Анализ работы тьютора по итогам учебного года
Профессия тьютор предполагает осуществление наставничества и сопровождение учащихся с целью разработки и реализации индивидуальной образовательной программы. В процессе работы тьютор может проводить консультирование, осуществлять организационные и методические функции. Главной его задачей является выявление индивидуальных особенностей, способностей и интересов учащегося и помощи в их последующей реализации.
Основная цель работы тьютора– сопровождение образовательного процесса, создание условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательной организации.
Ресурсная схема тьторского сопровождения:
- Культурно-предметное направление: работа по предметам образовательных областей, сотрудничество с учителем для определения положительной динамики и продвижения. Результат – освоение обучающимися в совместной работе определенных видов деятельности в рамках конкретной образовательной области.
- Социальное направление: выбор ресурса для развития обучающегося с использованием системы образовательного учреждения и его инфраструктуры.
- Антропологическое направление: формирование положительных личностных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_tyutora.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ деятельности
Специального класса « В » в рамках тьюторского сопровождения
(2020-2021 учебный год)
Тьютор Воротникова Людмила Федоровна
1. Информация об обучающихся:
Численный состав 10 чел.
Мальчиков 4 чел., девочек 6 чел.
Возрастная категория 9-10 лет
I. Анализ эффективности целеполагания и планирования тьюторского сопровождения за учебный год.
Цель: Сопровождение образовательного процесса обучающихся в специальном «В» классе, создание условий для успешного включения обучающегося с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательной организации.
Задачи:
1. Создание комфортных условий пребывания ребенка с ОВЗ в школе; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями обучающихся.
2.Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, формирование положительных межличностных отношений между детьми.
3.Помощь в усвоении индивидуальных образовательных программ, адаптация учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития обучающегося, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4.Организация взаимодействия со специалистами школы. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с обучающимися.
5.Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения:
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- Оказание родителям эмоциональной поддержки;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
6.Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности обучающихся с ОВЗ.
2. Решены ли они в течение года, в каком объеме?
Все поставленные задачи решены в следующем объеме:
1. – 100%
2. – 80%
3. – 75%
4. – 95%
5. – а) 70% б) 80% в) 90%
6. – 100%
3. Методическое сопровождение образовательное процесса
№ п/п | Название издания | Автор |
1 | Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты // Директор школы, 2007-№7 | Беспалова Г.М. |
2 | Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. | Брюс Л. Бейкер, А. Дж. Брайтман |
3 | Воспитание и обучение детей и подростков с ТМНР | Под ред. проф. И.М. Бгажноковой |
4 | Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. М., 2016 | Жигорева М.В., Левченко И.Ю. |
5 | Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе. Практики с доказанной эффективностью. | Довбня С., Морозова Т. и др. |
6 | Развитие основных навыков у детей с аутизмом | Делани Тара |
7 | Развивающий уход за детьми с ТМНР. Информационно-методический сборник. М., 2017 | Под ред. А.Л. Битовой и др. |
8 | Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Методические рекомендации. М., 2019 | Танцюра С.Ю., Кононова С.И. |
9 | Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. М., 2004 | Гуманитарный центр «Монолит» |
10 | Сопровождение тьютором семьи, воспитывающей слепого ребенка // Вестник ЧГПУ. 2017 - №8 | Осипова Л.Б., Дружинина Л.А. |
11 | Развитие компенсаторных процессов у слепых детей. М., 1980 | Солнцева Л.И. |
12 | Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов. М., 1991 | Семенов Л.А. |
13 | Формирование навыков общения у слабовидящих детей. СПб, 2005 | Феоктистова В.А. |
14 | Модель комплексного сопровождения детей с ТМНР, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Екатеринбург, 2017 | Филатова И.А., Каракулова Е.В. |
15 | Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников. М., 1987 | Кузмина Е.С. |
16 | Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. СПб, 2004 | Шипицина Л.М. |
17 | Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Волгоград, 2012 | Цветкова Г.В. |
18 | Современные родительские собрания в специальном образовательном учреждении. Волгоград, 2012 | Матвеева Е.М. |
