Внеклассная работа по физической культуре в школе.

Фирсова Наталья Анатольевна

Введение.

В настоящее время современные педагоги, родители испытывают такие затруднения в воспитании, физическом развитии детей, как:

  • ухудшение здоровья детей в процессе обучения;
  • недостаточная двигательная активность;
  • увеличение числа обучающихся, имеющие вредные привычки;
  • отсутствие приоритета здорового образа жизни.

Актуальность опыта заключается в том, что только на трех уроках в неделю физической культуры нельзя решить проблему физического воспитания, получить физическую нагрузку, необходимую для полноценного развития растущего оргазма. Урок физической культуры, хотя и является основной формой занятий, физическими упражнениями обеспечивает 13 – 15% недельной двигательной активности учеников. Примерная норма двигательной активности учеников 5 – 8 классов составляет 10 – 12 часов в неделю. И только организация полноценной внеклассной работы по физической культуре поможет решить эту проблему.

Внеклассная работа по физической культуре позволяет учителю не только привить интерес к физической культуре и спорту, реализовать скрытые возможности каждого ученика, развить необходимые физические качества, но и призвана формировать культуру сохранения и укрепления здоровья средствами физических упражнений, культуру поведения в коллективе, команде.

Дети, увлекающиеся спортом, вырабатывают чувство уверенности в себе, волю, успешно учатся в школе, а затем и в высших учебных заведениях, достойно служат в рядах Российской армии, участвовали в военных действиях, где физическая подготовленность порой становилась гарантией жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnaya_rabota_po_fizicheskoy_kulture_v_shkole.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по физической культуре в школе.

Введение.

В настоящее время современные педагоги, родители испытывают такие затруднения в воспитании, физическом развитии детей, как:

  • ухудшение здоровья детей в процессе обучения;
  • недостаточная двигательная активность;
  • увеличение числа обучающихся, имеющие вредные привычки;
  • отсутствие приоритета здорового образа жизни.

Актуальность опыта заключается в том, что только на трех уроках в неделю физической культуры нельзя решить проблему физического воспитания, получить физическую нагрузку, необходимую для полноценного развития растущего оргазма. Урок физической культуры, хотя и является основной формой занятий, физическими упражнениями обеспечивает 13 – 15% недельной двигательной активности учеников. Примерная норма двигательной активности учеников 5 – 8 классов составляет 10 – 12 часов в неделю. И только организация полноценной внеклассной работы по физической культуре поможет решить эту проблему.

Внеклассная работа по физической культуре позволяет учителю не только привить интерес к физической культуре и спорту, реализовать скрытые возможности каждого ученика, развить необходимые физические качества, но и призвана формировать культуру сохранения и укрепления здоровья средствами физических упражнений, культуру поведения в коллективе, команде.

Дети, увлекающиеся спортом, вырабатывают чувство уверенности в себе, волю, успешно учатся в школе, а затем и в высших учебных заведениях, достойно служат в рядах Российской армии, участвовали в военных действиях, где физическая подготовленность порой становилась гарантией жизни.

Цели и задачи.

Внеклассное и общешкольное направление физического воспитания входит в систему внеурочных занятий школьников физическими упражнениями и направлены на решение педагогических задач. Имеет место своеобразие в организации внеурочных занятий. Школьнику предоставляется свобода выбора форм занятий по своему усмотрению. Они проводятся вне урочного расписания, в свободное для учащихся время.

В учебном плане школы на уроки физической культуры отводится ограниченное количество времени. Поэтому для физического совершенствования обучающихся и их спортивной подготовки широко используются внеурочные формы занятий физическими упражнениями.

Внеурочные формы занятий школьников составляют особое содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания, и в то же время имеют свои специфические особенности.

Такими задачами являются следующие:

1. Осуществлять неразрывную связь учебной и внеклассной работы.

2. Привить интерес к физической культуре и спорту, к профессии учителя физической культуры, тренера.

3. Побудить обучающихся к активным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

4. Реализовать скрытые возможности каждого ученика.

5. Развить необходимые физические качества.

6. Достижение спортивных результатов учащимися на основе Единой спортивной классификации.

7. Привлечь к физическому воспитанию обучающихся, педагогический коллектив, родителей, общественные организации.

 При этом должно быть осуществлено повышение здоровья школьников, разностороннее физическое развитие, достижение высокого уровня двигательной и физической подготовленности, нравственной воспитанности учеников, усвоение учениками гигиенических навыков занятий физическими упражнениями, правилами врачебно – педагогического контроля спортсмена.

