Альтернативы наказанию дома и в школе

Михайлова Мария Игоревна

Альтернативы наказанию дома и в школе

Как-то раз, веду я урок и замечаю, что один ученик опять не ведет записи во время моего объяснения нового материала. Я у него спрашиваю: «Почему ты не пишешь?». А он мне отвечает: «Я тетрадь дома забыл» (снова). И тут я поймала себя на мысли, что мне очень хочется сказать ему: «А голову ты дома не забыл?», как будто это был необходимый комментарий и без него было не обойтись. Существуют даже мемы с репликами учителей.

Все свое обучения в школе я слышала эту и подобные фразы от учителей, да и от родителей тоже. И вот что с ним делать? Ругаться? Двойку поставить, чтоб неповадно было ничего забывать? Отчитать при всем классе? Родителям все время сообщать о забывчивости сына? Наказать?

Как часто мы говорим или делаем что-то неосознанно, увидев или услышав много раз подобное? Так как мы существа социальные, все, что мы видим, слышим в детстве от родителей, учителей, других значимых взрослых у нас откладывается в памяти, записывается в мозг, а также запоминаются модели поведения и способы взаимодействия с людьми, а далее при многократном повторении доводится до автоматизма.

Все мы родом из детства. Каждый помнит, как его наказывали за что-то (шалость, провинность, неблаговидный поступок, за дело или нет…) и помнит те неприятные чувства, которые испытывали в момент наказания. Но вот мы вырастаем, заводим семьи, у нас появляются свои дети и мы их воспитываем… так же, как и нас самих в свое время (что видели в детстве, так и поступаем) автоматически.

Некоторые родители и учителя действительно думают, что детей нужно наказывать, если они что-то серьезное натворили или не слушаются, а то «сядут и ножки свесят».

Если ребенок ведет себя как-то «неправильно», то он это делает либо по неведению, либо он движим желанием или преследует какую-то цель (не всегда очевидную взрослым на первый взгляд).

В любом случае, наказание ребенка ничего не изменит: не изменит ни поведение ребенка, ни его понимание ситуации, не решит проблемы, а только отдалит вас, как родителей или учителя, от него и ребенок, ко всему прочему, будет испытывать страх и другие негативные чувства в связи … нет, не с ситуацией, но с вами.

После наказания ребенок не станет «лучше», а наказание научит ребенка быть в следующий раз осторожнее и хитрее (чтобы не поймали).

При воспитании детей нам потребуется терпение, объяснения, объяснения и еще раз объяснения с нашей (взрослых) стороны. Поэтому я предлагаю вам 6 методов, которые мы можем использовать вместо угроз и наказания (они универсальны, их можно использовать и дома при воспитании детей):

  1. Указать способ правильного поведения

Учитель: «Когда я объясняю новую тему, необходимо, чтобы ученики вели записи, так лучше всего запоминается новый материал и по этому материалу будет проверочная работа на следующий урок»

  1. Высказать свое неодобрение (без личных выпадов)

Учитель: «Мне не нравится то, что ты каждый урок забываешь тетрадь и не можешь вести записи и фиксировать важные моменты, которые необходимо запомнить, а также я не могу оценить твою работу в классе».

  1. Высказать свои ожидания

Учитель: «Я надеюсь, что ты на следующий урок принесешь свою тетрадь и сможешь выполнить классную работу не на листочках».

  1. Объяснить, как ребенок может исправить ситуацию

Учитель: «Ты можешь сейчас писать на листочке вместе с нами».

  1. Предложить выбор

Учитель: «Ты можешь или принести новую тетрадь, вложив листочки, на которых ты писал, или найти старую тетрадь и переписать пропущенные темы».

  1. Показать ребенку последствия его поведения

Учитель: «Когда ученик ведет записи во время объяснения учителем нового материала, это помогает ему систематизировать и уложить в голове знания, а также записи от руки способствует запоминанию, а при подготовке к самостоятельным и контрольным работам облегчает этот процесс, так как не нужно искать основной важный материал в учебнике. Если же этого не делать, то могут возникнуть трудности в освоении этого предмета и помимо всего прочего листочки могут потеряться, порваться… И у меня есть такое правило: кто без тетради идет писать на доске».

Также необходимо помнить, что мы (взрослые) являемся для детей примером, они «впитывают» все, что видят вокруг себя в общении, в поведении, в отношениях с другими людьми и копируют нас, а иногда и ловят нас на том, когда наши слова расходятся с делом.

Хотелось бы завершить статью английской пословицей: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».