Мотивационная готовность к повышению культуры субъектов образовательного процесса

Голышева Екатерина Сергеевна

Мотивационная готовность к повышению культуры субъектов образовательного процесса: на примере МБОУ СОШ №29 г. Хабаровска.

Сошнева Л.И., Голышева Е.С.

Формирование общей культуры личности относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры определяет образ жизни и образ мыслей человека, обеспечивает принятие или отвержение эталонных образцов человеческой деятельности, обуславливает развитие способности  межкультурного диалогового общения, готовность к сохранению, приумножению, воспроизведению культурных ценностей.

В современной науке существует множество точек зрения на процесс становления личности. Остановимся на высказывании Ксении Александровны Абульхановой – Славской,  доктора философских наук, профессора, заведующей лабораторией психологии личности Института психологии РАН: «В современном мире личность определяется как источник, основание и носитель ценностей, как самоценность. От того, каковы психологические механизмы функционирования ценностей, каков нравственный склад личности и её сознания, зависит в конечном итоге ценностное – нравственное состояние общества».

 Ведущее место в формировании  и повышении уровня культуры отводится мотивационной готовности субъектов образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_izmenennaya.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивационная готовность к повышению культуры субъектов образовательного процесса: на примере МБОУ СОШ №29 г. Хабаровска.

Сошнева Л.И., Голышева Е.С.

МБОУ СОШ №29, г.Хабаровск, Россия.

Формирование общей культуры личности относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры определяет образ жизни и образ мыслей человека, обеспечивает принятие или отвержение эталонных образцов человеческой деятельности, обуславливает развитие способности  межкультурного диалогового общения, готовность к сохранению, приумножению, воспроизведению культурных ценностей.

В современной науке существует множество точек зрения на процесс становления личности. Остановимся на высказывании Ксении Александровны Абульхановой – Славской,  доктора философских наук, профессора, заведующей лабораторией психологии личности Института психологии РАН: «В современном мире личность определяется как источник, основание и носитель ценностей, как самоценность. От того, каковы психологические механизмы функционирования ценностей, каков нравственный склад личности и её сознания, зависит в конечном итоге ценностное – нравственное состояние общества».

 Ведущее место в формировании  и повышении уровня культуры отводится мотивационной готовности субъектов образовательного процесса.

Находясь в определенной жизненной ситуации, субъект решает, что ему надо делать, как и когда. В итоге любого поведенческого акта он получает конкретный результат, характеризующий эффективность данного способа поведения. На основе эффективности поведения осуществляется выработка решающих правил, критериев предпочтительности того или иного способа поведения, критериев достижения цели, разрабатывается программа поведения. Поскольку жизнь человека протекает в достаточно постоянных условиях, на основе той или иной мотивации с учетом критериев предпочтительности результатов поведения, алгоритмов принятия решения и программ поведения формируются устойчивые, присущие данному индивиду, автоматически реализуемые формы поведения, которые с позиций морально – нравственного внешнего оценивания характеризуются как качества личности.

Мотивация – это процесс выбора между различными возможными действиями, регулирующий, направляющий действия на достижения специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Если сказать еще короче, мотивация объясняет целенаправленность действия. Различаются по видам:

  • Социальные мотивы.
  • Мотивы престижа.
  • Мотивы благополучия.
  • Мотивы избегания.
  • Мотивация содержанием деятельности.
  • Мотивация процессом деятельности.

Основу  мотивации составляют субъективные и объективные факторы развития личности, а именно:

Субъективные

  • Интересы, установки;
  • Личностные качества.

Объективные

  • Стратегии педагогического взаимодействия;
  • Технологии обучения и воспитания;
  • Совместимость субъектов образовательного процесса;
  • Соответствие методики обучения  и воспитания индивидуальным особенностям;
  • Организация учебной деятельности и воспитания, включающей три основных этапа: мотивационный, операционально – познавательный, рефлексивно – оценочный;
  • Коллективные формы учебной и воспитательной деятельности;
  • Оценка учебной и воспитательной деятельности;
  • Стиль педагогической деятельности.

В структуре учебной и воспитательной  мотивации уже традиционно выделяют внутренние (познавательные мотивы) и внешние (социальные).

