Необходимый фундаментальный набор качеств юного спортсмена в игровых видах спорта в первом приближении.

Никенин Андрей Иванович

В систему спорта и дополнительного образования приходят заниматься дети самого разного уровня развития, менталитета, состояния.

Какими качествами должен обладать юный спортсмен, чтобы из него мог получиться хороший профессионал?

Во-первых, есть определенный фундамент, т.е. изначальный набор этих качеств, без которых нельзя говорить о дальнейшем прогрессе юного спортсмена. Без наличия этих качеств о развитии говорить бессмысленно. О них и поговорим здесь.

Мотивация ребёнка к занятиям спортом имеет первостепенное значение. Именно мотивация ребенка, а не амбиции его родителей. Если сам ученик заниматься не очень-то и хочет, то вряд ли он в дальнейшем выдержит уровень конкуренции ребят, которые не могут не заниматься по своим внутренним потребностям.

Ещё одним важнейшим критерием является общее состояние здоровья юного спортсмена. Если он часто болеет, имеет какие-то отклонения от нормы в смысле здоровья, то вряд ли ему нужно заниматься именно в спортивной секции, где непременно присутствует и конкуренция, и ответственность за общий результат. Возможно, ему нужна просто «группа здоровья» без каких-либо спортивных соревнований.

Ну и, наконец, огромное значение имеют врождённые качества, необходимые именно в этом конкретном виде спорта. В игровых видах спорта это могут быть скорость мышления, быстрота, сила, координация, ловкость, выносливость, склонность к командным действиям, наличие лидерских качеств, рост и т.д. Ребёнок, который начинает заниматься каким-либо видом спорта, но не имеет определённых врожденных качеств для занятий именно этим видом спорта, вряд ли достигнет больших высот в этой деятельности. В то же время, наверняка есть какие-либо другие занятия, где его врожденные качества не будут тормозом в его развитии, а даже наоборот. Возможно, ему и его родителям нужно найти «правильную» именно для него спортивную (или какую-либо другую) секцию.

Итак, фундаментом будущего спортивного мастерства можно считать мотивацию, здоровье и врожденные качества ребенка. Если этого нет, то и результата не будет. А можно ли повысить уровень этих фундаментальных качеств? В определенном смысле можно. Мотивация может быть повышена в процессе занятий, общения со сверстниками, участия в командных мероприятиях, более тщательным знакомством с выбранным видом спорта. Общее состояние здоровья также можно улучшить, организовав качественный режим работы и отдыха, здоровый сон и питание, восстановление в каникулярный период. Врожденные качества человека улучшить нельзя (на то они и врожденные), но можно гораздо улучшить ту часть этих качеств, которая является приобретенной. Например, если человек изначально не является быстрым (сильным, ловким и т.д.), то, работая в дальнейшем над скоростью, он сможет существенно её повысить, и не будет сильно отставать от других в этом компоненте и т.д.

Вывод. Для того, чтобы начать качественно заниматься в спортивной секции игровых видов спорта, чтобы быть конкурентноспособным в будущем, ученику необходима хорошая мотивация, крепкое здоровье, необходимые врожденные качества именно для этого вида спорта. Это фундамент. Дом без фундамента стоять не будет. Если этого нет, то либо существенного развития не будет, либо нужно родителям и самому ученику усиленно заняться развитием того, чего у него сейчас нет или недостаточно. Тогда могут быть варианты в дальнейшем.

Безусловно, в статье не стоит вопрос раскрыть полностью проблему набора или отбора детей в ту или иную спортивную секцию. Но то, о чём здесь идёт речь постоянно встречается на практике.

 Немотивированный ребёнок не может качественно развиваться. Ученик, постояннно болеющий или травмированный никогда не достигнет хороших результатов и не сможет принести пользу команде. Юный спортсмен со слабым врождённым уровнем развития необходимых качеств будет неконкурентноспособен в спорте (если только не будет настолько мотивированным, что приобретенная составляющая его качеств не перекроет недостаток врожденной составляющей).

Ещё раз, это фундамент, и без этого нельзя.