Важным в решении задач физического воспитания школьников является обучение школьников умениям самостоятельно и систематически заниматься физическими упражнениями, формировать личный двигательный режим.

В Законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте» отмечена необходимость непрерывности и последовательности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности.

Организация внеурочных форм занятий физическими упражнениями регулируется информационными материалами Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения. К таким документам относятся школьная программа по физическому воспитанию, программы по внеклассной спортивной работе, Положение о коллективе физической культуры, а также методические письма по организации процесса физического воспитания учащихся. При этом определяется, что систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания школьников составляют уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, обязательные для школы формы внеклассной спортивно-массовой работы, спортивно-массовая работа по месту жительства, внешкольная спортивная работа.

Действенность системы физического воспитания в школе обеспечивается высокой эффективностью уроков физической культуры как ведущей формы занятий физическими упражнениями обучающихся.

В организации двигательного режима ученика, класса, школы большое значение имеют рациональный объем физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, широкое привлечение учащихся во внеурочные занятия физической культурой и спортом, туризмом. Внедрение физических упражнений в повседневную жизнь школьников, регулярное осуществление врачебно-педагогического контроля за здоровьем, физическим развитием и двигательной подготовленностью учащихся способствуют полноценному решению задач физического воспитания. Комплексное воздействие на школьников различных форм занятий физическими упражнениями должно обеспечить воспитание всесторонне развитых людей.

Основным организационно-педагогическим принципом физического воспитания школьников является индивидуальное и дифференцированное применение средств физической культуры и спорта в занятиях с учащимися разного пола и возраста.

За организацию физического воспитания в школе несет ответственность директор. Он обеспечивает необходимые условия для физического воспитания школьников и осуществляет контроль за работой в этом направлении. На директора школы возлагается обязанность по организации регулярных медицинских осмотров обучающихся.

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, учитель физической культуры, классные руководители и учителя, воспитатели групп (классов) продленного дня, выполняя свои служебные обязанности, информируют директора о выполненной работе, советуются о планах на будущее.

Для непосредственной организации физкультурно-оздоровительной работы в школе создается коллектив физической культуры, который действует согласно Положению о коллективе.

Коллектив физической культуры школы организует свою работу на основе ученического самоуправления, широкой творческой инициативы, самодеятельности учащихся в тесном контакте с врачом и общественными организациями.

Общую ответственность за организацию и работу коллектива физической культуры несет директор школы. Методическую помощь в деятельности коллектива обеспечивает учитель физической культуры, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Школьный коллектив физической культуры совместно с учителями:

  • использует для пропаганды спортивные праздники;
  • создает уголок (стенд) физической культуры, размещает иллюстрированные и другие материалы;
  • организует беседы о значении физической культуры и спорта, правилах гигиены, режиме дня, двигательной активности, привлекая для этого педагогов, родителей учащихся, медицинский персонал школы;
  • обеспечивает судейство спортивных соревнований силами школьников и учителей; помогает учителю физической культуры в определении результатов соревнований;
  • содействует благоустройству спортивных сооружений, обеспечивает сохранность спортивного оборудования и инвентаря;
  • разрабатывает спортивную эмблему школы, образцы спортивной формы, спортивный флаг.
  • участвует в проведении гимнастики до уроков, подвижной перемены, Дней здоровья

Члены коллектива физической культуры школы обязаны успешно сочетать учебу в школе с регулярными занятиями физической культурой и спортом.

Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом призваны расширить и совершенствовать знания и двигательные умения, полученные школьниками на уроках, содействовать их подготовке к сдаче учебных нормативов, повышать спортивные достижения на основе требований спортивной классификации.

Формы внеклассных занятий физической культурой и спортом: реализуются  в группах общей физической подготовки, в спортивных секциях, туристическая работа и др.

Занятия в группах общей физической подготовки (ОФП). Они направлены на разностороннее физическое развитие учеников, повышение уровня физической подготовленности и здоровья, выполнение нормативных требований программы, на ликвидацию пробелов в знаниях учебного материала программы. Занятия строятся по типу уроков физической культуры и проводятся во второй половине дня. Учитывая, что наполняемость группы не должна превышать 15 человек, при однородном составе школьников физиологическая нагрузка на каждого ученика должна быть высокой.

