Студия искусств или художественная школа?

Пишу для тех, кто сомневается в выборе.
Работая с детьми около 20 лет и имея высшее педагогическое и специальное художественное образования могу сказать, что в основном надо смотреть на это с точки зрения психологической готовности ребенка и индивидуальных особенностей.
В основном дети одинаково проходят этапы развития психики и умений и навыков в каком либо виде деятельности. Из моего опыта работы могу сказать,что самостоятельная готовность усваивать знания приходит к 10 годам, когда ребенок может с интересом усваивать теоретические знания в изобразительной деятельности. То есть методика преподавания отличается у детей дошкольного возраста и начальной школы, и детей от 10 лет. Разделила на три группы объединенные по возрастной категории.
Существует мнение профессиональных педагогов художественных школ, что детям до 10 лет трудно учиться в художественной школе, потому что это большая учебная нагрузка, это школа, там изучают разные предметы более углубленно , чем в студии:
«Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства, как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства. По использованию изобразительных средств учащиеся изучают линейный и тоновой рисунок. По технике исполнения делают рисунки: оригинальные и печатные. По целевому назначению различают академические рисунки и творческие. В учебной и творческой работе широко применяют наброски, этюды, эскизы.
Живопись - наиболее распространенный вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. В создаваемых учащимися художественных произведениях используются - рисунок, свет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиция. Это позволяет воспроизвести на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, пространственную глубину и световоздушную среду.
Композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясной и убедительной. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции, где рисунок, цвет и сюжет объединяются.
Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Учащиеся изучают два вида скульптуры: круглую - свободно размещающуюся в реальном пространстве, и рельеф в котором объемные изображения располагаются на плоскости.
Декоративное искусство - один из видов пластических искусств. Учащиеся художественной школы изучают один из видов декоративного искусства: декоративно-прикладное искусство - создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.
История искусств- дает представление о художественной культуре как части духовной культуры человечества, познакомит с выдающимися достижениями искусства в разных странах, расскажет и научит их распознавать.»
Задают домашнее задание, 3-4 дня в неделю нужно посещать художественную школу, каждый учебный день — занятость около 3-х часов. За работы предоставленные на просмотры, а это комиссия из педагогов, дети получаю оценки. И самое важное для тех кто планирует поступать в художественный вуз дают диплом об окончании художественной школы, который может пригодиться.
Все это здорово, но не все дети выдерживают такую нагрузку, что не редко заканчивается не желанием ребенка вообще рисовать, а это как не крути, процесс тонкий, должно быть с вдохновением и желанием, только тогда можно увидеть плоды всех знаний и умений, которые дает школа.
Для более младшего возраста существуют различные студии и кружки по изобразительной деятельности, и индивидуальная работа с преподавателем, который подберет индивидуальный маршрут по этому огромному виду деятельности, потому что, как мы знаем существует множество направлений, стилей и техник рисования.
В арт-студии лето я работаю по индивидуальной программе, даю ту технику исполнения рисунка, которая наиболее адаптирована под определенный возраст. Основной упор на живопись и композицию, декоративно-прикладное искусство. Рисунок как таковой изучается в совокупности приемов и навыков определенного задания.
Методы копирования, путем от простого к сложному, и рисование с натуры. Упор на создание правильной композиции, и умение работать с цветом и с различными материалами и техниками исполнения. Для детей младшего возраста занятие проходят 2 раза в неделю без домашнего задания. Упражнения подбираются с учетом возрастной категории, интересов детей. Это не классический подход, можно сказать — новаторский, с применением творческого поиска педагогических приемов для наилучшего усвоения материала детьми.
В студии дети рисуют акварелью, гуашью, маслом, акрилом, пастелью, нетрадиционными материалами применяя разные инструменты кисти различной формы и размера, мастхин, пальчиковая живопись...
Начинать заниматься в студии можно с раннего возраста, я работаю от 2.5 лет. Делю детей по возрасту. Группа от 2.5 до 4 лет. Для этого возраста своя программа по ИЗО, занятие длится не более 20 мин, по СанПинам., но и на практике это так., за редким исключением.
Далее идет группа от 4 до 7 лет, здесь продолжительность занятия увеличивается и соответсвенно усложняется задание. В этой группе для всех одно задание, которое каждый ребенок выполняет в зависимости от возраста и способностей ребенка и идет по индивидуальному плану ( длительность, материалы и техника). Это контролируется педагогом.
Далее с возрастом относительно художественной подготовки задания и требования усложняются. Также меняется методика преподавания. В частности в младших группах я объясняю и показываю каждый элемент, композицию, работу в цвете, материалом. У более старших детей наблюдается готовность к самостоятельной работе, и соотвественно совсем другой педагогический подход.
Во многих художественных школах принимают детей с 10 лет с портфолио своих творческих работ. Для этого необходима подготовка, которую можно получить в студии. И понять хочет ли ребенок рисовать и идти по этому пути.
И еще один главный критерий — РИСОВАНИЕ развивает ребенка.
Польза рисования для детей
- Рисование – лучшее средство для развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к письму.
- Рисование влияет и на умственное развитие детей, способствует расширению запаса знаний, а также влияет на формирование словарного запаса и связной речи. Во время творческих занятий активно взаимодействуют между собой правое и левое полушария мозга.
- Рисование тесно связано и с эмоциями малыша. Вы легко определите, какое у ребенка сегодня настроение по цвету рисунка, узнаете, что тревожит его, рад ли он наступившему дню. Кстати, детские психологи очень часто используют детские рисунки, чтобы понять, какие проблемы занимают ребенка.
4. Занятия рисованием способны разбудить в человеке творческое воображение и фантазию, художественный вкус и чувство гармонии.
5. Казалось бы, рисование – такое простое занятие, а включает в себя очень много наук, например: математика (можно научить ребенка считать, используя карандаши); геометрия (рисуя простейшие фигуры, мы учим ребенка таким сложным формам, как круг, квадрат и т.д.); зоология (сколько животных и их характерные признаки можно выучить благодаря фантазии и краскам). Список можно долго продолжать, но если подытожить – занятия рисованием помогают ребенку познать окружающий мир.
6. Во время обучения рисованию ребенок стремительно развивает свое логическое мышление, анализируя пропорции и формы предметов, учится думать и анализировать, соизмерять и сравнивать.
7. Рисование учит ребенка организованности и самостоятельности, ведь это целый процесс – от подготовки уголка для рисования до готового рисунка. Выделите ребенку коробочку для всех принадлежностей и в скором времени вы заметите, с каким интересом он будет доставать все предметы и с какой бережливостью убирать их обратно.
Крайне важно поддерживать малыша в любых начинаниях на занятиях рисованием. Нужно обязательно хвалить малыша за рисунки. Можно даже повесить некоторые работы на видное место – тогда ребенок поймет, что его творчество ценят. А еще хорошо бы завести папку и бережно хранить лучшие рисунки, демонстрируя картины другим членам семьи, друзьям, знакомым, хвастаясь вашим юным художником.
И небольшой вывод:
- Умение рисовать — лучше получите там, где лучший преподавательский состав. Например, если в изо-студии работает увлеченный, горящий своим делом мастер — то и научит он лучше.
- Если нужна профессия, то из расчета на будущее — идите в художественную школу, потому что там дадут диплом.
Решать исключительно вам, потому что все индивидуально, каждый ребенок особенный и талантливый по своему….