Главные вкладки

    Датские дети счастливее - их родители поступают иначе

    Стоковые изображения от Depositphotos

    Как получается, что датчан регулярно объявляют самыми счастливыми людьми? Эксперты считают, что это может быть связано с тем, как они воспитывают своих детей. Итак, мы можем многому научиться у датских родителей. 

    На протяжении почти сорока лет Дания регулярно признавалась страной самых счастливых людей ОЭСР (Организация экономического развития и сотрудничества). Отчет ООН о мировом счастье и аналогичные оценки также удерживают эту маленькую страну на вершине рейтинга.

    Но почему датчане так счастливы? Из-за их социальной системы? Правительства? Может, этому способствуют их уютные домики? В любом случае причина счастья явно не кроется в долгих тёмных зимах и высоких налогах.

    В своей книге «Почему датские дети счастливее и уравновешеннее» Д. Александер и И. Сандал раскрывают секрет: по их мнению, воспитание датчан является причиной их постоянного счастья. Авторы на протяжении многих лет исследовали датскую концепцию воспитания и ее влияние на детей и суммируют ее успех в простой формуле: "Из счастливых детей вырастают счастливые взрослые, которые растят счастливых детей и т. д."

    Приоритеты в воспитании датских родителей

    У датчан другое отношение к детям, и они ценят другое воспитание, чем многие родители в промышленно развитых странах.

    Датчане считают детей хорошими и правильными, и относятся к ним с уважением. Родители знают, что если они хотят, чтобы их дети поступали так же, они должны сначала контролировать свое поведение. Датчане в первую очередь хотят воспитать не успешных детей, а скорее стойких людей, у которых есть собственный внутренний компас, который направляет их по жизни.

    Короче говоря, Дания - это обучение детей жизненным навыкам, которые помогут ориентироваться в жизни, иметь счастливые отношения и получать высокий уровень удовлетворения.

    Родители в Дании считают, что давление - неправильный путь

    Поэтому родители и учителя сосредотачиваются на таких вещах, как самостоятельность, сплоченность, социализация, самооценка и демократия. Они знают, что настоящее счастье достигается не только благодаря хорошему образованию.

    Почти все датские родители считают, что неправильно сосредоточиваться только на успеваемости своих детей - ведь дети, которые хорошо успевают только для получения внешней оценки, не могут развить сильное внутреннее стремление.

    Поэтому они дают своим детям большую свободу, проявляют к ним высокую степень доверия и позволяют им решать проблемы и преодолевать препятствия самостоятельно.

    Таким образом, датские дети более гармоничны в своём внутреннем мире, чем другие, преследуют поставленные перед собой цели, лучше справляются со стрессом и напряжением, и более устойчивы к кризисам.

    Но что именно датские родители делают иначе для достижения этой цели?

    1. Они знают, как важны свободные игры для детей, и поощряют их

    Различные научные исследования пришли к выводу, что игра является важной предпосылкой для того, чтобы научиться справляться со стрессом. В игре у детей есть возможность попробовать что-то, изучить свои собственные пределы и приобрести ценные социальные навыки.

    В большинстве промышленно развитых стран играми детей сейчас пренебрегают, потому что у малышей часто есть другие обязанности помимо школы, например, уроки музыки или спорта. В течение многих лет количество часов, в течение которых дети могут просто играть, неуклонно сокращалось.

    Однако ряд ведущих ученых считают, что отсутствие игр угрожает самому основанию детей. Американская академия педиатрии (AAP) забила тревогу и указала на огромное значение свободной игры для детей. Она даже порекомендовала педиатрам выписать рецепты на большее время для игр. И это правильно: «Из исследований мы знаем, что совершенно непреднамеренные игры обеспечивают лучшее взаимодействие нейронов головного мозга, - объясняет известный нейробиолог Джеральд Хютер. - Чтобы можно было максимально активизировать огромный потенциал сетевых возможностей в мозгу и развить присущие нашим детям таланты, мы должны предоставить им возможность играть как можно дольше».

    Для датских родителей очень важно, чтобы их дети играли свободно и стараются не мешать им слишком сильно. Каждая оценка, любое ненужное вмешательство извне может помешать ходу игры, и дети часто лишаются возможности самостоятельно найти решение любой проблемы.

