«Педагогические условия развития математической грамотности у обучающихся в классах с углубленным изучением химии и биологии».

Карасева Ирина Николаевна

Актуальность данной разработки определяется противоречием между потребностью современного общества в человеке, демонстрирующем высокий уровень математической грамотности,  и  недостаточной разработанностью педагогических условий ее развития у   обучающихся в  классах  с углубленным изучением химии и биологии в основной школе.

Цель: создание  оптимальных педагогических  условий для развития математической грамотности  у обучающихся 5-9  классов с углубленным изучением химии и биологии как индикатора качества и эффективности  математического образования.

Педагогическая идея: Развитие  математической грамотности у обучающихся в 5-9  классах с углубленным изучением химии и биологии будет обеспечено,  если в процессе обучения математике  в основной   школе  технологично  создаются  следующие педагогические условия:

1.Обеспечение преемственности содержания учебных программ по математике с учетом потребностей обучающихся (ИОМ) и уровнем их математической подготовки (содержательно-целевой компонент).

2.Побуждение  обучающихся к самоопределению  и самореализации в освоении математического образования посредством  организации самостоятельной   поисковой и проектной  деятельности, применения игровых технологий и  адекватных инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) образовательных  результатов (организационно-коммуникативный компонент).

3.Использование  общедоступных информационных ресурсов  в постановке  учебных проблемных заданий,  решении учебных и жизненных ситуаций  прикладного характера (оценочно-рефлексивный компонент).

Идеальным достижением цели должно являться приращение личностного опыта обучающегося  в результате формирования, изменения, совершенствования и развития математических компетенций обучающихся, что конкретизирует значение принципов, методов и средств обучения, ориентированных на критерии успеха.

Содержательно-целевой компонент предполагает проведение информационно-аналитический работы и осуществление целеполагания. На основе результатов диагностики составляется психолого - педагогическая карта обучающихся в классах   с углубленным изучением химии и биологии (внутренняя и внешняя дифференциация), осуществляется отбор содержания рабочих учебных программ и учебного материала на занятиях и составляется совместно с учениками индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.

Организационно-коммуникативный  компонент предполагает организацию учебно-познавательной  деятельности и общения субъектов УВП в коллективных формах обучения  и оптимальное использование эффективных технологий методов и приемов  обучения и воспитания (игра, проблемно-диалоговое обучение, развитие критического мышления и т.д.).

Оценочно-рефлексивный компонент предполагает контроль, оценку и учет работы обучающихся. Одной из важнейших функций контроля и оценки учителя является формирование у учащихся умений и привычки к самоконтролю и самооценке (чек-лист, портфолио, проект, контрольная работа и т.д.)

Показатели сформированности математической  грамотности

Класс

Метапредметные результаты

Математическая грамотность

5 класс

 

Уровень узнавания и понимания

находит и извлекает математическую

информацию в различном контексте

6 класс

 

Уровень понимания и применения

применяет математические знания для решения разного рода проблем

7 класс

 

Уровень анализа и синтеза

формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

8 класс

 

Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания

интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации

9 класс

Уровень разработки метода решения  математической задачи  в  жизненной ситуации

формулирует, применяет и интерпретирует  математику для решения  практических задач