Музей – священная обитель.

Маскаева Бэлла Львовна

Музей – священная обитель,

Дом наших дедов и отцов.

Музей – единственный хранитель

Их жизни, подвигов, трудов.

 

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач музея.

Закон об образовании, Концепция модернизации российского образования до 2010г. провозглашают как одну из приоритетных задач – задачу нравственного воспитания подрастающих поколений.

Одним из таких факторов нравственного воспитания подрастающих поколений являются музеи.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует расширению их кругозора, умение общаться с аудиторией, повышение самооценки. В процессе исследовательской деятельности воспитанники овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности.

Музей в современном обществе - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Именно музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями.

Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, дает мощный стимул для формирования и развития личности ребенка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом, формируя механизмы самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее ценностей иной культуры, исторических пластов духовного опыта человечества.

Исключительно важное место в работе музея занимают экскурсии, т.к. музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Юные экскурсоводы и лекторы составляют значительную часть музейного актива. Музей является местом для проведения различных бесед, лекций, встреч. Это центр учебно–воспитательной и воспитательной работы с воспитанниками.

Одна из трудных педагогических проблем – поддержать и сохранить постоянный интерес к музею и его деятельности. Мы прилагаем все усилия, чтобы ребята ясно понимали общественно – полезную значимость своей работы, стремились бы к тому, чтобы музей был источником новых знаний и открытий, средством приобретения различных навыков и умений. Учебные экскурсии в музее, самостоятельная работа с его фондами, встречи с интересными людьми, обновление экспозиций в музее, связь ее с жизнью помогают поддерживать и сохранять у воспитанников устойчивый интерес  к музею.

Музей-это не только хранилище ценных документов, памятников истории Реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научно-педагогической обработки собранного материала. Краеведческая работа - важная составная часть в воспитании молодежи. В процессе этой работы выявляются, собираются и используются памятники истории и культуры. Эти документальные свидетельства героического прошлого нашего народа являются национальным богатством.

Много практических навыков приобретают дети в процессе реализации различных видов музейной деятельности. Жизнеспособность музея зависит от слаженной работы коллектива педагогов и воспитанников.

 

На базе музея проводятся такие мероприятия как:

 

  1. экскурсии;
  2. встречи с интересными людьми в музее;
  3. занятия с активом;
  4. тематические вечера;
  5. разработка заданий с активом музея для пополнения фондов музея;
  6. проведение традиционных массовых мероприятий в детском доме.

 

Наши воспитанники принимают активное участие в районных, городских конкурсах по гражданско–патриотическому направлению такие как:

 

  • «Мой первый доклад»;
  • «Старые фотографии рассказали»;
  • «Социально – значимых проектах»;
  • «Герои России – наши земляки».

 

Патриотическое воспитание на основе краеведческого поиска приобрело в детском доме конкретные, устойчивые формы, которые обеспечивают массовую, осознанную гражданскую активность детей, помогают воспитанникам расширить свой кругозор, повысить интеллектуальный потенциал, стать сопричастным к историческим событиям малой родины и в целом своей страны.

 

Закончить свое выступление хочу еще одним четверостишием:

 

Музей, музей – творенье наше!

Потомкам он необходим…

Без знанья прошлого, поверьте,

Прогресса мы не создадим!

П. Сукманов