Заседание районного методического объединения учетелей технологии

Баланцева Ольга Николаевна

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО):

«Методы и формы активного обучения в контексте внедрения ФГОС»

Вступление

         Все дети, которых я учу, очень мне дороги и по-своему родные, ведь приходят они учиться совсем маленькие, а уходят взрослые, рассудительные, со своими идеями и багажом знаний.                                                          

         Любовь к детям, желание помочь им найти себя в этой жизни, помочь решить и преодолеть проблемы и побудило меня стать учителем, только обладая любящим сердцем и воплощая эту любовь в отношения с окружающими, человек может достичь истинных ценностей.

         В этом и состоит моя задача "влюбить" ребёнка в своё дело, дать ребёнку как можно больше знаний, как можно шире раскрыть его творческий потенциал, сформировать его  представление об окружающем мире. Создать систему, которая позволила бы ребёнку быть гуманным и творческим в своём настоящим и будущем.

Очень хочется, чтобы все эти аспекты, в тесном единстве образовывали целостную систему. Воспитание души и сердца является гарантией того, что интеллектуальное развитие и конкретные знания человека будут использованы им во благо всех людей.

 

1.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

 

В рамках школьной программы предметы «Технология» ориентированы на школьников, имеющих средние практические навыки и умения. Для тех, кто имеет склонность к творческим занятиям, количества времени, уделяемого школьной программой, недостаточно. У творческих детей существует потребность в более широком диапазоне знаний умений и навыков.

Реализовывать свои творческие потребности, решать вопросы гармонического развития и творческой самореализации, открывать в себе неповторимую индивидуальность поможет учащимся дополнительные занятия по внеурочной деятельности, относящаяся к художественно-эстетической направленности.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и вне учебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Такие творческие занятия позволяютученику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

 

2. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

 

Содержательный компонент программы «Декоративное творчество» по внеурочной деятельности подобран так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть занятия-вариации, занятия - творческие портреты, занятия - импровизации, занятия - праздники, занятия – эксперименты и др.

В работе используются учебные задания, работающие на решение поставленных задач: 

Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. 
• Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся. 
• Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог. 
• Формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике. 
• Воспитание активной жизненной позиции и чувства патриотизма.

Основные задачи развития учащихся: 
• Развитие интеллектуальных и творческих способностей. 
• Расширение кругозора учащихся. 
• Развитие общеучебных умения и навыков. 
• Развитие умений и навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки, ученического самоуправления. 
• Развитие личной целеустремленности, самоконтроля и др. 

Активные методы обучения на уроках технологии 
1. Работа с устными и письменными текстами на уроке. 
Традиционные формы проведения занятий, на которых учитель устно излагается учебный материал: лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала. 
На таких занятиях активность учащихся достигается за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения: 
• постановка проблемных вопросов, 
• организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др. 
2. Учебные задания, работающие на решение поставленных задач: 
• задания исследовательского характера, 
• задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, оборудования, инструментов, организации работ и т.п., 
• имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер. 
• обучающие игры.

 

Виды обучающих игр, применяемых на уроках технологии: 

 

Организационно – деятельностные  игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий). 
Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. 

 

         Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами: 
1. Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся. 
2. Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец и т.д.); 
3. Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями; 
4. Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.; 
5. Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.


Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.). 
В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам.

 

  • Игровое проектирование – может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях. 

 

Педагогом проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате. Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. Если тема урока связана с моделированием и конструированием одежды, включаю работу по созданию своих авторских моделей с обязательным отображением конструктивных линий.

 

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

 

 Образовательные технологии педагогические методы, используемые на уроках технологии: 
• неигровые методы (имитационные упражнения), 
• проектные методы обучения, 
• имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения. 
• систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий. 

 

 

3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 

         В концепции художественного образования Российской Федерации есть строчки: «Целью художественного образования становится воспитание человека-творца, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности». Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным. Тем более актуальной становится творческая деятельность детей в области изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. Это наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Разработка программы «Декоративное творчаство» актуальна и своевременна. Работа с бросовым материалом решает одну из глобальных проблем современности - сохранение экологии.

         Педагог, работающий по программе, активно использует поурочный наглядно-дидактический материал, выполненный с использованием компьютерных и Интернет – технологий, активно привлекает родителей к совместной деятельности с детьми. В этом новизна программы.

 

4.Условия реализации изменений (включая  личностно-профессиональные  качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

         Реализация данной методики возможна педагогом, владеющим современными образовательными технологиями, знаниями физиологии и психологии детей 7-10 лет. Моя работа направлена на развитие культурных ценностей в маленьком человеке. Дети – наше будущее! Так сделаем же его интереснее и краше!

 

5.Результат изменений

         Обучение программе «Декоративное творчество» позволит детям реализовать желание сделать работы общественно значимыми – подготовить их к участию в конкурсах и выставках различных уровней, тем самым создать ситуацию успеха. Воспитанники имеют грамоты, дипломы, памятные призы по декоративно-прикладному творчеству, что, несомненно, говорит о результативности данной программы.

 

         На основе изложенного выше можно сделать общие выводы: 
• Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от желания учащихся. 
• Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью. 
• Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий.

 

6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

            На моей страничке https://nsportal.ru/balantseva-olga-nikolaevna

         Вы можете подробно ознакомиться с моими работами, с работами моих учеников, с публикацией предыдущего опыта работы по теме: «Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования в условиях новых ФГОС на уроках технологии».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com