вопросы педагогики и цели общего образования
Я полагаю, что ни в каком учебном заведении
образованным человеком стать нельзя. Но во всяком
хорошо поставленном учебном заведении можно…
приобрести навык, который пригодится в будущем,
когда человек ВНЕ СТЕН УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
СТАНЕТ ОБРАЗОВЫВАТЬ САМ СЕБЯ.
М.А.Булгаков.
В данной работе мне хотелось остановиться на одной из важных проблем современной школы : на целях общего образования. На мой взгляд, все документы(проекты, законы, стандарты), вышедшие в последние годы по реформе школы, направлены на решение одной единственной задачи : «создать» нового человека « свободного в свободной стране».
Насколько цели образования новы по сравнению со старыми, ставились ли они в проектах других стран, например, в Америке, можно ли их реализовать в десятилетний срок? В рамках данного эссе мне вряд ли удастся развернуто ответить на поставленные вопросы, но это не означает, что интерес к ним пропадет с последней поставленной точкой в данной работе. В районной газете « Алданский рабочий»* уже опубликованы мои размышления о реформе образования в современной школе и, конечно, о целях. Может быть, дальнейшие публикации послужат началом дискуссии среди педагогов, родителей, ведь не все так гладко и спокойно в « датском королевстве»…
Сенека и Песталоцци … Приглашение к размышлению
« Воспитание и только воспитание – цель школы»,- утверждал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, понимая под этим развитие духовных и физических способностей человека. По- видимому, 17-18 век диктовал эти задачи! « Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни»… Это сказал в начале первого тысячелетия (!) римский философ Луций Анней Сенека (Младший).
А ведь ещё совсем недавно мы утверждали, что « образование нужно для жизни». Вчитываясь тогда в формулировку общей цели (« всестороннее и гармоническое развитие личности»), я спрашивала себя: « Почему ставятся такие цели образования?» Получалось так: «Если ученик (обучающийся) освоил учебную программу согласно критериям оценки уровня их усвоения, то результат - « гармонически развитая…» А как определить достигли мы «всесторонности» и « гармоничности» развития выпускников школы, и, если нет, то насколько мы далеки от этого?
Новый лозунг
И вот новый лозунг: «Образование на протяжении всей жизни»! Смысл этого лозунга в том, что « современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии». Обратимся к стандартам: «Государству, обществу необходим «новый человеческий капитал», по- новому мыслящий, оценивающий, работающий. Нужно новое поколение нравственно и духовно зрелых, самостоятельных активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики…» Слова звучат, как музыка, как последние строки романа « Мастер и Маргарита» моего любимого писателя Булгакова …
Именно здесь я и расстанусь с приведенной цитатой, чтобы встретиться с ней вновь в конце работы!
Что послужило толчком для определения таких целей?
Время! Хотим мы того или не хотим, сегодня становится прошлым, а завтра - настоящим. И это завтра будет отличным от сегодня. Сможет ли школа соответствовать вызову будущего - зависит от того, насколько верно осмыслит цели и задачи, поставленные перед ней семьей, обществом, государством.
Необходимость качественных изменений в школьном образовании обусловливают многие факторы. Прежде всего, это изменения, происходящие в социально-экономической жизни России.
В 1990-х годах они потребовали переосмысления целей школы, так как её выпускникам предстояло жить в мире, устроенном иначе, чем раньше. Резко возросло значение правового и экономического сознания. Рост национального сознания народов, населяющих Россию, обусловил необходимость усиления внимания школы к освоению её выпускниками национальной культуры и формирования ценностного отношения к ней. Осознание кризисного состояния экологии и тенденций его углубления обусловило необходимость особого внимания к формированию экологического сознания обучающихся.
Школы и ЗУНы
Сегодня все более очевидным становится, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений, навыков, себя изжила, ибо темп нарастания знаний становится таким, что школа за ним едва поспевает.
