Эссе "Я-учитель"

Лотова Светлана Вячеславовна

ЭССЕ

«Я – учитель»

 

«Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель. Если учитель имеет

только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет

лучше того учителя, который прочел все книги,

 но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу

 и к ученикам, он – совершенный учитель».

Л.Н. Толстой 

 

            Первое, что отличает человека – овладение профессией, среди которых испокон веков главными считаются три: хлебороб, врач и учитель. Учитель сочетает в себе качества и первых двух, только в более глубоком смысле. Он тоже сеет хлеб, но хлеб этот – пища духовная. Он тоже лечит, но не тело, а душу.

         Профессия учителя – одна из самых благородных и необходимых профессий нашего общества. Именно учитель играет большую роль в формировании и становлении личности, а значит, и влияет на дальнейшую судьбу общества. Особенно теперь. В век компьютеризации. Никакой компьютер не заменит живое общение с учителем.

           Учитель – это очень важный человек в жизни каждого из нас. Учитель – это больше, чем профессия, учитель – это призвание. Своей работой учитель закладывает основы мировоззрения многим поколениям, являясь образом мудрости и справедливости. Учитель – это человек, к которому ходят за советом. Учитель – это тот, кто не перестает быть педагогом после того, как ученики перестали быть его формальными подопечными. Учитель – это тот, кто, возникнув в жизни человека, не уходит из неё ни с возрастом, ни со смертью: он остается жить в сердце, является примером, которому хочется подражать.

           Выбор профессии «учитель» для меня был очевиден с самого детства. Я всегда знала, что буду учителем. В другой профессии себя не представляла и сейчас не представляю. Обе мои бабушки (Гончарова Александра Васильевна и Виноградова Федосья Ефремовна) – учителя.  Каждая из них проработала в нашей родной Каргалинской школе более тридцати лет.  Федосья Ефремовна, бабушка по материнской линии,  была учителем начальных классов. Александра  Васильевна, бабушка со стороны отца, здравствует и поныне, филолог.  Скоро мы всей нашей многочисленной роднёй отметим её  90–летний юбилей.  Когда я пошла в школу,  мои бабули были уже на заслуженном отдыхе, но атмосфера школьной жизни всегда «витала» в нашем доме: бесконечные воспоминания о  школе, об учениках, горы старых методических журналов и разработок (как память о школе,  они  свято хранились на антресолях, на их утилизацию было наложено строгое табу), открытки и телеграммы от бывших  учеников, букеты осенних цветов и слова благодарности от молодых коллег.

           Уже с раннего детства моим любимым занятием была игра «в учителя».  Я играла с подругами «в школу».  В классе я была успешна и активна на уроках,  а  после уроков по заданию учителей «подтягивала» по математике  неуспевающих одноклассников.   Математика мне давалась легко. Я удивлялась, тому, что не все понимают такие простые вещи. И уже тогда я пыталась найти разные способы объяснения какой–нибудь задачи, уравнения или примера. В итоге все мои «ученики» понимали меня, и я радовалась, что смогла помочь им понять задачу или пример, а может даже тему урока. Таким образом, выбор профессии «учитель» для меня был очевиден.

        Математике мне довелось учиться у замечательного педагога Ананьевой Антонины Евгеньевны, которая всегда заставляла нас искать ответы на её вопросы. Говорила нам: «Думайте ребята, думайте!» И мы думали! И чаще всего находили ответы на заданные вопросы! На ее уроках всегда было интересно и познавательно. И у меня окрепло желание стать учителем.

          Чтобы осуществить свою мечту, я поступила учиться в Ишимский государственный педагогический институт имени П.П. Ершова.

          После окончания института я, не задумываясь, поступила на работу в родную школу.  Так начался  мой педагогический путь, о котором я нисколько не жалею.

       Я сельский учитель. Сельский учитель – это энтузиаст, патриот школы, села, он предан своему делу, заботлив и трудолюбив, скромен и бескорыстен, воспринимает учеников как своих собственных детей. Учитель на селе – одна из главных фигур. Работать в сельской школе стало интересней: учебные классы прекрасно оборудованы. Рабочее место учителя уже немыслимо без компьютера, интерактивной доски, сканера, цветного принтера – это так упрощает работу учителя, экономит его время! Десять лет назад об  этом можно было бы только мечтать.

        Конечно, нельзя сказать, что работа учителя – сплошной праздник. За время работы в школе были и крики, и слёзы, и непонимание, и бессонные ночи, и минуты боли и обид, и непослушные ученики. Тем не менее, эта работа – моя жизнь и моя судьба, и я благодарна Богу за то, что я раз и навсегда выбрала для себя эту сложную и не всегда благодарную профессию. Я – счастливый человек. Я занимаюсь тем, что мне нравится.

        Время неумолимо бежит вперёд.  Образование сегодня постоянно подвергается изменениям, поэтому я, как учитель, тоже должна меняться. И я готова к изменениям! Учитель учит до тех пор, пока учится сам!  

        В своей работе я стараюсь уважительно относиться к ученикам, воспринимать их как личность и видеть в них только лучшие качества, пробудить в них желание стать лучше, помочь им познать новое. Учу детей рассуждать, мыслить, анализировать, делать выводы, а для этого стараюсь сначала привить им привычку надеяться только на собственные силы и знания. Научить ученика самостоятельно мыслить, чтобы и после окончания школы он мог самостоятельно искать ответы на жизненные вопросы и принимать самостоятельные решения – вот моя главная задача.

        Обществу не нужны выпускники с готовым багажом знаний, ему нужны креативно и критически мыслящие выпускники, активно и целенаправленно познающие мир, мобильные и коммуникабельные, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях, мотивированные на образование и самообразование в течение всей жизни. И пусть не все мои ученики станут великими математиками, но главное, чтобы каждый из них стал настоящим человеком: порядочным, отзывчивым, добрым, трудолюбивым. И главное, чтобы они стали успешными людьми в жизни.

        Я знаю точно, что родившись ещё раз, я бы опять пошла работать в школу учителем!  Учителем математики!