II. Работа по сохранению и укреплению здоровья, сохранению психологического комфорта обучающихся.
- Рефлексивные тьюториалы, игры, мероприятия с обучающимися
№ п/п | название | периодичность | под чьим руководством |
1 | Утренний «Круг» | Ежедневно | Тьютор, кл. руководитель |
2 | Визуальное расписание | Ежедневно | Тьютор, учителя, специалисты |
3 | Развитие речевых навыков (дидактические игры, интерактивные игры и пособия) | 3 р. в неделю | Тьютор |
4 | Развитие памяти и внимания (дидактические игры, интерактивные игры и пособия) | 3 р. в неделю | Тьютор |
5 | Развитие коммуникативных навыков (дидактические игры, интерактивные игры и пособия) | 3 р. в неделю | Тьютор |
6 | Развитие мелкой моторики рук (игры с пуговицами, шариками, камнями марблс, цветными стеклами и т.д.) | 3 р. в неделю | Тьютор |
7 | Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции (игры, беседы) | Ежедневно | Тьютор |
8 | Развитие графомоторных навыков (прописи, раскраски, штриховки и т.д.) | Ежедневно | Тьютор |
9 | Взаимодействие со специалистами (психолог, логопед, дефектолог) | Ежедневно | Тьютор |
2. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
№ п/п | название | периодичность | под чьим руководством |
1 | Адаптивная физкультура | 2 р. в неделю | Учитель физкультуры, тьютор |
2 | Прогулки на свежем воздухе | Ежедневно | Тьютор, учитель, воспитатель ГПД |
3 | Дыхательная гимнастика | 2-3 р. в неделю | Учитель, тьютор |
4 | Зрительная гимнастика | Ежедневно | Учитель, тьютор |
5 | Динамические паузы | Ежедневно | Тьютор, учитель, воспитатель ГПД |
6 | Точечный массаж | 2-3 р в неделю | Тьютор |
7 | Пальчиковые игры | Ежедневно | Тьютор, учитель |
8 | Игры с мячиком «су-джок» | 2-3 р. в неделю | Тьютор |
9 | Развитие общей ручной моторики | 2-3 р. в неделю | Тьютор, воспитатель ГПД |
III. Результаты образовательной деятельности
1. Изменения, происходящие в ходе учебной и внеурочной деятельности (в сравнении с начальными характеристиками, I и II полугодие)
№ | Ф.И. обучающегося, год обучения | Умения, действия, навыки (баллы) | |||||||||||||
Маршрутная дея-сть | Витальная дея-сть | Коммуни кация | Учебная дея-сть | Внеурочная дея-сть | Этика отношений | Осознание себя и смысла учебы | |||||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | ||
1 | Ребенок, 4 кл | 4.8 | 4.9 | 4.7 | 4.9 | 3.9 | 4.3 | 3.6 | 4.7 | 1 | 3.9 | 4 | 4.6 | 3.5 | 4.1 |
2 | Ребенок, 4 кл | Н | 3.8 | Н | 4 | Н | 3.5 | Н | 4 | Н | 2.6 | Н | 3.6 | Н | 2.9 |
3 | Ребенок, 4 кл | 3.2 | 3.5 | 2.1 | 2.3 | 0.9 | 1.2 | 2.6 | 3.2 | Н | 0.4 | 0.8 | 1.1 | 1.2 | 1.7 |
4 | Ребенок, 4 кл | Обучение на дому | |||||||||||||
5 | Ребенок, 2 кл | 2.7 | 3.1 | 2 | 2.5 | 1.6 | 1.8 | 2.4 | 3.3 | Н | 0.4 | 0.8 | 1 | 1 | 1.6 |
6 | Ребенок, 4 кл | 4.8 | 4.9 | 4.8 | 4.9 | 4.4 | 4.7 | 3.9 | 4.9 | 1 | 4 | 3.9 | 4.2 | 4 | 4.4 |
7 | Ребенок, 2 кл | 3.2 | 3.5 | 2.7 | 3.1 | 1.4 | 1.9 | 1.7 | 2.5 | Н | 1.1 | 1.3 | 1.6 | 1.4 | 2 |
8 | Ребенок, 3 кл | 2.1 | 2.4 | 2.4 | 2.7 | 1.9 | 2.2 | 2.4 | 3.3 | 0.6 | 1.7 | 1.5 | 2 | 0.7 | 1 |
9 | Ребенок, 2 кл | Н | 3.7 | Н | 3.8 | Н | 3.5 | Н | 4.1 | Н | 3 | Н | 3.8 | Н | 3.3 |
10 | Ребенок, 2 кл | 1.7 | 2 | 1 | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 0.04 | 0.1 | Н | Н | 1.1 | 1.7 | 1 | 1.1 |
Обучающиеся, достигшие наилучших результатов | Обучающиеся, испытывающие наибольшие трудности | Причины |
