4 принципа управления классом

Американским учителям напоминают об эффективных формах управления классом. 

Связь между эмоциональным климатом в классе и успеваемостью хорошо известна. Существуют учебные программы социально-эмоционального обучения, которые могут помочь учителям эффективно управлять своим классом и налаживать дисциплину.

Во всех классах и на всех уровнях обучения четыре принципа эффективного управления классом неизменны:

1. Планирование и подготовка

Первый принцип заключается в том, что урок должен быть расписан по времени, особенно с учётом смены деятельности на уроке и потенциальных сбоев. Каждый блок времени в классе, даже самый короткий, следует планировать. Hаспорядок помогает быстро менять ход урока.Обратите внимание на следующее:

  • Определите время, когда учащиеся обычно отвлекаются от урока: в начале занятия или когда происходит смена деятельности, при подведении итогов или при начале изучения новой темы. Помните - проблемы с дисциплиной обычно возникают, когда ученики теряют интерес. Именно на этих переходных моментах надо поддерживать мотивацию к обучению.
  • Даже перемены между уроками лучше планировать. Можно привлекать учащихся к подготовке урока (карточки «Что делать сейчас», руководство по подготовке к уроку, бланки, весёлые инструкции и т. п.). Педагоги, которые планируют перемены, чеще избегают проблемного поведения на своих уроках и максимально увеличивают время, проведенное в идеальной учебной среде.

2. Улучшение взаимоотношений в классе

Во-вторых, эффективное управление классом - это результат взаимоотношений в классе. Учителям необходимо развивать доброжелательные отношения с учениками. Если ученики знают, что вы верите в них, то даже ваши резкие замечания они будут интерпретировать как проявление заботы. Обратите внимание на следующие предложения:

  • Создайте с учениками правила жизни в классе. Делайте всё как можно проще. Пяти правил должно быть достаточно (слишком много правил заставляют учащихся чувствовать себя подавленными). Установите те правила, которые охватывают поведение, которое мешает обучению и вовлечению ваших учеников. Например: уважительно относиться ко всем, приходить на урок подготовленными, стараться, быть вежливым, убирать за собой мусор и т.п. Причем эти правила должны касаться всех, в том числе и учителя. Положительно и кратко ссылайтесь на правила или нормы в классе. Если есть необходимость - меняйте их вместе с детьми, обсуждайте.
  • Обращайтесь к ученикам по имени.
  • Не забывайте проявлять небольшие знаки внимания: улыбнитесь, поприветствуйте их у двери, задайте вопросы, которые покажут, что вы помните то, что упомянул ученик - эти маленькие жесты очень помогают в развитии отношений.

3. Организация учебной среды в классе

В кабинете всё должно быть на своих местах.

  • Обозначьте места в классе для доступа учащихся, чтобы они знали, где им можно взять дополнительные книги, черновики для занятия, запасные карандаши или где они должны оставить тетради на проверку.
  • Давайте инструкции эффективно, делая их ясными и краткими. Не повторяйте указания снова и снова, а предоставляйте ученикам письменные или наглядные указания. Предоставьте учащимся возможность подтвердить, что они поняли данные инструкции: попросите их поднять большой палец вверх или вниз, чтобы быстро оценить ситуацию, прежде чем двигаться дальше.
  • Время, потраченное на индивидуальную беседу с учеником, приносит экспоненциально высокие результаты в управлении классом. Выделяйте 3-5 минут в день, чтобы поговорить с учеником о конкретном задании или спросить, «как дела» с заданием или книгой.

4. Наблюдение и документация

Наконец, учителя, которые эффективно управляют классом постоянно наблюдают и документируют свои лучшие находки. Это позволяет им улучшать подходы к организации учебного процесса и созданию благоприятной эмоциональной обстановки.

  • Записывайте поведение учеников; ищите подходы, которые дают учащимся возможность контролировать своё собственное поведение.
  • Включите родителей и опекунов в управление классом. Информируйте родителей о занятиях в классе. Электронная почта обеспечивает прямую документированную коммуникацию.
  • Замечайте и записывайте комбинации учеников (кто хорошо работает вместе? По отдельности?)

Атор: Колетт Беннетт, педагог, сертифицированный специалист по грамотности и координатор учебной программы, США

 

Комментарии

Перепечина Ирина Дмитриевна

Это всё правильно. Но многое ещё зависит от состава класса.Так же можно создавать игровые ситуации для создания дисциплины в классе. Или вы со мной не согласны? Можно эту тему обсудить на страницах моего сайта. Проходите по ссылке. http://shkolary.ru

Мелешко Олеся Геннадьевна

Спасибо, очень прекрасная статья! Читать одно удовольствие!

Мелешко Олеся Геннадьевна

Спасибо, очень прекрасная статья! Все грамотно и толково изложено.

Бринзяник Нина Анатольевна

Статья очень понравилась. Как жаль, что многие не применяют это в своей работе...

Барашева Ирина Анатольевна

Интересная статья, хорошие советы. Возможео, все испольщовать не получится, но что-то можно попробовать.

Вальщикова Ольга Олеговна

Во всех классах и на всех уровнях обучения четыре принципа эффективного управления классом неизменным.
Спасибо за информацию.