Дитя войны

Ромашова Елена Алексеевна

В преддверии Великого праздника Великой Победы, я хотела бы опубликовать свою статью, которую я написала несколько лет назад вместе с моим папой, который пережил те страшные годы войны и был очевидцем страшного времени... Папы нет уже 4 года,он умер... обширный инфаркт,  а статья сохранилась...И когда я перечитываю ее вновь и вновь, то не могу сдержать слез. Во-первых потому что читать строки навсегда ушедшего от тебя родного человека  морально не просто, а во-вторых,представляешь что переживали люди военного времени, как выживали дети, какие трудности преодолевали.Мой папа не воевал, он был ребенком.Его отца, а значит моего деда,  забрали на войну в 1941 году  в возрасте 32 лет.Моему папе было полтора годика... 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раны, нанесенные войной. (1)

Дитя войны. (2)

    Воспоминаниями о своем  далеком детстве со мной поделился мой папа. Я слушала его, с трудом сдерживая слезы, проглатывая комок в горле. Эта история -  пример человеческого терпения, трудолюбия, упорства, стойкости и самоотдачи. Этими качествами обладали, наверное, все люди того времени, иначе было бы не выжить и не победить.

      Дух тех трудных времен наложил отпечаток на характер папы. Он очень ответственный человек, очень трудолюбивый. Это человек слова: если обещает, то обязательно выполнит. По первому зову всегда идет на помощь. Он очень заботливый и  надежный. Несмотря на то, что папа никогда не видел своего отца, он   идеальный и самый лучший папа на свете! Я желаю ему крепкого-крепкого здоровья и долгих-долгих лет жизни!

        «Когда началась война,  мне было всего 1 год 4 месяца. Все мужское население нашей деревни, в том числе и моего отца, отправили на фронт. В деревне остались одни женщины с детьми и старики. Женщины работали с темна до темна на колхозных работах.

Тогда  не было ни техники, ни  лошадей и поэтому землю обрабатывали на быках и коровах.  Мама часто брала меня с собой на работу, так как не было в деревне яслей и садиков. Детство тогдашних ребятишек закончилось очень рано. Уже лет в 8-10  работали самостоятельно: запрягали быков, возили сено, солому.

 Каждому колхознику необходимо было выработать определенное количество трудодней. И тогда говорили: «Работаем за палочки». Потому что  зарплату никому не платили. Не знаю, откуда у людей  брались силы, ведь было очень много работы, а есть было нечего. Летом выручала трава – дикая редька, полевой лук, борщовник, щавель, медуница. Весной – молодые побеги и листья клена и липы. Картошка тогда была за счастье!

   О том, что окончилась война, мы узнали от соседки. Тогда только у них одних в деревне было радио. Она громко стучала в окно, плакала и кричала: «Война закончилась!». Мы выбежали на улицу. Там собрались все соседи. Они обнимались, плакали, радовались. А женщины, получившие похоронки, смотрели на всех грустными глазами. Эти глаза я запомнил на всю жизнь. Мы тогда еще не знали, жив мой отец или нет. Через некоторое время пришло извещение, что мой отец пропал  без вести. Горе было бесконечным.

   Тогда оплакивали погибших и пропавших без вести в каждом доме. Спасло то, что все держались вместе.

   Я не помню своего отца. Знаю его только по фотографиям и по рассказам мамы. Мама не верила, что отец погиб, она говорила: «Может он  попал в плен и когда-нибудь вернется домой».  Я тоже  часто садился на завалинку и смотрел на дорогу. Ждал отца …

 Тяжело нам пришлось без отца после войны. Голод, вши, отсутствие одежды. Мне надо было ходить в школу. Мама  шила мне из старой одежды брюки, рубашки. 4 года я проучился у себя в деревне, а с 5 класса ходил пешком  за 4 км. в соседнюю. Зимой дороги заносило снегом и многие ребята  не ходили домой, а оставались ночевать у родных.  Я уходил домой всегда, независимо от погодных условий, так как родных в этой деревне у меня не было.

          Был случай даже, который и сейчас вспоминать страшно. Однажды после занятий, я возвращался домой. Дорога проходила вдоль глубокого оврага. Я заметил, что в овраге каркают вороны, стрекочут сороки, то взлетят, то сядут. Мне стало интересно, что там такое. Я подошел ближе и увидел большую собаку, похожую на овчарку. Собака раздирала ягненка. Она внезапно повернулась в мою  сторону, оставив свою добычу,  и прыжками побежала от меня в поле в сторону леса. Тогда я понял, что это был волк.

        Мне нравилось учиться,  несмотря на то, что было много трудностей. Уроки учил с керосиновой лампой, и было  не очень светло. После уроков старался помочь своей матери. Заготавливал  сено для коровы и овец.  Помогал в огороде.  На речке ловил удочкой мелкую рыбу. Удочку делал сам из проволоки и ниток.

  Закончив семилетку, продолжал работать на колхозных работах…

Военные и послевоенные годы невозможно забыть, а вспоминать страшно и больно. Но мы выжили,  несмотря, ни на что. А мне за все пережитое в детстве, Бог послал хорошую жену, двоих детей и троих внуков. Самое главное, чтобы ни дети, ни внуки никогда не узнали, что такое война».