Методы проверки и оценки зна¬ний, умений и навыков.

Васюхно Анна Владимировна

Методы проверки и оценки зна­ний, умений и навыков.

 

В дополнительном образовании при проверки знаний педагогами широко используются различные игры, викторины, конкурсы знатоков природы, конкурсы эрудитов и т. д., а также экологические проекты.

Игра — любимое занятие детей. Практически все виды игр могут быть использованы для экологического обучения.

Игры, используемые в процессе эко­логического образования, классифицируются следующим образом:

I.        Социальные игры:

  • имитационные;
  • ролевые;
  • игры-драматизации.

II.     Интеллектуально-творческие игры:

  • дидактические;
  • творческие, сюжетно-ролевые.

III.     Физические и психологические игры и тренинги:

  • двигательные (подвижные);
  • лечебные игры (игротерапия);
  • экспромтные игры и развлечения.

IV.     Комплексные игры:

  • экологические турниры;
  • экологические конкурсы;
  • конкурсы-аукционы;
  • игры-экскурсии.
  1. Использование имитационных и ролевых игр в деле экологического образования крайне необходимо, это диктуется практической направленностью обучения. В имитационной игре делается попытка раскрыть пред­ставление о сложном характере конкретной пробле­мы окружающей среды. Игровая ситуация может учитывать как широкий спектр самых различных факторов самой среды, так и ценности, интересы, пове­денческие модели, которые являются причиной эко­логических проблем. Имитационные игры позволяют
    оценивать ситуации с учетом и в сопоставлении ценностей и интересов различных социальных групп, что подготавливает детей к возможности принятия эф­фективных решений в действительности. В ролевых играх ребенок отождествляет себя со взрослыми, воспроизводит их функции, копирует отношения к природе в специально создаваемых ими же самими условиях. Ролевая игра — форма моделирования ре­бенком прежде всего социальных отношений («При­рода и общество») и свободная импровизация, не под­чиненная жестким правилам, неизменяемым услови­ям. Свойство ролевой игры — улавливать и отражатьокружающий мир, изменения в окружающей средеи развитии природоохранной деятельности.

Часто такие игры являются творческим воспроизведением вос­принятого на экскурсии, прогулке. В них находят отражение по­лученные представления о растениях, животных, взаимодействии человека и природы. В таких играх дети повторяют то, что на­блюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Фак­тически через ролевую игру взрослые «вводят» ребенка из «чисто» предметной деятельности в мир экологических отношений.

2)               Использование интеллектуально-творческих игр (по­знавательных, дидактических, обучающих, развивающих, как их называют), в экологическом образовании также необходимо. Этот вид игр основан на це­ленаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире живой и неживой природы. Эти игры осмысленно ориентированы на обучение ребенка, результативны в развитии познавательной активности, инициативы, настойчивости в достижении целей; развивают само­стоятельность, последовательность мышления, память, наблюдательность, внимание, способствуют творче­скому подходу, поисковому устремлению и развитию коммуникативного общения. Педагоги всех времен понимали, что в творческой игре, особенно в твор­ческой игре с экологическим содержанием, ребенок накапливает знания, развивает способности, форми­рует познавательные интересы.

3)               Подвижные игры и психологические игры и тренинги
снимают с ребенка усталость, эти игры совершенно
необходимая разрядка для детей.

4)               Комплексные игры соединяют в себе совокупность разнообразных творческих занятий, действий, игр, составляющих одно целое, дающих единый педаго­гический эффект. Они, как правило, длительны и объединяют ролевую игру, игры с готовыми правилами, имитационные игры и т. д., но имеют единый сюжет. Комплексная длительная игра       создает среду для подражательной, свободной игрыи переживания, а тем самым и реальные предпосыл­ки для пробуждающегося индивидуального экологи­ческого сознания.   Это экологические турниры, эко­логические конкурсы, экологические викторины, эко­логические   КВН, являющиеся   одним   из   средств вовлечения в природоохранную деятельность большого, числа ребят. Они должны широко использоваться в. процессе экологического образования в дошкольных учреждениях.