Занятия в спортивных секциях организуются после уроков и проводятся учителем физической культуры, старшими учениками (по спортивным играм), имеющими подготовку в объеме инструктора по спорту, и под контролем педагога. Работа строится на добровольном участии учеников в занятиях при их широкой самодеятельности под общим руководством школьного коллектива физической культуры. Различные вопросы функционирования секции должны решаться и обеспечиваться самими школьниками посредством направляющих советов педагога. Имеет место  организация занятий в смешанных возрастных группах школьников. В этом случае младшие ученики учатся у старших школьников.

Старшие помогают младшим ученикам овладеть спортивными действиями, делятся опытом участия в спортивных соревнованиях. Тренировки проводятся на основе учебного плана работы секции 2 раза в неделю по расписанию. Это обеспечивает регулярную посещаемость занятий, постоянство состава группы, команды.

В настоящее время в школе составляется единое расписание учебной и внеурочной работы с тем, чтобы полнее занять свободное время школьников интересной познавательной деятельностью, двигательными действиями в целях всестороннего развития.

Формами общешкольной физкультурно-массовой и спортивной работы являются: дни здоровья и спорта, соревнования младших школьников «Веселые старты», массовые соревнования «Старты надежд», разные внутришкольные соревнования, физкультурные праздники и др.

Дни здоровья и спорта должны в первую очередь иметь оздоровительную направленность, способствовать повышению двигательного режима учеников. В программу дня здоровья и спорта включают: 1) подвижные и спортивные игры; 2) соревнования по программе «Старты надежд»; 3) открытые старты на лучшего бегуна (короткие и средние дистанции), прыгуна, метателя; 4) физкультурные и спортивные развлечения, аттракционы; 5) игры на местности, туристические походы с местом сбора на школьной площадке; 6) показательные спортивные выступления. 

Организуют дни здоровья и спорта один раз в триместр. Ученики принимают активное участие в их подготовке и проведении. Школьный коллектив физической культуры назначает актив в помощь учителю физической культуры: инструкторов и судей по спорту, физоргов, членов совета коллектива физической культуры (комиссия по массовой физической культуре и комиссия по спортивным мероприятиям). Участвуют в этом деле все учителя школы.

Учителю физической культуры следует умело скоординировать всю работу актива в подготовке и проведении дня здоровья и спорта.

День здоровья и спорта проводят одновременно для всех классов или отдельно для 1—4, 5—8, 9—11 классов. Продолжительность его не должна превышать для обучающихся начальной школы 3 часа, средних классов — 4 часа, старших классов — 4—5 часов. Необходимо, чтобы о проведении дня здоровья и спорта были своевременно оповещены обучающиеся и учителя, родители учеников, общественные организации школьников. Важно при этом четко наладить взаимодействие работников школы в осуществлении намеченной программы.

    Игра «Зарница» . Она популярна среди детей и так же, как туризм, способствуют приобретению прикладных навыков в действиях на местности. Это необходимо, особенно юношам..

Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия проводятся с целью полноценного решения задач физического воспитания, формирования здорового образа жизни школьников, повышения двигательной активности, спортивных достижений учеников и выполнения требований Единой Всероссийской спортивной классификации

Соревнования «Веселые старты» способствуют широкому привлечению младших школьников к занятиям подвижными играми, различными физическими упражнениями (бег, прыжки, метания), содействуют активному отдыху учеников. Они проводятся в течение всего учебного года и организуются между командами классов между учениками 1—2, 3—4 классов. Важно, чтобы школьники, участвующие в соревнованиях «Веселые старты», хорошо знали правила подвижных игр, условия выполнения различных физических упражнений, были подготовлены к проявлению физических качеств. Подготовка школьников осуществляется на уроках физической культуры, в процессе занятий в кружках.

Руководит соревнованиями школьный коллектив физической культуры. При этом действуют общие правилу проведения школьных спортивных соревнований.

 Спортивные соревнования «Старты надежд». Спортивные соревнования организуются под девизом: «Чемпион школы», «Лучший спортсмен», «Команда—чемпион» (в возрастной группе). Они проводятся с целью привлечения мальчиков и девочек, юношей и девушек к систематическим и результативным занятиям спортом.

Соревнования «Старты надежд» ставят задачей выявление чемпиона — спортивной личности ученика (команды учеников) и выделение его (их) как спортивно развитой здоровой особи человека.

Соревнования могут предусматривать выполнение упражнений, входящих в комплекс ГТО и школьную программу по физической культуре. Учитываются традиции школы, возможности и интересы учащихся. Программу таких соревнований определяет СКФ школы.

