Дистанционная школа плюсы и минусы

Мошников Олег Юрьевич

 Дистанционное образование – это совсем не новое явление в нашем образовании. Оно появилось давным- давно и называлось «заочное». Но чем отличалось оно тогда, от того что мы имеем сегодня. Главное отличие было в том, что человек учился и работал в одной сфере. Он поднимал свой профессиональный уровень. Нынешняя дистанционка в основном не предполагает профессиональные навыки и умения. Она хороша для теоретической базы. Практическая сторона очень сильно страдает.


 В марте- апреле многие ученики в одно мгновение стали «заочниками». Только вместо сессий — занятия в ZOOM, уроки онлайн на различных учебных платформах, отправка фото выполненных заданий в VK, WhatsApp, телефонные консультации родителей с преподавателями. Можно ли все это назвать «дистанционным обучением»? Нет. Скорее это формат домашнего обучения с применением онлайн-технологий. А после того как многие родители примеряли на себя те или иные учительские обязанности на несколько месяцев, семьи боятся выхода «второй серии» карантина, как огня.

 Параллельно образовательные эксперты спорят, научит ли «дистанционка» мир овладевать технологиями и беречь энергию и время, или украдет у детей ценное живое общение с педагогами.

 

 

Вот данные опроса пользователей сайта moeobrazovanie.ru

21% -удобно и качественно

45% - качество ниже среднего

34% - вообще не представляю что это

 

Как видим из опроса, только одна пятая часть респондентов считает «дистант» удобным и качественным.

Плюсов много, но есть и минусы. А как известно «плюс» на «минус»  дают минус, даже маленький и об этом не стоит забывать (вспомним русское народное- ложка дёгтя, бочку меда портит или про одну паршивую овцу…). Поэтому остановлюсь на минусах.

- Необходима сильная мотивация

Самый главный минус!

Практически весь учебный материал студент-дистанционник осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.

А еще домашнее пространство переполнено отвлекающими факторами: доступ к телевизору, игрушкам. Самоорганизоваться сложно, особенно младшим детям. В одной и той же комнате они спят ночью, учатся днем, играют вечером. Ничего вокруг не меняется, внимание рассеивается, прокрастинация усиливается.

 

- Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности

При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

Много того, чему мы учимся с детства, происходит через  взаимное обучение. Взросление и ощущение принадлежности к социальной группе — сверхважная составляющая становления для подростков. В онлайне они будто лишены этого.

В обычной жизни дети учатся командной работе, решению конфликтных ситуаций и эффективному взаимодействию друг с другом. В условиях дистанционного обучения у них не так много возможностей получить soft skills, которые на первом месте среди навыков XXI века.

 

 

 

- Недостаток практических знаний

Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим техникам или медикам «живой» практики.

Все мы по-разному воспринимаем и усваиваем информацию. Есть аудиалы, визуалы, дискреты, кинестетики. Исследования доказывают, что большинство детей — кинестетики, познающие мир через практический опыт. В онлайне, как правило, не существует практики — одни лишь данные, которые нужно как-то обработать и усвоить. И хорошо, если преподаватель пытается объяснять тему. Но мы знаем немало случаев, когда детям просто сбрасывают номер параграфа и страницы, и они сами проходят материал. Если что-то непонятно и переспросить у преподавателя нет возможности, не каждый студент пойдет сам исследовать тему. Отсюда пробелы в образовании.

 

- Проблема идентификации пользователя

Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачеты, - это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию, демэкзамен студентам приходится лично приезжать в техникум

- Недостаточная компьютерная грамотность

В России особенная потребность в дистанционном образовании возникает в отдаленных районах. Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет. Плюс это материальные расходы.

- Гаджетизация жизни

Обычно уроки продолжаются с 9 до 16, а дальше детей ждут факультативы, спортивные секции. Дистанционка заставляет школьников целыми днями просиживать перед мониторами, а это негативно влияет на зрение. Даже учитывая перерывы на подвижности и отдых. Офтальмологи вообще не советуют находиться у экранов более двух часов в сутки. К тому же после обучения многие сразу переключаются на развлекательный контент в гаджетах — это уже стало для многих укоренившейся привычкой. Поэтому время жизни в гаджетах увеличивается почти вдвое.

Учитывая эти реалии, врачи бьют тревогу и подчеркивают, что еще не сформированный скелет ребенка не приспособлен для длительного сидения на месте. Чтобы укрепиться, ему нужны постоянные физические нагрузки.

- Отсутствие взрослого-авторитета и магии учебного процесса

Для эффективного обучения студентам нужен человек, которому они доверяют и в присутствии которого не боятся сделать ошибку. Этот человек должен быть способен создать эффект безопасного пространства, формировать и поддерживать динамику группы.А когда дети сидят в Zoom с выключенным видео, создать атмосферу доверия сверхсложно. Еще хуже, когда связь подвисает и теряются отрывки сказанных преподавателем фраз. Это влияет на целостность и магию учебного процесса.

- Мы до сих пор не разработали единую технологию перехода из оффлайна в  онлайн

Большинство преподавателей до сих пор растерянно пожимают плечами, когда спрашиваешь о том, как эффективно интегрировать себя в учебный процесс нового формата. Мы всю жизнь преподавали вживую, такие понятия как личный пример, наставничество… уйдут в онлайн? Детям тоже тяжело: они растут в эпоху информационных технологий и им скучно часами слушать преподавателей и записывать конспекты: безразлично, онлайн это или офлайн. Тем более это никто не контролирует.

Наличие в настоящей аудитории харизматичного преподавателя, который классно рассказывает и умеет влюбить в свой предмет – это дорогого стоит