Проблема мотивации стала наиболее  актуальна для нашего образовательного учреждения,  с момента, когда педагогический коллектив  включился в инновационную деятельность. В 2009 году  в школе началась разработка и реализация проекта программы городской экспериментальной площадки «Повышение культуры субъектов - участников образовательного процесса школы».

Любой проект подразумевает первичное исследование с дальнейшим отслеживанием динамики по выбранным показателям. Педагогом – психологом школы были подобраны диагностики для лонгитюдного исследования, такие как: для диагностирования педагогов: анкеты «Выявление способности учителя к саморазвитию»(Григорьева Т.И), «Мотивационная готовность»(Голобова, Н.А) и опросник «Нужна ли в школе экспериментальная работа»; для детей: тест «Ваша компания»(Фолькович Т.А.), методика «Психологическая культура личности»(Огнева Т.А., Мотков О.И.); для родителей: опросник «Отношение родителей к эксперименту», анкета «Семья и культурные ценности».

Мы считаем, что мотивация неразрывно связана с развитием человека как личности и рефлексией, схематически это можно изобразить в виде равнобедренного треугольника, вершинами которого и являются эти составляющие мотивационной потребности. При этом любая из вершин может быть начальным, промежуточным и конечнымэтапом в становлении мотивационной готовности к повышению культуры.

В последние годы обучающимися общеобразовательной школы стали дети, показывающие по диагностическим исследованиям результаты  различных уровней интеллекта, развития психики, социального статуса, психологического состояния, формирования личности, пр.

 Согласно заключению школьного психолога (МБОУ СОШ № 29) по проблеме здорового   образа жизни 25,2% учащихся 5-11-х классов курят, 46,2% употребляют пиво, более 40% сквернословят.  11% учащихся отметили плохое поведение на уроках, 25 % - неуравновешенно. Правила поведения  в общественных местах знают, но нарушают -38 % учащихся, не умеют вести себя культурно – 16 %.

В целом анкетирование учащихся 1-4 –х и 5-11 –х  классов показало низкий уровень как внешней, так и внутренней культуры.

Анализ «Опросника  для родителей» выявил готовность родителей 82,3%  к сотрудничеству со школой способствовать повышению культурного уровня детей.

«Анкета для учителей» подтверждает, что 72,3% педагогов школы считают необходимостью через воспитательную работу в школе организацию грамотного взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся, результатом которого является качественное преобразование каждого. Механизмом последнего для педагогического коллектива является повышение культуры всех субъектов образовательного процесса школы.

Безусловно, проблема повышения уровня культуры субъектов образовательного процесса актуальна, понятна обществу, принята педагогами школы.Авторы проекта «Повышение культуры субъектов - участников образовательного процесса школы», обозначили следующие критерии ожидаемого результата экспериментальной деятельности:

  • выявление уровня культуры в школе на настоящий период;
  • мотивационная готовность субъектов - участников образовательного процесса школы,  в работе экспериментальной площадки.

Таким образом,  проект «Повышение культуры субъектов - участников образовательного процесса школы»,  в марте 2009 года был успешно представлен на заседании городского экспертного совета, образовательному учреждению присвоен статус городской экспериментальной площадки.

Воспитание, обучение и развитие учащихся осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе. Опираясь на общечеловеческие ценности: Отечество, семья, труд, знания, культура, здоровье, наука педагогический коллектив нашей школы на протяжении трех лет эксперимента способствует формированию и  созданию модели личностного ориентирования учащихся с культурологическим аспектом, посредством социализации личности в общественно - полезной деятельности и социально - значимых проектах.

Основой программы эксперимента школы стали идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, а также концептуальные положения гуманистической воспитательной системы (ориентация на личность) Владимира Абрамовича  Караковского.

Инновационный характер деятельности нашего учреждения заключается в создании единой социально-культурно-образовательно-индивидуальной системы, где субъекты-участники воспитательного процесса школы могут информироваться, организовываться, определяться, принять культурные основы и основания, необходимые для каждого в его жизни, дальнейшем личностном  росте и деятельности.