Николай | Артемий | Несформированность речи, полевое поведение в группе, отсутствие понимания словесных инструкций |
Арина | Вячеслав | Психо-физиологические особенности, неконтактность |
Анжела | Физиологические особенности (тотальная слепота) |
2. Индивидуальные достижения детей (группы детей) в конкурсах, проектах, смотрах, выставках, фестивалях, соревнованиях и пр.
№ п/п | название конкурса, проекта, смотра, выставки, фестиваля, соревнования и пр. | дата проведе- ния | уровень (ОО, муниципальный/региональный, федеральный/международный) | ФИ,результат (участник, призер, победитель) | ФИО руководи- теля |
1 | Викторина для младших школьников «Сказочный Новый год» | Январь, 2021 | Международн. | Степанова Наталья, 1 место. Зубкова Арина, 1 место. | Интернет-портал «Совушка» Воротникова Л.Ф. |
2 | III Интеллектуальный марафон. Март. День Земли. | Март, 2021 | Международн. | Селезнев Николай, 1 место. Зубкова Арина диплом участника, Калинин Кирилл диплом участника. | интернет-портал «ЗНАНИО» Воротникова Л.Ф. |
3 | Олимпиада для младших школьников. Предмет «Окружающий мир» | Март, 2021 | Международн. https://kssovushka.ru/viktoriny/ | Селезнев Николай, диплом участника. | Интернет-портал «Совушка» Воротникова Л.Ф. |
4 | Международная акция «Космическая аппликация» и «Космодром» | Апрель, 2021 | Международн. | Калинин Кирилл, Зубкова Арина, Педченко-Варяница Артемий, Улесова Влада, Селезнев Николай. | Центр интеллектуального развития «Академия таланта» Воротникова Л.Ф. |
3. Участие детей в социально значимых и воспитательных мероприятиях
№ п/п | название | дата | доля охвата -% | наличие победителей, уровень (ОО, муниципальный/региональный, федеральный) | наличие положительных отзывов, благодарственных писем и пр. о проведенных мероприятиях | ФИО руководителя |
1 | Выставка осенних поделок «Осень золотая в гости к нам пришла» | Октябрь, 2020 | 30% | ОО | ||
2 | Выставка поделок «На страже Родины» | Сентябрь, 2020 | 40% | ОО | Филоненко Е.В. | |
3 | Участие в Новогоднем представлении | Декабрь, 2020 | 20% | ОО | Агафонова Е.Г. | |
4 | Подарок ветеранам ко Дню защитников Отечества | Февраль, 2021 | 50% | ОО | Баглаева А.А. | |
5 | Изготовление подарков учителям к празднику 8 Марта | Март, 2021 | 70% | ОО | ||
6 | Участие в неделе здоровья | 40% | ОО | Бабаскина Ю.С. | ||
7 | Участие в выставке «Открытый космос» | Апрель, 2021 | 50% | ОО | Воротникова Л.Ф. |
IV. Мероприятия обеспечивающие успешность образовательного процесса
1. Взаимодействие со специалистами ОО, других учреждений, в процессе реализации воспитательных задач
№ п/п | Учреждение | Специалист | Характер взаимодействия | Цель взаимодействия |
1 | ОО | Психолог Теслюк А.В. | Консультации | Развитие обучающихся в области сенсорной интеграции |
2 | ОО | Психолог Коломийцева В.В. | Консультации, листы взаимодействия | Обсуждение и оценивание социальной ситуации в классе, эмоционального фона, выработка стратегии дальнейшей работы по формированию сплоченности в группе. |
3 | ОО | Учитель-дефектолог Осотова А.Б. | Консультации, листы взаимодействия | Обсуждение и оценивание уровня развития и трудностей, возникающих у обучающихся. Подбор форм, методов и приемов обучения, способствующих успешному освоению ребенком программного материала. |
