Методы приобретения новых знаний

Васюхно Анна Владимировна

Методы приобретения новых знаний.

Существует несколько методов приобретения новых знаний, которые можно использовать на занятиях, это:

  • репродуктивный (педагог сам объясняет материал);
  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
  • поисковый (учащиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод);
  • эвристический (изложение педагога + творческий поиск обуча­емых).

В настоящее время отмечается усиленное внимание к проблемам совершенствования организации и содержания развивающего обучения.

Основной путь развивающего обучения - это включение учащегося в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения.

Возникает вопрос: можно ли усовершенствовать традиционные программы, усилив роль поискового метода обучения? Можно. Многие авторы едины в том, что цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода из состояния затруднения, которые испытывает ребёнок в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация.

Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемные задания, проблемный вопрос).

Каждая учебная проблема подразумевает противоречия. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения и уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если педагог вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.

При этом необходимо учитывать следующее:

  • При построении проблемных занятий необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы.
  • Планируя занятия,  педагог выбирает наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения.
  • Учебная проблема должна заинтересовать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью.

На занятии педагог должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказать своевременную помощь.