Значительная часть знаний, осваиваемых детьми в современной школе, была добыта человечеством 200-400 лет назад. В то же время не развиваются способности, необходимые выпускникам школы, чтобы осмысленно самоопределяться в мире, принимать решения относительно своего будущего, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда.
Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, ещё неизвестные задачи, то результат образования « измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, умение работать в проектном режиме, разрабатывать и проверять гипотезы, проявлять инициативу в принятии решений. Эти способности востребованы сегодня в обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Образовательные результаты неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Связь между словами « хочу» и « могу» носит сложный характер. Цели образования отражают потребности личности, общества, государства, а условия- возможности общества (государства) в обеспечении образования. Другими словами, нет условий – уменьшай требования или финансируй! Определить цели (потребности) без учета условий(возможностей) может привести к резкому увеличению потребностей в ресурсах, которые не могут быть удовлетворены.
Задача с пятью направлениями
Несколько слов о пяти направлениях к достижению не … конечной цели, а предпоследней- качеству образования… По- моему, «путники» должны выйти по пяти направлениям в разное время! Сначала обеспечение ресурсами, затем НСОТ, попутно СОКО.2 и 5 дорожки настолько спорны и болезненны, что в данной работе я их не могу и тронуть! (Заработная плата учителя уменьшилась настолько, что вопрос стоит о массовом не сокращении!, а добровольном уходе с работы! Причем сначала получилось подушевое финансирование, а затем обеспечение ресурсами. Что касается общественного участия в управлении образованием, то, на мой взгляд, этот пункт нужно опробовать на вышестоящих «образовательных» учреждениях. Я не имею ввиду мониторинги, которые ничего не отражают в действительности!)
Америка впереди
Но вернемся к дальнейшему осмыслению целей общего образования. Пристальное внимание данному вопросу стало уделяться во второй половине 20 века. Первый такой подход к проектированию был разработан в США, опубликован в 1956 году. «Таксономия целей»- это про него. На основе таких целей могут строиться цели изучения предметов, разделов, тем. Но человек при таком подходе оказывается разделен на множество мелких функций.
В другом проекте США «Образование мирового класса» цели школьного образования вытекают из необходимости обеспечить готовность выпускников школы к выполнению некоторой совокупности основных «жизненных ролей». Пилиповский В.Я. в книге «Прогностические модели систем образования в зарубежных странах» называет семь таких «ролей»** Применительно к каждой «жизненной роли» выделяются умения, которыми должны овладеть учащиеся, чтобы их выполнить. Сопоставьте 3 пункта из проекта США и выписки из «Стандарта второго поколения»:
Жизнь как постоянное учение | Образование на протяжении всей жизни |
Человек, последовательно использующий свои знания для выбора альтернатив | Современному человеку в течение жизни приходится (или будет? ) неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии |
Это человек, который берет на себя ответственность за производство высококачественной продукции и соответствующих сервисных услуг | В результате стремительно увеличивается доля населения, занятого в сфере обслуживания. |
Деятельностный участник культурного развития. В этой роли человек ценит культурную и творческую деятельность, участвует в ней и понимает наиболее важные стороны культуры, формирующие личность и общество. | …-освоение основ наук, освоение отечественной и мировой культуры. |
Информированный гражданин. Это человек, хорошо осведомленный в вопросах истории, политической ситуации, заинтересованно реагирующий на локальные, национальные и международные проблемы. |
|
Защитник окружающей среды. …человек умеет ответственно использовать природные богатства |
|
Личность со стремлением к поддержке других людей… |
|
Подход привлекателен своей прагматичностью, но в этом и его слабость. Что делать той части работников, например, которой суждено выполнять на заводе рутинные функции? Если двигаться к целям образования только от социальных ролей, то будут игнорироваться противоречия между требованиями социума и требованиями личности.
