Гиперактивный ребенок.

Часто приходиться слышать от родителей следующие слова: «он очень подвижен, ни минуты не сидит на месте», «делает только то, что хочет», «меня не слышит и не слушается», «долго не умеет играть ». Таких детей обычно называют «живчиком», «вечным двигателем». Такие малыши, едва встав на ножки, всегда куда то бегут, все трогают и хватают, ломают и бросают. Им не свойственна любознательность, а лишь сиюминутное любопытство. Такие характеристики ребенку первых лет жизни часто дают родители на приеме детского невролога. Как правило, такие характеристики ребенка не беспокоят - это ребенок, следовательно, должен быть громким, активным и беспокойным. Некоторых родителей такое поведение ребенка может даже умилять, потому что ребенок естественен, раскрепощен, свободен внутренне и внешне И, конечно, дискомфорт других (иногда довольно серьезный) уходит на второй план, а то и вовсе остается без внимания.

Напротив, другие родители излишне обеспокоены чрезмерной активностью ребенка. Поэтому самостоятельно, а иногда и с помощью врачей, они изо всех сил стараются облачить поведенческие особенности ребенка в конкретный диагноз. Как правило, все «неудобства» ребенка рассматриваются как результат «перинатального поражения центральной нервной системы» - столь любимой детскими неврологами постановки диагноза, открывающей огромные возможности для назначения всех видов ноотропных и седативных препаратов. И вроде все верно, есть дискомфорт - назначается лечение. Просто нужно помнить, что подавляющее большинство лекарств запрещено в раннем детстве и, с точки зрения доказательной медицины, их влияние на развивающийся мозг ребенка весьма сомнительно.

Описанные ситуации - это два полюса проблемы в отношениях между родителями и детьми. Конечно, в каждом конкретном случае решение нужно принимать индивидуально.  Однако есть некоторые общие закономерности.

  1. Двигательное расторможенность, излишняя эмоциональность, капризность ребенка могут возникнуть при недостаточном внимании родителей.  Бывает, что ребенок растет с бабушками / нянями, а родители весь день заняты работой, а особая неконтролируемость и прихоти четко проявляются в отношениях с мамой и папой. Если кардинально изменить ситуацию с рабочим временем невозможно, то имеющееся свободное время матери (а в идеале и отца) следует посвятить ребенку.  Пусть это будет 15-30 минут полноценного общения / игры в день, но это просто ваше время, не отвлекаясь на телепрограммы, телефонные звонки и т.д.  Сложность в том, что в большинстве случаев полноценные занятия с ребенком требуют от родителей выхода из зоны личного комфорта. Но стоит построить крепкую эмоциональную связь со своим ребенком!
  2. Иногда чрезмерная эмоциональность, агрессия и двигательное растормаживание приводят к внутренним семейным конфликтам, особенно тем, которые происходят прямо на виду у ребенка.  Прежде чем обращаться за медицинской помощью, чтобы исправить поведение ребенка, подумайте, насколько здоровый климат в вашей семье.
  3. Замена прямого живого общения всевозможными устройствами дает обратный эффект: ребенок становится более возбужденным.  Частое переключение картинок на экране - сильная фотостимуляция.  Кроме того, агрессивные действия героев мультфильма / электронной игры заставляют ребенка повторять эти действия в реальной жизни.  Поэтому у эмоционально нестабильного, расторможенного ребенка общение с этими электронными устройствами чревато обострением поведенческих расстройств.  Наконец, нельзя отрицать, что при регулярном и длительном использовании электронного игрового оборудования развивается психологическая зависимость, в результате чего внезапный запрет / изъятие устройства вызывает бурную негативную реакцию у ребенка.  Разрешенное время просмотра для ребенка в возрасте от 4 до 5 лет составляет 20 минут в день, а детям до 3 лет в идеале не разрешается смотреть.  То же самое и с электронными играми.  Но сколько семей следуют этим рекомендациям?
  4. Иногда родители пытаются свободно восполнить недостаток времени, которое они проводят с ребенком, и это в корне неправильно.  Двух-трехлетнему ребенку очень сложно контролировать свои эмоции, а без определенных установленных рамок / границ поведения это становится практически невозможным. Как ни парадоксально, ребенку необходимы контроль и сдержанность, без них он чувствует себя уязвимым, возрастает страх и, как следствие, ухудшается плохое поведение.  В частности, бывают ситуации, угрожающие жизни ребенка и требующие от взрослого активных и четких действий.  Например, попыткой выбежать на улицу на прогулку нужно быстро и точно контролировать, а иногда просто слова «нет» недостаточно, и здесь необходимо «проявить силу».
  5. Современные образовательные системы часто отрицают необходимость режима.  Если такая ситуация более-менее естественна для ребенка первого года жизни, то отсутствие определенного распорядка дня для трехлетнего ребенка может негативно сказаться на его поведении.  Следование режиму кормления, ходьбы, сна и физических упражнений создает своего рода довольно стабильную систему, в которой выстраивается поведение ребенка.  Физическая активность (для малыша, например, длительные прогулки, прогулки, езда на велосипеде и т. Д.) В идеале должна чередоваться с интеллектуальным напряжением: вместе смотреть картинки, читать книги, настольные игры.
  6. Повышенная физическая активность у ребенка 4-5 лет может найти выход в спорте: физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, под руководством тренера, в коллективе сверстников способствуют развитию определенной дисциплины. в поведении, и в то же время дает накопленную Энергию.

