Форсайт - метод

Балабан Елена Георгиевна

Недавно нашла свою статью на тему Форсайт -метод рефлексивной образовательной среды. Что же такое форсайт и как раскрыть этот метод в системе профессионального образования?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6574565_6571359_forsajt.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Форсайт -метод рефлексивной образовательной среды

Введение

Задачи

Цель

Исследовательские вопросы

Дискуссия

Выводы

Заключение

Введение.

        

Слово форсайт появилось недавно, но звучит часто. Что же такое форсайт? Технология была разработана на рубежом, еще в конце 50х. в России о форсайт-методе заговорили в 2010. Считается, что   это возможность более близко объединить интересы людей, которые вовлечены  в реализацию будущего для того,  чтобы оно сложилось так как людям нужно. Форсайт – слово пришло  не из русского языка, с английского,  термин можно перевести как «предвиденье».  На сегодняшний день есть большое множество определения слова форсайт. Мы же возьмет то, которое имеет более близкое значение к образованию. "Прогнозирование, оценка технологий, исследования будущего и другие формы форсайта - это попытка определения долговременных трендов и скоординирования на их основе принятия решений. Форсайт появился в последние годы и активно применялся в Европе для того чтобы выделить приоритеты современных исследований на основе базовых сценариев развития науки, технологии, общества и экономики. Форсайт - это процесс, вовлекающий всех: неправительственные фонды, общественные организации, исследовательские центры, промышленные предприятия, и так далее. Работа может быть организована на нескольких уровнях: национальном, международном, региональном.

Цель Форсайта – создание желаемого образа будущего с написанием отчета о его достижении. Размышляя о будущем как о прошедшем, мы воздействуем на завтра и достигаем самых крупных из возможных социальных выгод здесь и сейчас. Форсайт можно использовать для построения личной карьеры, для переориентации социального проекта с процесса на результат, для создания прогнозных сценариев развития общества.

При изучении форсайта как метода рефлексивной образовательной среды ставятся следующие задачи:

Изучить как можно больше информации о форсайт-технологии.

Узнать специфику метода и область применения.

Выявить, какое значение имеет технология форсайт в образовательной среде и ее отражающую сторону.

Цель:

Формирование представления о форсайт-методе.

Прогнозирование нового метода в современной системе образования.

Исследовательские вопросы:

Будет ли форсайт-метод новой моделью обучения? Каковы предположительные результаты развития форсайт-метода.

Определение места форсайта в области образования.

Дискуссия:

Попытка того чтобы образование было сведено к развитию и выведение его   за рамки институтов ставится под сомнение. Поскольку  отходя от ведущих центров компетенций, массовое появление площадок, образованных за пределами института по их подготовке и развитие таких форм обучения, которые основаны не на текстовой коммуникации, изменят, всю парадигму работы с информацией. Выход же за рамки письменной культуры может быть сигналом не столько когнитивной революции, сколько антропологического кризиса человечества. Стоит отметить что все представители и сторонники форсайт-метода стремятся достичь консенсуса по поводу того, каким должен быть оптимальный сценарий будущего, и, что крайне важно, как полученные результаты можно применить  в практических решениях.

Выводы:

Форсайт ориентирован и  на определение возможных альтернатив, и на выбор предпочтительных из них. В процессе выбора применяются различные критерии для того, чтобы  определить наиболее предпочтительные варианты. Методология форсайт включает  в себя десятки достаточно новых экспертных  и традиционных методов. При всем при этом происходит отработка приемов и процедур, постоянное совершенствование, что обеспечивает повышение обоснованности предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития

Заключение:

Форсайт-метод позволяет объединить вместе различные движущие силы, тенденции и обусловливающие факторы и подготовить будущее образовательного процесса на основе возможных, вероятных, желательных и даже маловероятных событий, происходящих в обществе. Насыщенность образовательной среды информационными технологиями выступает условием, обеспечивающим путь формирования и развития личности, самореализации в формировании его информационно-профессиональной компетентности.

Результат  Форсайта заключается  в построении согласованной, обоснованной и взаимоприемлемой картины будущего в 2020, 2030, 2050 году. Это видение или предвидение, как дословно переводится слово «Форсайт», отражается в разных документах: отчетах, «дорожных картах», сценарных описаниях. Форсайт является надежной основой для разработки стратегий и долгосрочных программ развития.

Форсайт – метод рассматриваю и применяют во многих сферах деятельности. В нашей стране имеются и сторонники и противники этого метода.

Рефлективная образовательная среда состоит в том, что пока эта методики не была принята во многих образовательных субъектах. Новый метод в современной системе образования пока не нашел откликов.

        Последователи форсайт-метода считают что системное образование теряет свою исключительность.

Приверженцы традиционного метода образования считают что  программа реформирования российского образования уже подготовлена за рубежом и директивным методом предоставлена для внедрения в России. А все эти форсайт-методы с якобы российскими экспертами проводимые ранее группой Метавер ничем иным, как имитацией работы российского экспертного сообщества. То есть это метод легализации и «отмывания» данного проекта имеющего зарубежное происхождение, с целью придать ему статус «разработанного в недрах российского экспертного сообщества».

С точки зрения педагогического сообщества, внедрить этот метод в современное образование, и привести его к тому образованию, о котором идет речь в форсайт-методах очень сложно, и практически не возможно так как перевод всех систем образования на новый метод вызовет ряд затруднений у многих сторонников как традиционной системы, так и у сторонников метода-форсайт. Современное общество не готово к кардинальному изменению, а  цели форсайта – это кардинальное изменение всей системы. Взгляд в будущее, изменения смогут быть осуществимы тогда, когда к этому будут готовы основная масса людей, а именно тек, на ком вся система будет тестироваться.

Эксперты и лекторы высказывают различные мнения, в том числе и весьма скептические по поводу внедрения фосрайт-метода и изменения системы образования будушего.

Список используемой литературы:

  1. Гапоненко Н.В. За линию горизонта: использование форсайта для исследования будущего и разработки адаптивных стратегий // Экономические стратегии. 2010. № 1-2. С. 64-
  2. . Обущенко С.И. Образовательный Форсайт качества и результативности дополнительного образования как цель модернизации деятельности УДОД // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. СПб., 2007. № 22 (53). С. 353-358
  3. Михайлов К.В. Форсайт как метод прогнозирования
  4.  http: //www.naukom.ru/j ournal/NU/mihaylov.php.
  5. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/forsajttehnologiya_052247.html