Существуют подходы к разработке целей образования, ставящие во главу угла развитие личности (т.е.личностно- ориентированное). В психологии разработано несколько десятков теорий личности…
Подход, основывающийся на «модели личности», задаваемый в виде структуры «качеств личности» и их поведенческих проявлений был предложен Беспалько В.П.*** Как, исходя из предложенной модели определять, какие качества должны формироваться в школе, В.П.Беспалько не раскрывает, а предлагает лишь общую схему возможных действий. Она основывается на положении, что человек получает образование для того, чтобы достичь некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, и не вообще, а в более или менее строго очерченной области этой жизнедеятельности.
Общие выводы
1. К сожалению, нет возможности остановиться на других подходах к определению целей образования (например, И.Я.Лернера и И.К.Журавлева), но даже сравнивая то, что есть, можно отметить, что все цели продиктованы техническим развитием, требующим знаний, гибкости мысли, творческой инициативы. Не исполнитель, а творец – вот кто сегодня должен сидеть за школьной партой! Это будет « человеческий капитал»…
2. Показать, справилась ли школа с поставленной целью, как сказано в Стандартах, «может только опыт»
3. «Сфера образования остро нуждается в… инвариантных философско-образовательных и собственно педагогических подходах к определению целей образования, которые отражают необходимость синтеза общественных потребностей и личностных образовательных запросов человека на разных этапах его жизни» (все- таки ещё нуждается…)
4. Исходя из этого, школьное образование должно быть целеустремленным и целесообразным! Цель общего образования- достижение учащимися уровня образованности, социальной зрелости, достаточных для обеспечения самостоятельной личности, дальнейшего её самоопределения и творческой самореализации в различных сферах деятельности (образовательной, трудовой, общественно- политической, культурно-досуговой, семейно-бытовой).
5. Если образование не соответствует цели образования, оно не может быть качественным!
6. Можно ли уже сегодня ждать результата? Наверное, нет. Рано!
7. Есть ли уверенность, что постановка цели образования не носит идеалистический характер? Нет!
8. Есть ли желание добиваться этой цели? Есть! (Не надо удивляться!) Остальное - время!
9. А цели у нас хорошие : «создать новое поколение нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и КОМПЕТЕНТНЫХ граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.»
P.S. Да, а учитель?! Ведь это его работа…
Наверное, не нужно лететь по « проспектам» образования, не замечая, как « пыхтит товар» за компьютером(не отстать бы от времени), как родители и дети обсуждают заработную плату учителя и сколько стоит душа « Вовочки»… Сколько ТЫ стоишь, учитель? Знать это - цель работы «другого ведомства», как сказал бы булгаковский Воланд.
Список литературы
- Афоризмы. Булгаков об образовании Интернет
- Стандарты второго поколения
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М.19995
- Пилиповский В.Я. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах М.1994
- В.С.Лазарев Системное развитие школы М., 2003г.
- Всероссийский Интернет-PEDSOVET
_______________________________________________________________________
Сноски.
* См. « Алданский рабочий» 31 октября 2008г. Стр.4 « О ликбезе, телевидении и реформе образования»
** Пилиповский В.Я. Поиски новой модели школьного образования в США: Сб. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах.М., 1994г. с. 43-61
***Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М. 1995г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вопросы педагогики и цели общего образования
Учитель высшей квалификационной категории
русского языка и литературы,
Отличник образования РС(Я)
МБОУ СОШ №6 г.Томмот Алданский район
Республики Саха(Якутия)
Я полагаю, что ни в каком учебном заведении
образованным человеком стать нельзя. Но во всяком
хорошо поставленном учебном заведении можно…
приобрести навык, который пригодится в будущем,
когда человек ВНЕ СТЕН УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
СТАНЕТ ОБРАЗОВЫВАТЬ САМ СЕБЯ.
М.А.Булгаков.
В данной работе мне хотелось остановиться на одной из важных проблем современной школы : на целях общего образования. На мой взгляд, все документы(проекты, законы, стандарты), вышедшие в последние годы по реформе школы, направлены на решение одной единственной задачи : «создать» нового человека « свободного в свободной стране».
