Финский залив

Карпухина Ирина Валерьевна

Финский залив … размышления на берегу…

Вечереет… Солнечный колобок скатывается к западу, раскрашивая небеса самыми фантастическими красками. Движение его грациозно и неумолимо. Через пару часов он исчезнет за горизонтом, чтобы вернуться к нам ранним утром. А я, как всегда, испытываю необъяснимое беспокойство… Все мое существо стремится к нему – прекрасному в этих закатных красках, бесконечному, ласковому и…ждущему меня… Я сворачиваю с дороги, останавливаю машину и спешу ему навстречу. Несколько минут торпливой ходьбы и – вот, наконец, я вижу его: мой любимый Финский залив – во всей его предзакатной непредсказуемости… Какой ты сегодня? Золотистый? Сиренево-фиолетовый? Или серебристо-искрящийся? В каком ты настроении?... Я опускаюсь на колени на теплый песок и смотрю на него, смотрю вдаль, ощущая, как растворяюсь в этой бесконечности пространства… Потом мой взгляд падает на зубцы пропускных устройств дамбы, на дымящиеся трубы ТЭЦ и силуэт АЭС в стороне Соснового Бора… Я вижу «очередь» контейнеровозов и танкеров, толпящихся около Толбухина маяка, в ожидании разрешения идти к Петербургу… Мимо меня, обдав шлейфом роскоши и запахом долларов, величаво один за другим проходят океанские лайнеры… Я возвращаюсь в реальность…

Природа одарила людей несметными богатствами своей флоры и фауны, пустила в свои цветущие сады, позволяя топтать нежные цветы, чьи бутоны только начали раскрываться навстречу солнцу и весне. Сквозь пальцы смотрела она, как обесценивается в нашем обществе красота, повсеместно доступная взору. Даже великий дар жизни умудрился обесценить человек, извратить саму его суть, превратив в концепцию, в модельку планеты, где всё существует единственно ради великой цели - обеспечить процветание человечеству. Глядя на страницы истории, читая про все войны, идеологии, скачки прогресса, что принято называть путём к цивилизациии... так вот видя всё это, разум свободный от тщеславия и способный мыслить, мыслить самостоятельно, неизбежно придёт к выводу, что весь этот наш пресловутый прогресс на деле лишь медленный суицид, извилистый, но верный путь к самоуничтожению... Если вспомнить, ещё 20-25 лет назад, обсуждение вопросов экологических проблем на уровне науки было смешно и невероятно. Лишь сравнительно недавно, люди наконец разглядели под собственными уже ногами не пригодную для жизни почву. Однако, жаль лишь, что темпы осознания экологических перспектив и проблем в человеческом мозгу гораздо более вялые, нежели сами необратимые изменения в окружающей нас природе. Примеров можно приводить тысячи. Примеров эгоизма и лени скудного разума или преступного попирательства требований , не соблюдения законов на предприятиях, экономии на утилизации, на оборудовании и прочее в том же духе. Удивительно сколько лет можно прожить в паре метров от места, чьё экологическое состояние неустанно ухудшается, но внешних признаков вроде как и нет. Проблема загрязнения вод распространена повсеместно, но как жительница города Кронштадта, что находится на островке Котлин среди вод финского залива, хотела бы обратить внимание именно на эту часть Балтийского моря. Коротко можно обозначить, что Фи́нский зали́в - залив в восточной части Балтийского моря, омывающий берега Финляндии, России и Эстонии. Западной границей залива считается воображаемая линия между полуостровом Ханко и мысом Пыызаспеа возле острова Осмуссаар. Площадь Финского залива — 29,5 тыс. км², длина — 420 км, ширина от 70 км в горле до 130 км в самой широкой части, средняя глубина — 38 м (максимальная — 121 м). На берегах залива расположено несколько городов:

- в России: Санкт-Петербург (включая Кронштадт, Сестрорецк, Зеленогорск, Ломоносов, Петергоф), Приморск, Сосновый Бор, Выборг, Высоцк, Усть-Луга;

- в Финляндии: Хельсинки, Котка, Ханко;

- в Эстонии: Таллин, Тойла, Силламяэ, Нарва-Йыэсуу, Палдиски;

С 6 века Финский залив был важнейшей частью пути «из варяг в греки»; позднее его использовали многие страны (особенно Швеция) для активизации торговли с Европой. Интенсивное движение судов сопровождалось часто их крушениями, причем настолько частыми, что дно водоема считается у специалистов настоящим кладбищем кораблей. К примеру, по оценкам 1990 г. затонувших в заливе объектов насчитывается примерно 5 тыс. Залив удобен для экономики многих стран, но и несет некоторые неудобства, связанные в основном, с его глубоким врезанием в материк. Впадающая река Нева «разбавляет» его пресной водой (в заливе соленость к устью реки снижается до 2% или в 3 раза), что способствует замерзанию водоема в приделах Санкт-Петербурга и усложняет зимнюю навигацию. Проблемы для судоходства не только в том, что Финский залив замерзает, но и в наличии отмелей в его срединной части, своеобразном течение, сильных и частых западных ветрах, поднимающих высокие волны и вызывающие штормы.