Эти рекомендации при реальном желании исправить поведение ребенка и связаться с ним в сочетании с большим родительским терпением почти всегда работают, хотя для достижения желаемого результата требуется время.  Однако есть несколько нюансов.

Если все это неоднократно опробовано, не работает и, в первую очередь, поведенческие паттерны доставляют большие неудобства ребенку и другим членам семьи, то пора обращаться к специалисту - педиатру, детскому неврологу, психологу.

Неприемлемая чрезмерная активность, импульсивность в социальном поведении, дефицит внимания, проблемы в отношениях с другими людьми действительно могут быть признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Расстройство дефицита внимания с гиперактивностью встречается в 4-9,5% случаев (3-7% в США) и является основной причиной проблем с поведением и обучением в дошкольном и школьном возрасте.  Согласно современным представлениям, СДВГ - это нарушение функции нервной системы (в основном ретикулярной формации мозга), которое проявляется в трудностях с концентрацией и поддержанием внимания, нарушениях обучения и памяти, а также в трудностях обработки информации извне и изнутри. Мир.  Обсуждаются различные теории развития СДВГ.  На данный момент в первую очередь упоминаются генетические факторы - большое значение имеет семейная нагрузка.  Также играют роль неблагоприятные факторы перинатального периода, которые не приводят к грубому поражению центральной нервной системы, но оставляют следы в виде изменений некоторых функций головного мозга.  Синдром дефицита внимания с гиперактивностью делится на две категории: I - гиперактивная форма с преобладанием подвижности и импульсивности, II - без гиперактивности (с преобладанием невнимательности).  Если первый вариант, проявляющийся в снижении самоконтроля, плохой эмоциональной устойчивости и неспособности адаптироваться к детскому коллективу, чаще встречается у мальчиков, то второй вариант, с преобладанием невнимательности и нарушением когнитивных функций, встречается чаще. у девушек.  Критериями диагностики СДВГ являются:

  1. У ребенка синдром дефицита внимания и / или гиперактивности.
  2. Раннее (до 7 лет) появление симптомов и продолжительность их существования (более 6 месяцев).
  3. Проявление симптомов как дома, так и в школе / детском саду.
  4. Отсутствие ассоциации с другими заболеваниями.
  5. Обучение и социальные нарушения.

Крайне важно понимать, что даже при наличии клинических проявлений синдрома, при отсутствии нарушений обучаемости и социальных функций (которые выявляются при обследовании ребенка) диагноз не будет поставлен, в лечении не требуется.  Диагностические критерии также показывают, что диагноз зависит от возраста и может быть поставлен только в возрасте от 5 до 6 лет, когда возникают трудности с обучением.

Следует знать, что клинические проявления СДВГ часто возникают у детей после различных предыдущих соматических заболеваний (например, после тяжелого течения ОРВИ) и в этом случае являются частью астенического синдрома и носят временный характер.  а также у детей с заболеваниями щитовидной железы, специфическими нарушениями обучаемости (дислексия и др.).  В любом случае только врач может поставить диагноз после тщательного изучения истории болезни и оценки значимости клинических симптомов.  В настоящее время существует патогенетическое лечение СДВГ, которое может значительно улучшить поведение и адаптивность ребенка.  Однако назначение терапии возможно только при однозначном диагнозе.

Поэтому большинство поведенческих проблем в раннем детстве носят временный характер, и степень их серьезности иногда зависит от полноты и силы эмоциональных отношений между родителем и ребенком.  Именно родителям, а не врачу отводится основная роль в воспитании и формировании приемлемой модели поведения для ребенка как в семье, так и вне ребенка.  К сожалению, не существует «волшебной таблетки» для немедленного решения проблемы, но ежедневная работа, основанная на советах специалиста, обязательно даст положительный результат.  Давайте работать вместе!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx0 байтов

Предварительный просмотр: