Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций

Киржинова Саида Аскербиевна

Во все времена работа учителя определяла качество школьного образования. Переход на новую национальную модель образования, реализация приоритетного национального проекта «Образование» способствовали значительному обновлению требований, предъявляемых современному учителю: акцент был перенесен с профессиональных знаний педагога на уровень его профессиональных компетентностей и субъектной позиции в осуществлении профессиональной деятельности.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, которая  определяет его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях.  При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

Сегодня как никогда остро ощущается потребность в «новом» типе учителя ¾ аналитически и творчески мыслящего, умеющего строить и корректировать образовательный процесс в зависимости от текущей практической ситуации, владеющего современными технологиями образования, методами психолого-педагогической диагностики и прогнозирования конечного результата деятельности. 

Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает. И это очень важно, поскольку образовательный процесс может быть по-настоящему эффективным только в том случае, если учитель интересен ребенку.

Профессиональный рост становится возможным только при наличии самообразовательной потребности. Нельзя никогда останавливаться на достигнутом, нужно обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это безграничный источник для творчества, самореализации, удовлетворения и признания.

Создание соответствующей мотивации для профессионального роста учителей, условий для совершенствования и развития на сегодняшний день является не просто объективной необходимостью, но и предметом обсуждения на самом высоком уровне.

На заседании Государственного совета по вопросам в сфере общего образования Владимир Владимирович Путин особое внимание уделил вопросу формирования и внедрения общенациональной системы профессионального роста учителей, определив, при этом, несколько главных направлений. Среди них:

¾ разработка и реализация современных программ подготовки и повышения квалификации учителей;

¾ создание эффективного механизма материального и, что не менее важно, морального стимулирования качественного, творческого учительского труда, профессионального роста и развития;

¾ разработка объективной системы оценки квалификации и качества результатов работы учителя, которая должна обязательно опираться на мнение коллег и профессионального сообщества, а не чиновников. Кроме того, объективной и справедливой в данном аспекте также может быть оценка качества работы учителя выпускниками школ по прошествии определенного времени, а точнее четырех лет.

Но как определить уровень сформированности компетентностей и конкурентоспособности педагога. Учителя невозможно оценивать по формуле «знания ¾ умения ¾ навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой. Но оценивать профессиональные достижения учителя надо.

На мой взгляд,  актуальным на современном этапе образования остается использование портфолио как технологии, позволяющей оценивать профессиональный и творческий рост учителя. Идея портфеля или папки индивидуальных достижений становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Считается, что школа XXI века ¾ это «школа портфолио».        Основной смысл портфолио ¾ «показать всё, на что ты способен». Именно поэтому при поступлении в высшее учебное заведение абитуриент может получить до 10 дополнительных баллов за успехи, представленные в его портфолио.

Педагогическое портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной. 

Более того, портфолио учителя служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост. 

Учителя самостоятельно заполняют свои портфели достижений и воспринимают их как самооценку достижений и возможностей.

Нельзя недооценивать роль современных технологий как необходимого условия развития профессиональных компетентностей педагога. Так, в связи с массовым внедрением новых информационных технологий появилась возможность создания не только обычного традиционного портфолио-папки, но и веб-портфолио (электронного портфолио), что гораздо удобнее и функциональнее. Веб-портфолио учителя ¾ это веб-страница или веб-сайт, где отражаются результаты педагогической деятельности, аккумулируется образовательная продукция учителя, виден рост его профессиональных достижений.

Электронный вариант портфолио (веб-портфолио), на мой взгляд, обладает двумя значительными преимуществами:

¾ возможность одновременного доступа к веб-портфолио разных лиц, что в значительной степени способствует повышению открытости индивидуальных достижений и возможности сравнения таковых с достижениями коллег;

¾ невозможность внесения изменений в данные, представленные в портфолио, третьими лицами при ознакомлении с ним, чего нельзя исключить в случае представления достижений на бумажном носителе.

При современном уровне оснащенности школ средствами информационных технологий и доступности сети Интернет вариант электронного портфолио определенно является наиболее предпочтительным.

Для того, чтобы механизм электронного портфолио стал реальным средством оценки учительских достижений, предлагаю создать республиканский сайт, на котором учителя школ республики могли бы регистрировать свои страницы и формировать веб-портфолио. При ознакомлении с портфолио учителя должна быть возможность оценивать не только количество представленных данных, но и их качество, что на мой взгляд, является гораздо более важным. В этой связи предпочтительным было бы использование материалов в формате видео, позволяющем оценивать не только факт проведения того или иного мероприятия (мастер-класса, урока, внеурочного занятия), но и качество такового. Только видеоформат позволит сформировать полное представление об учителе, о его культуре, манере поведения, о его контакте с учениками, родителями, слушателями.

Такой сайт стал бы реальной площадкой, позволяющей не только отражать достигнутый уровень профессионального роста, но и способствовать ему. Для молодых учителей, которые еще не имеют значительных заслуг в профессии и пока не получили признания педагогического сообщества, но при этом обладают значительным потенциалом, сайт может стать одной из возможностей  заявить о себе как о грамотном специалисте, который мог бы проявить себя на различных мероприятиях, в том числе и республиканского масштаба. Возможности сайта необходимо использовать для раскрытия таких молодых талантливых педагогов.

Более того, было бы справедливым учитывать Аттестационной комиссии  состояние и содержание персональной страницы учителя на предложенном к созданию сайте при прохождении им аттестации. Такой подход стимулировал бы активность коллег в своевременном и качественном пополнении сайта своими материалами.  

Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, системность, доступность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность и т.п. 

С одной стороны, портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы педагогов, а с другой электронные портфолио позволят сформировать общий банк данных об эффективности профессиональной деятельности, об уровне профессиональных компетентностей педагогов.

 

Комментарии

Федяева Ольга Александровна

Здравствуйте, Саида Аскербиевна! Спасибо за полезную статью в блоге. Согласна с Вами, что портфолио позволяет сформировать представление об эффективности профессиональной деятельности, обобщить свою работу, увидеть плюсы и минусы.