В соревнованиях принимают участие школьники, допущенные врачом к занятиям физической культурой. Ученики, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, принимают участие в видах упражнений, разрешенных врачом. Школьники, освобожденные от уроков физической культуры и участия в соревнованиях, привлекаются к их организации и судейству.

 Общешкольные спортивные соревнования. Проводятся по упражнениям общей физической подготовке, видам спорта (классификационные соревнования), соревнования на первенство школы, соревнования школьной спартакиады. Они определяют результативность занятий учеников физической культурой и спортом, стимулируют их дальнейшее физическое совершенствование.

Правильно подготовленные, хорошо проведенные спортивные соревнования в школе содействуют развитию интереса учеников к урокам физической культуры, занятиям физическими упражнениями дома, в спортивных секциях.

 На каждое соревнование составляется положение о спортивных соревнованиях. Оно является главным документом, на основе которого организуются соревнования. Положение содержит следующие разделы: 1. Цель, задачи и характер соревнований. 2. Время и место проведения. 3. Участники соревнований. Сроки представления заявок на соревнования. 4. Руководство соревнованиями. 5. Программа. 6. Порядок и условия выявления личных мест и команд победителей. 7. Награждение. 8. Форма участников. 9. Документация соревнований. Положение подготавливается учителем физической культуры и утверждается директором школы.

Школьные спортивные соревнования должны отвечать требованиям массовости и проводиться при объективном и грамотном судействе. Следует тщательно подготавливать места проведения соревнований, украшать их лозунгами, плакатами, вымпелами. На соревнованиях у учеников должно быть создано радостное, приподнятое настроение. Дети должны приходить на соревнования, как на праздник.

Задачи, поставленные педагогом, определяют виды соревнований в школе. Так, имеют место спортивные соревнования на первенство класса, школы; отборочные, показательные, классификационные соревнования. Наиболее распространенными и массовыми являются соревнования по видам спорта, культивируемым в школе.

При проведении дней здоровья и спорта, открытии спартакиады школы, праздника начала учебного года, на спортивном вечере проводят показательные соревнования (выступления), в которых принимают участие технически хорошо подготовленные ученики.

По системе зачета соревнования бывают личные, лично-командные, командные. Лично-командные и командные соревнования наиболее приемлемы для школы, так как дают возможность выявить как личный результат школьника-спортсмена, так и лучшую команду, занявшую призовое место.

В школе могут проводиться закрытые соревнования (для учеников одной школы), открытые соревнования, в которых принимают участие ученики близлежащих школ, товарищеские соревнования между классами, сборными командами нескольких классов разных школ, матчевые встречи.

Организационно – методическое обеспечение.

Внеклассная работа по физической культуре в нашей школе проводится на основании календарного плана спортивно – массовых мероприятий на учебный год и плана по организации физического воспитания обучающихся.

К работе с обучающимися привлекается весь педагогический коллектив и родители. Организатор внеклассной и воспитательной работы, ученики дежурного класса проводят зарядку до занятий и подвижные перемены. Инструктора –общественники проводят соревнования для младших школьников «Весёлые старты», «Папа, мама, я – дружная семья»,подвижные игры на свежем воздухе. Постоянно действуют спортивные секции по баскетболу, волейболу, футболу, лёгкой атлетике, настольному теннису для среднего и старшего возраста. Для обучающихся 1-4 классов – секция ОФП с элементами единоборств.

В школе сложилась система соревнований, которые планируются с учётом календаря районных и областных соревнований. Традиционными и наиболее любимыми учениками стали «Весёлые старты», туристический слёт, игра «Зарница». Большую помощь в подготовке и проведении «Зарницы» оказывает ДОСААФ.

Совместно с администрацией сельского Совета ежегодно проводятся товарищеские встречи по футболу, волейболу, настольному теннису с учащимися школы и молодежью села. Учащиеся с удовольствием посещают совместные тренировки со взрослыми волейболистами и футболистами. Всё это позволяет юношам и девушкам совершенствовать своё спортивное мастерство.

Обучающиеся школы регулярно принимают участие в районных и областных соревнованиях, товарищеских встречах и добиваются хороших результатов.

Заключение.

Основной идеей опыта является через организацию внеклассной работы привить обучающимся любовь к физической культуре и спорту, навыки самостоятельных занятий, здорового образа жизни, добиться высоких спортивных результатов, привить любовь к профессии учителя физической культуры, тренера.


 

Комментарии

Буркова Оксана Николаевна

Молодец ! Очень большая работа ведётся в вашей школе по физической культуре.