Мировоззрение и образ жизни, решения и поступки, способы представления себя и форма выбранного поведения – показатели, отражающие внутреннее содержание человека (или внутренняя культура). Без обогащения внутренней культуры деформируется и внешняя ее сторона.Без образования не могут быть заложены основы новой культуры.

На первом этапе эксперимента большая роль отводилась как изучению мотивации всех субъектов  образовательного процесса учеников, педагогов, родителей, так и формированию положительных мотивов отношения к развитию общекультурной компетентности.  Мотивировать – это означает затронуть важные интересы, создать условия для реализации личности в процессе жизнедеятельности. Для осуществления этой цели были проведены ряд диагностических исследований по различным методам: наблюдения, опросники, анкетирования, изучения содержания программ и технологий обучения и воспитания.Большую роль сыграло проведение недели психологии «Культ- Ура №1»,  в ходе которой через игру раскрывался культурный потенциал учащихся, их отношение к культурологическим ценностям.

Оценка мотивации, как показателя освоения культурного пространства включила такие критерии:

  • изучение ценностных ориентиров в области культуры;
  • выявления опыта освоения культурологического пространства.

Объектом оценки мотивации освоения культурного пространства служат следующие признаки общекультурной компетентности:

  • разнообразие, регулярность опыта освоения источников культурных ценностей;
  • широта культурных интересов;
  • использование средств, расширяющих культурное пространство личности;
  • использование среды общения как источника информации о культурных ценностях.

В результате условно были выявлены три группы участников исследования:

  • высокий уровень мотивационной готовности заинтересованности расширения культурологического пространства;
  • средний уровень пассивный, безразличный;
  • низкий уровень негативного отношения к  развитию общекультурной компетентности.

Высокий уровень мотивационной готовности принятия и освоения культурного пространства позволил сформировать:

  • среди педагогов  школы единомышленников, которые вошли в творческие группы.
  • среди родителей, которые являются активными помощниками и участниками многих мероприятий, проводимых в рамках эксперимента;
  • среди учащихся,  активных участников реализации проектов образовательной и воспитательной работы школы.

Средний  и низкий уровень имеет место быть, как у педагогов школы, которые считают, что противостояние социума является рисками в осуществлении программы эксперимента,так и у  родителей, разуверявшихся или не желающих, что - либо менять, а также среди учащихся, которых устраивает их социо- культурный уровень.

Повышение мотивации личности и мотивации деятельности реализовывалось,  через комплекс мероприятий:

  • В педагогическом коллективе проблема готовности педагогов к развитию общекультурной компетентности была актуализирована через процедуру диагностики содержания программ и технологий обучения. Для педагогов организованы обучающие семинары с привлечением социальных партнёров. Практикуются обобщение опыта, проведение мастер – класс.
  • Для родителей используются следующие мероприятия по повышению мотивации: приглашение на общешкольные праздники, день открытых дверей, выставки творческих работ учащихся, заседание Клуба компетентного родителя, Совета отцов, работу Управляющего Совета.
  • Для учащихся: введение дополнительных факультативных и элективных занятий по мировой художественной культуре, психологии семейных отношений, психология культуры общения.

Практикуется во всех классах проведение еженедельных 15 минуток культурологической направленности. Привлекаются социальные партнеры, деятели культуры и искусства,  священнослужители русского православия,  работники учреждений дополнительного образования таких, как «Планета взросления», «Поиск», молодежный медико-психологический центр «Контакт».

В настоящее время  педагогический коллектив МБОУ СОШ №29 находится на 4 этапе эксперимента. С уверенностью можно  констатировать  значительныйрост  уровня мотивационной готовности субъектов образовательного процесса к реализации программы эксперимента, повышению внутренней культуры, об этом свидетельствуют факты: более 75% учащихся реализовывают себя в дополнительном образовании. В школе созданы три добровольческих отряда «Феникс»5В класс, «Адреналин»8А класс, «Форвард»9Б класс. 35% учащихся работает в профильных отрядах, что послужило созданию проекта детской организации «Надежда».

Мотивация организует целостное поведение, повышает познавательную, творческую и лидерскую активность, влияет на формирование цели и выбор путей ее достижения. Таким образом, мотивация оказывает существенное влияние на весь процесс генезиса психологической системы деятельности.