Помимо этого можно выделить целый ряд экологических проблем.

1.Избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Море становится «переудобренным», органические вещества не полностью перерабатываются и при дефиците кислорода начинают разлагаться, выделяя сероводород, губительный для морских обитателей. Мертвые сероводородные зоны занимают дно крупнейших впадин Балтийского моря – Борнхольмской, Готландской и Гданьской;

2. Накопление тяжелых металлов – ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около половины общей массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть – при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тыс. т, свинца – 3 тыс. т, кадмия – около 50 т, а

ртути – «всего» 33 т. На 21 тыс. км³ водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов.

3. Загрязнение нефтью. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. тонн нефти. Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород вглубь. Накапливаются вещества, токсичные для живых организмов.

4.На дне Балтийского моря лежат 267 тысяч тонн бомб, снарядов и мин, затопленных после окончания Второй мировой войны. А в них – больше 50 тысяч тонн боевых отравляющих веществ. Больше полувека боеприпасы, начиненные убийственной отравой, лежат на дне Балтики. Создавая потенциальную смертельную угрозу. Ведь металл в морской воде разъедает ржавчина, и отрава грозит вырваться наружу. Превратив Балтику в море смерти...

После окончания Второй мировой войны союзники обнаружили на оккупированной территории Германии огромные запасы химического оружия, начиненные ипритом, фосгеном и тому подобными «прелестями». На Потсдамской мирной конференции было решено уничтожить все трофейное химоружие. Часть была утилизирована на германских химических предприятиях, часть сожгли, а большую часть в течение 1946 – 1948 годов затопили. При этом использовали в качестве могильников немецкие военные корабли.

Топить их собирались не в мелководной Балтике, а в глубоководном Атлантическом океане. Большая часть химоружия была погружена американцами на 42 корабля вермахта, и караван пошел в Северное море. Но помешал суровый шторм. И почти все суда пришлось затопить в проливе Скагеррак, соединяющем Балтику с Атлантикой, – недалеко от норвежского берега. Приложили руку к балтийским захоронениям и англичане, затопив часть отравы в районе датского острова Борнхольм.

Как считают специалисты, в морскую воду и донные отложения уже поступило около четырех тысяч тонн иприта. Известно больше сотни случаев, когда рыбаки, выбирающие со дна тралы, получали химические ожоги. После этого их снабдили картами, на которых обозначены зоны, где лов рыбы запрещен.

Ситуация с рыбой совсем неприглядная. Взять, например, Санкт-Петербург. Уловы легендарной корюшки за последние десять лет снизились на порядок. Еще в конце 90-х годов этой рыбы добывали около 3000 тонн, сейчас же объем улова чуть превышает 100 - 200 тонн. Более того, 11 - 12 видов рыб уже относятся к исчезающим видам, атлантический лосось, проходящий через залив, теперь остался только заводской, никакого промыслового лова этой рыбы больше не ведется». Причинами снижения - перемещение масс грунтов в Невской губе . Это вызвано намывными работами в Финском заливе.

Более того, рыбу, еще сохранившуюся в Финском заливе нельзя назвать здоровой. Массово отмечаются изъязвления кожных покровов, нарушена деятельность половых желез, у ряда видов отмечены поражения печени.

Вообще, в целом с 1989 по 2005 год объём улова рыбы в Финском заливе сократился в 10 раз. На снижение вылова влияют естественные климатические изменения (в 2003 году в восточной части Финского залива произошло изменение гидрологической системы, при котором возникли зоны с дефицитом кислорода) и антропогенное воздействие (большой вред биосистеме Финского залива наносят гидротехнические и строительные работы). Проекты по строительству портов в Усть-Луге, Высоцке отрицательно влияют на процесс нереста рыбы. А ущерб от строительства Морского пассажирского порта на Васильевском острове может составить более 500 тонн рыбы в год. В процессе добычи песчано-гравийной смеси в Невской губе для намыва территории будет уничтожено нерестилище корюшки. При реализации проекта разработки железо-марганцевого месторождения в Финском заливе будет уничтожено нерестилище салаки...