Насколько цели образования новы по сравнению со старыми, ставились ли они в проектах других стран, например, в Америке, можно ли их реализовать в десятилетний срок? В рамках данного эссе мне вряд ли удастся развернуто ответить на поставленные вопросы, но это не означает, что интерес к ним пропадет с последней поставленной точкой в данной работе. В районной газете « Алданский рабочий»* уже опубликованы мои размышления о реформе образования в современной школе и, конечно, о целях. Может быть, дальнейшие публикации послужат началом дискуссии среди педагогов, родителей, ведь не все так гладко и спокойно в « датском королевстве»…
Сенека и Песталоцци … Приглашение к размышлению
« Воспитание и только воспитание – цель школы»,- утверждал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, понимая под этим развитие духовных и физических способностей человека. По- видимому, 17-18 век диктовал эти задачи! « Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни»… Это сказал в начале первого тысячелетия (!) римский философ Луций Анней Сенека (Младший).
А ведь ещё совсем недавно мы утверждали, что « образование нужно для жизни». Вчитываясь тогда в формулировку общей цели (« всестороннее и гармоническое развитие личности»), я спрашивала себя: « Почему ставятся такие цели образования?» Получалось так: «Если ученик (обучающийся) освоил учебную программу согласно критериям оценки уровня их усвоения, то результат - « гармонически развитая…» А как определить достигли мы «всесторонности» и « гармоничности» развития выпускников школы, и, если нет, то насколько мы далеки от этого?
Новый лозунг
И вот новый лозунг: «Образование на протяжении всей жизни»! Смысл этого лозунга в том, что « современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии». Обратимся к стандартам: «Государству, обществу необходим «новый человеческий капитал», по- новому мыслящий, оценивающий, работающий. Нужно новое поколение нравственно и духовно зрелых, самостоятельных активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики…» Слова звучат, как музыка, как последние строки романа « Мастер и Маргарита» моего любимого писателя Булгакова …
Именно здесь я и расстанусь с приведенной цитатой, чтобы встретиться с ней вновь в конце работы!
Что послужило толчком для определения таких целей?
Время! Хотим мы того или не хотим, сегодня становится прошлым, а завтра - настоящим. И это завтра будет отличным от сегодня. Сможет ли школа соответствовать вызову будущего - зависит от того, насколько верно осмыслит цели и задачи, поставленные перед ней семьей, обществом, государством.
Необходимость качественных изменений в школьном образовании обусловливают многие факторы. Прежде всего, это изменения, происходящие в социально-экономической жизни России.
В 1990-х годах они потребовали переосмысления целей школы, так как её выпускникам предстояло жить в мире, устроенном иначе, чем раньше. Резко возросло значение правового и экономического сознания. Рост национального сознания народов, населяющих Россию, обусловил необходимость усиления внимания школы к освоению её выпускниками национальной культуры и формирования ценностного отношения к ней. Осознание кризисного состояния экологии и тенденций его углубления обусловило необходимость особого внимания к формированию экологического сознания обучающихся.
Школы и ЗУНы
Сегодня все более очевидным становится, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений, навыков, себя изжила, ибо темп нарастания знаний становится таким, что школа за ним едва поспевает.
Значительная часть знаний, осваиваемых детьми в современной школе, была добыта человечеством 200-400 лет назад. В то же время не развиваются способности, необходимые выпускникам школы, чтобы осмысленно самоопределяться в мире, принимать решения относительно своего будущего, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда.
Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, ещё неизвестные задачи, то результат образования « измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, умение работать в проектном режиме, разрабатывать и проверять гипотезы, проявлять инициативу в принятии решений. Эти способности востребованы сегодня в обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Образовательные результаты неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Связь между словами « хочу» и « могу» носит сложный характер. Цели образования отражают потребности личности, общества, государства, а условия- возможности общества (государства) в обеспечении образования. Другими словами, нет условий – уменьшай требования или финансируй! Определить цели (потребности) без учета условий(возможностей) может привести к резкому увеличению потребностей в ресурсах, которые не могут быть удовлетворены.
