что будет после него, может служить академик Королев. Его в высшей степени активная жизненная позиция была синтезом мощного интеллекта и подлинной нравственности, в которой гражданское мужество и принципиальность органически сочетались с исключительной скромностью и человечностью. Вышеприведенные соображения имеют непосредственно практический выход, так как требуют определенной , нетрадиционнной стратегии работы со способными детьми.  

Нельзя, конечно, утверждать, что стремление получить похвалу или высокую отметку, победить на конкурсе или смотре знаний , завоевать награду-это плохо. И похвала, и победа на конкурсе или олимпиаде, иогут выступать как закономерный результат вложенного труда и форма общественного признания. Но когда происходит то, что в психологии называется "сдвигом мотива на цель", награда и средство подкрепления становятся мотивом поступка и ребенок действует уже "не честь, а почести любя".

Лучшие педагогические умы понимали всю сложность и деликатность этой проблемы. Известный советский педагог В.А. Сухомлинский почеркивал, как важно не допустить, чтобы удовольствие и радость от похвалы оказались сильнее удовольствия от доброго деяния. Он считал , что похвала и ласка-очень нужные вещи, но ими надо умело пользоваться. 

Отдавая должное высокой нравственности, ее позитивному вкладу в становление интеллектуальной активности, не следует упрощать картину : хороший человек-творческий, плохой человек-не творческий. Сложную жизненную диалектику четко и просто обозначил  А.С. Пушкин:

"Пока не призовет поэта к священной жертве Апполон, В заботах суетного света он малодушно погружен; Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется , Душа поэта встрепенется , как пробудившийся орел"

Длительный цикл исследований позволяет Д.Б. Богоявленской утверждать, что не только и не столько мастерство рук и сила ума, а именно смысл жизни , понятный определенным образом, через цепь нравственных выборов определяет способность личности к творчеству.