Финский залив объединяет народы побережья. В наших общих интересах оберегать и защищать его, чтобы вода Финского залива была чистой, а его побережье красивым. За прошедшее время все государства на побережье залива инвестировали в улучшение состояния вод залива, обращая особое внимание на очистку

бытовых и промышленных сточных вод, а также на обращение с опасными отходами. Эстония инвестировала в улучшение состояния воды в Финском заливе более 600 миллионов евро.

Реконструированы и модернизированы очистные сооружения, ликвидировано остаточное загрязнение и закрыты хранилища отходов. Многое сделано для уменьшения промышленного загрязнения в Северо-Восточной Эстонии: например, закрыто хранилище отходов в Силламяэ, которое давало около трети загрязнения Финского залива азотом со стороны Эстонии.

Финский залив, с учетом его небольшой глубины, является одним из наиболее загруженных нефтяными перевозками заливов во всем мире (около 200 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов в год ). Опасность бедствия угрожает всем народам Балтийского моря.

С 2001 года в Финском заливе произошла 171 авария, в которой пострадали танкера и торговые суда. В основном были две причины: либо судно садилось на мель, либо происходило столкновение с другим кораблем. Аварии влекут за собой разлив нефти в море, либо другие экологические катастрофы. По данным финским СМИ, в Финском заливе аварии заканчивались весьма благополучно. В 2000 году в Финском заливе произошло 16 аварий, в 2001 - 11, в 2002 - 14, в 2003 - 24, в 2004 - 23, в 2005 - 25, в 2006 - 8, в 2007 - 7, в 2008 - 10, в 2009 - 4, в 2010 - 12, в 2011 - 17.

В Финском заливе ожидается дальнейшая активизация движения судов, расширение имеющихся портов и сооружение новых, растет количество сооружений, кабелей и трубопроводов на дне залива, а также туризм на море и на побережье. Важно картографировать влияние всего этого и думать, как оживлять деятельность человека таким образом, чтобы не вредить морю и не уничтожать морскую природу. За последние годы Роспотребнадзор Петербурга из 24 пляжей на территории города признал пригодными для купания только один... Уровень загрязнения Финского залива оценен выше, чем уровень загрязнения Невы... А чистоту Невы визуально может себе прикинуть любой, кто хотя бы раз бывал на её набережных....

… А я сижу на песчаном берегу, смахиваю набегающие слезы, опускаю руки в ласковые воды и думаю: милый, дорогой, продержись еще немного! Должны наконец прозреть все те, кто до сих пор не понял, что именно тебе обязаны тем, что они тут живут! Что ты – живой и тебе больно!...  Должны люди понять, что если сейчас не помогут тебе, то у их детей и внуков вряд ли будет будущее на твоих берегах…

 Дети… будущее… Ведь это – самое главное… Ведь именно они будут строить это самое будущее… Я – учитель биологии. И я имею возможность донести до них, вырастить в их сердцах любовь к своему краю, к этому морю. Такую же любовь, какую испытываю сама…

На своих уроках я всегда затрагиваю экологические проблемы, о которых далеко не всегда задумываются даже взрослые. Мы разговариваем с детьми о красоте природы, о её незащищенности перед хозяйственной деятельностью человека. Я стараюсь знакомить их с животным  миром не с позиции человека-потребителя, а с позиции равноправных обитателей планеты Земля. Мы бываем вместе с детьми на берегу Финского залива, они открывают для себя этот огромный удивительный мир. Дети проводят исследовательские работы, непосредственно связанные с побережьем Балтийского моря: изучают орнитофауну, проводят сезонные наблюдения за пролетными и гнездящимися птицами, знакомятся с растительным и животным миром заказника «Западный Котлин». Мы фотографируем то, что видим вокруг себя. Никогда равнодушный человек не сможет увидеть красоту окружающего мира. И я могу точно сказать, что нашим детям небезразлично будущее  Балтики. Они еще не очерствели душой и способны любить. И если я помогу им закрепить и сохранить эти чувства, не растерять с годами – это и будет мой маленький вклад в общее большое дело сохранения нашего моря… нашей Балтики…

… А солнышко уже совсем закатилось…  Залив дышит, бормочет что-то про себя, шелестя прибоем,  и я чувствую его дыхание… Спокойной ночи, мой дорогой…  Я ухожу с берега, бросив прощальный взгляд на переливающуюся водную гладь… До встречи… Скорой…