Задача с пятью направлениями
Несколько слов о пяти направлениях к достижению не … конечной цели, а предпоследней- качеству образования… По- моему, «путники» должны выйти по пяти направлениям в разное время! Сначала обеспечение ресурсами, затем НСОТ, попутно СОКО.2 и 5 дорожки настолько спорны и болезненны, что в данной работе я их не могу и тронуть! (Заработная плата учителя уменьшилась настолько, что вопрос стоит о массовом не сокращении!, а добровольном уходе с работы! Причем сначала получилось подушевое финансирование, а затем обеспечение ресурсами. Что касается общественного участия в управлении образованием, то, на мой взгляд, этот пункт нужно опробовать на вышестоящих «образовательных» учреждениях. Я не имею ввиду мониторинги, которые ничего не отражают в действительности!)
Америка впереди
Но вернемся к дальнейшему осмыслению целей общего образования. Пристальное внимание данному вопросу стало уделяться во второй половине 20 века. Первый такой подход к проектированию был разработан в США, опубликован в 1956 году. «Таксономия целей»- это про него. На основе таких целей могут строиться цели изучения предметов, разделов, тем. Но человек при таком подходе оказывается разделен на множество мелких функций.
В другом проекте США «Образование мирового класса» цели школьного образования вытекают из необходимости обеспечить готовность выпускников школы к выполнению некоторой совокупности основных «жизненных ролей». Пилиповский В.Я. в книге «Прогностические модели систем образования в зарубежных странах» называет семь таких «ролей»** Применительно к каждой «жизненной роли» выделяются умения, которыми должны овладеть учащиеся, чтобы их выполнить. Сопоставьте 3 пункта из проекта США и выписки из «Стандарта второго поколения»:
Жизнь как постоянное учение | Образование на протяжении всей жизни |
Человек, последовательно использующий свои знания для выбора альтернатив | Современному человеку в течение жизни приходится (или будет? ) неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии |
Это человек, который берет на себя ответственность за производство высококачественной продукции и соответствующих сервисных услуг | В результате стремительно увеличивается доля населения, занятого в сфере обслуживания. |
Деятельностный участник культурного развития. В этой роли человек ценит культурную и творческую деятельность, участвует в ней и понимает наиболее важные стороны культуры, формирующие личность и общество. | …-освоение основ наук, освоение отечественной и мировой культуры. |
Информированный гражданин. Это человек, хорошо осведомленный в вопросах истории, политической ситуации, заинтересованно реагирующий на локальные, национальные и международные проблемы. |
|
Защитник окружающей среды. …человек умеет ответственно использовать природные богатства |
|
Личность со стремлением к поддержке других людей… |
|
Подход привлекателен своей прагматичностью, но в этом и его слабость. Что делать той части работников, например, которой суждено выполнять на заводе рутинные функции? Если двигаться к целям образования только от социальных ролей, то будут игнорироваться противоречия между требованиями социума и требованиями личности.
Существуют подходы к разработке целей образования, ставящие во главу угла развитие личности (т.е.личностно- ориентированное). В психологии разработано несколько десятков теорий личности…
Подход, основывающийся на «модели личности», задаваемый в виде структуры «качеств личности» и их поведенческих проявлений был предложен Беспалько В.П.*** Как, исходя из предложенной модели определять, какие качества должны формироваться в школе, В.П.Беспалько не раскрывает, а предлагает лишь общую схему возможных действий. Она основывается на положении, что человек получает образование для того, чтобы достичь некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, и не вообще, а в более или менее строго очерченной области этой жизнедеятельности.