    Игра настолько важна в Дании, что ее даже поощряют в школах. Долгое время датским детям разрешалось идти в школу только с семи лет. Учителя и воспитатели сочли важным, чтобы дети были в первую очередь детьми и им позволяли играть.

    По сей день обычные занятия в Дании заканчиваются в 14:00. Затем дети могут пойти в так называемую школу отдыха, где их в первую очередь поощряют играть.

    2. Родители знают, как хвалить ребенка, чтобы помочь ему развить уверенность

    От того, как ребенка хвалят, зависит, как он справляется с новыми проблемами и насколько он может полагаться на свои способности.

    Сильная похвала снижает самооценку. Дети, которых слишком захваливают, сталкиваясь с трудностями, будут с большей вероятностью уклоняться от них. Ведь любая неудача, трудность будет заставлять их чувствовать себя глупыми и порождать опасения потерять свой статус. Исследования показали, что эти дети чаще лгут или обманывают, чтобы скрыть свою очевидную неудачу.

    Что действительно нужно детям, так это простая, честная и связанная с процессом похвала: их следует хвалить не за их ум или талант, а за их старание, настойчивость, успехи в учёбе, выдумку.

    Таким образом в детях развивается мышление, ориентированное на обучение. Дети узнают, что их усилия - это то, что действительно важно, и они понимают, что их мозг - это "мышца", которая становится тем сильнее, чем больше вы её тренируете. Поэтому они воспринимают усилия как нечто положительное. Этих детей не так сильно подавляют поражения или неудачи, и вместо того, чтобы сдаться, они наращивают свои усилия.

    Датский способ восхваления отличается, в частности, скромностью. Цель состоит в том, чтобы ребенок не нуждался в признании со стороны других людей, чтобы чувствовать себя ценным. Вместо того, чтобы просто сказать, что картина или работа «отличная», датские родители просят своих детей рассказать о своей работе (картине, поделке) и задают им вопросы. Родители отмечают именно то, что им нравится в работе своих детей, и говорят , что развитие детей - это непрерывный процесс.

    3. Родители спокойны

    Датский стиль воспитания основан на основных принципах демократии. Это означает, что датские родители устанавливают правила для семейной жизни и ожидают, что их дети будут их соблюдать. Но они очень отзывчивы к своим детям, когда те хотят «проверить» эти правила.

    Это во многом связано с тем, что датчане в целом положительно и с пониманием относятся к своим детям. Например, вместо того, чтобы рассматривать фазу желания самостоятельности малышей в возрасте от 2-х до 3-х лет (так называемый "кризис трёх лет") как ужасную, они воспринимают её как важный шаг в развитии, который является совершенно нормальным.

    В датских семьях особо не кричат ​​и не бьют. Датчане хотят, чтобы их дети относились к ним с уважением. И, конечно, это возможно только в том случае, если вы сами проявите уважение к своим детям.

    Поэтому вместо того, чтобы воспитывать своих детей в страхе, они относятся к ним с дружелюбной решимостью. Таким образом они предотвращают ненужную борьбу за власть и вспышки гнева и укрепляют связь со своими детьми.

    Это причина, по которой датские дети все еще любят проводить время со своими родителями и семьями в зрелом возрасте и практиковать свое знаменитое хюгге - уютное семейное время. Это важный ключ к их счастью и прекрасная традиция, у которой каждый за пределами Дании может многому научиться.


    Автор: Джина Метцлер, Германия

     

    Комментарии

    Безрукова Ирина Львовна

    Материалы из "Лаборатории гуманной педагогики" настолько интересны, что мгновенно появляется желание донести информацию до родительского сообщества. Практикуя дистанционную работу с семьёй, т.е. используя новый канал связи (через родительскую группу в ватсаппе), обязательно покажу эту статью родителям моих воспитанников. Хочется сделать акценты на ценности самостоятельной игры детей, на том, как следует похвалить ребёнка. Ну очень интересно! А в ватсаппе я могу показать и печатный материал, копируя источник, и показать материал через серию (для удобства прослушивания) голосовых сообщений. Так получается донести нужную по моему мнению информацию до всего родительского сообщества группы и даже получать от родителей обратную связь.