Общие выводы
1. К сожалению, нет возможности остановиться на других подходах к определению целей образования (например, И.Я.Лернера и И.К.Журавлева), но даже сравнивая то, что есть, можно отметить, что все цели продиктованы техническим развитием, требующим знаний, гибкости мысли, творческой инициативы. Не исполнитель, а творец – вот кто сегодня должен сидеть за школьной партой! Это будет « человеческий капитал»…
2. Показать, справилась ли школа с поставленной целью, как сказано в Стандартах, «может только опыт»
3. «Сфера образования остро нуждается в… инвариантных философско-образовательных и собственно педагогических подходах к определению целей образования, которые отражают необходимость синтеза общественных потребностей и личностных образовательных запросов человека на разных этапах его жизни» (все- таки ещё нуждается…)
4. Исходя из этого, школьное образование должно быть целеустремленным и целесообразным! Цель общего образования- достижение учащимися уровня образованности, социальной зрелости, достаточных для обеспечения самостоятельной личности, дальнейшего её самоопределения и творческой самореализации в различных сферах деятельности (образовательной, трудовой, общественно- политической, культурно-досуговой, семейно-бытовой).
5. Если образование не соответствует цели образования, оно не может быть качественным!
6. Можно ли уже сегодня ждать результата? Наверное, нет. Рано!
7. Есть ли уверенность, что постановка цели образования не носит идеалистический характер? Нет!
8. Есть ли желание добиваться этой цели? Есть! (Не надо удивляться!) Остальное - время!
9. А цели у нас хорошие : «создать новое поколение нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и КОМПЕТЕНТНЫХ граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.»
P.S. Да, а учитель?! Ведь это его работа…
Наверное, не нужно лететь по « проспектам» образования, не замечая, как « пыхтит товар» за компьютером(не отстать бы от времени), как родители и дети обсуждают заработную плату учителя и сколько стоит душа « Вовочки»… Сколько ТЫ стоишь, учитель? Знать это - цель работы «другого ведомства», как сказал бы булгаковский Воланд.
Список литературы
- Афоризмы. Булгаков об образовании Интернет
- Стандарты второго поколения
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М.19995
- Пилиповский В.Я. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах М.1994
- В.С.Лазарев Системное развитие школы М., 2003г.
- Всероссийский Интернет-PEDSOVET
_______________________________________________________________________
Сноски.
* См. « Алданский рабочий» 31 октября 2008г. Стр.4 « О ликбезе, телевидении и реформе образования»
** Пилиповский В.Я. Поиски новой модели школьного образования в США: Сб. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах.М., 1994г. с. 43-61
***Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М. 1995г.
Предварительный просмотр:
Урок-детектив: "Кем убит и отчего…"(По стихотворению А.С. Пушкина "Ворон к ворону летит"), 5-й класс
- Николаева Людмила Владимировна, руководитель кафедры учителей, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература, Технология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии
Класс: 5
Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
“Ворон! Где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?”
Ворон ворону в ответ:
“Знаю,будет нам обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.
Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая”.
Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждет милого,
Не убитого, живого.
Детектив/англ./- раскрывать,обнаруживать.
Оформление: портреты Пушкина А.С. и Даля В.И.; словари; музыкальное оформление; триптих: хозяйка и терем, вороны, убитый богатырь.
Урок-игра выполняет несколько функций: обучающую, коммуникативную, регулятивную, релаксационную, психотехническую.
Класс разбивается на группы, получая темы исследовательских работ.
1 тема: “Свидетели и соучастники…”
2тема: “ Определить тему стихотворения”
3тема: “Что рассказал словарь?”
4 тема: “ Репортаж с места преступления.”
* * *
В начале урока учитель сообщит о факте убийства богатыря, о необходимости выяснения причин гибели, о необходимости провести расследование.
1 группа ребят подготовили список предполагаемых свидетелей и соучастников преступления,и что они делают на данный момент.
Богатырь… “В чистом поле под ракитой…”
Хозяйка… “Ждет милого…”
Сокол… “В рощу улетел…”
Вороны… “Ворон! Где б нам отобедать?”
Недруг… “На кобылку …сел…”
Кобылка знает: “Кем убит и отчего”.
2 группа расследования выссказывает предположения об убийце, формулируют тему.
/Предположения бывают фантастические, но пусть каждый ребенок выскажется - “делу” это не помешает./
Желательно все версии записать на доску, так как эта запись покажет наглядно, что единой темы нет,преступник на свободе, свидетели сказать не могут…Обратимся к группе 3, которая работала со словарями. Оказывается, что сокол - птица дрессированная, привыкающая к хозяину, к своей сокольне /помещение, где содержатся соколы/. Богатырь - силач, великан. Ворон - птица вещая. (См.словарь В.И.Даля).
Дальнейшие вопросы:
- Почему богатырь - силач, храбрый и счастливый воин, витязь, великан, побивающий одним махом десяткм врагов/!/ - в чистом поле/!/ убитый/!/ под ракитой/!/? Ракита/ива,верба/ - повод улики убийцы.
- Почему богатырь сидел на КОБЫЛКЕ? /Суффикс уменьшительно-ласкательный!/ Не пристало богатырю на кобылке ездить!
- Почему сокол не полетел домой? Почему он знает, кем убит и отчего?
- Почему второй ворон знает всё, всё, всё?
Примерные ответы:
- Утром богатыря проводила на охоту жена,она вывела ему старую лошадь.
Пушкин называет её хозяйкой – вот она и распоряжается…Возможно, богатырь уже стар, а жена молодая…
- Богатырь доезжает до “чиста поля” и останавливается у ракиты, чтобы дать себе и лошадке роздых.
- Ворон провожает богатыря от крыльца до ракиты. Где ему было и быть, как ни у дома, в котором случится беда? /См.народное творчество/. Вороны часто летают над домами, предсказывая несчастье. “Всякому бы ворону на свою голову каркать”, “Ворон каркает к несчастью..”
- Недруг убивает богатыря сонного,иначе бы он его не одолел. Узнать бы, кто его послал по следу?
Звучит реплика /самый интересный момент/: “А не хозяйка ли подослала?” Ворон откровенно признает, что “кем убит и отчего, знает сокол /конечно видел/ лишь его, да “кобылка вороная” /тоже свидетель!/, да… “хозяйка молодая”.Читаем последние строчки:
А хозяйка ждет милого,
НЕ УБИТОГО, ЖИВОГО…
Так кого ждет хозяйка?…Недруга! /Заказное убийство - вот что это такое!/
Последний штрих: зачем соколу /верному!/ лететь домой, к такой хозяйке?
Сокол в рощу улетел…
Учитель обращает внимание детей на 3 иллюстрации, знакомит с новым словом/
ТРИПТИХ /cм. cловарь/. Три картины на одну тему - триптих. О чем это стихотворение?
- О предательстве!
- Об убийстве! Учитель обращает внимание на то, как важно вдумчиво читать стихи, как важно поразмышлять над прочитанным…
Работает 4 группа “Репортаж с места преступления”. Если ба сокол умел говорить…/ ворон…кобылка…/
Ребятам захочется прочитать стихотворение вслух. Учитель может спросить, почему в стихотворении нет заголовка. Дети правильно отмечают, что заголовок-прогноз отражает тему. Если бы поэт озаглавил, “загадки” бы не получилось. Когда тайна разгадана, можно придумать заглавие, что ребята с удовольствием и делают: “Злодейство”, “Тайна убийства”, “Хозяйка-злодейка”, “Тайна гибели богатыря…”
С произведением не хочется расставаться, так как каждый ученик чувствует себя участником большого расследования - вот почему следующий этап работы можно назвать “Как это было..” и предложить написать сочинение-изложение “Что знал сокол?”
Сказка-ложь или сказка-урок? Какой урок? /Итог урока/.
Д\З /на выбор/
- Выучить стихотворение наизусть
- Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: “Признание богатыря”, “Признание хозяйки”, “Что видел второй ворон?”
- * Подобрать стихотворение с “загадкой”. /Неудачи здесь не будет: сколько стихотворений /скольких авторов/ будет прочитано!/