4 | ОО | Учитель-логопед Нестеренко И.А. | Консультации, листы взаимодействия | Проведение работы по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся, формирование звуковой культуры речи, развитие коммуникативных умений. |
5 | ОО | Учитель физкультуры Бабаскина Ю.С. | Консультации, совместное проведение уроков | Подбор упражнений, доступных детям, обучение совместным подвижным играм, проведение игр. |
6 | ОО | Социальный педагог Пазухина Н.В. | Консультации | Выявление потребностей ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки |
7 | Межрегиональная тьюторская ассоциация (МТА) | Члены МТА | Консультации | Обмен опытом, обучение новым и успешным практикам тьюторского сопровождения детей с ОВЗ |
2. Взаимодействие с семьями обучающихся
№ п/п | Тема /проблема | Форма работы | Дата проведения | Охват родителей | |
кол-во | % | ||||
1 | Перспективный план обучения в специальном классе. Индивидуальный план обучения каждого ребенка и индивидуальная программа | Индивидуальная консультация | Сентябрь, 2020 | 7 | 70 |
2 | Основные принципы организации жизни ребенка в семье (режим, отдых, здоровье) | Индивидуальная консультация | Октябрь, 2020 | 5 | 50 |
3 | Игры и упражнения для «особых» детей. Играем, развиваем, обучаем | Индивидуальная консультация | Декабрь, 2020 – январь 2021 | 3 | 30 |
4 | Правила продуктивного взаимодействия со своим ребенком. Учим самостоятельности | Индивидуальная консультация | Февраль – март, 2021 | 8 | 80 |
3.Мероприятия, направленные на расширение социальных связей, развитие коммуникативных навыков (экскурсии, посещение выставок и т.д.):
П№ | Название мероприятия и место проведения | Форма проведения | Дата | Кол-во воспитанников | Организатор |
4. Мероприятия в рамках улучшения, обновления учебно-воспитательной среды класса (что сделано)_________________________________________
__________________________________________________________________
IV. Мероприятия в режиме дистанционного взаимодействия с обучающимися и родителями закрепленной ГПД (формат общения, сроки, цель)
- Информационный буклет для родителей «Как и во что играть с ребенком дома?»
Цель: познакомить родителей с основными играми на развитие памяти и внимания у детей, помочь организовать совместные игры с ребенком дома, в выходной день.
- Информационный буклет для родителей и детей «Кинезиологические упражнения»
Цель: познакомить родителей с некоторыми кинезиологическими упражнениями, направленных на гармонизацию головного мозга ребенка.
- Информационный буклет для родителей «Весна. Дорога. Дети»
Цель: привлечь родителей к проблеме безопасности на дорогах весной, в особых климатических условиях Камчатского края.
- «Поиграем дома!» Серия игр, посвященных 60-летию полета человека в космос (предложены в виде ссылок на игры через группу WhatsApp).
V. Перспективы организации тьюторской деятельности на
2020-2021 уч. год
1. Планы по обновлению развивающего пространства группы
Самостоятельно | При поддержке администрации школы |
| Помощь в приобретение планшета для индивидуальной работы с обучающимися по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром на основе интерактивных игр и пособий. |
| |
|
2.Основные задачи (проблемы), поставленные Вами на будущий учебный год: продолжить индивидуальное сопровождение обучающихся специального «В» класса, продолжить взаимодействие со специалистами с целью создания ситуации успеха для каждого обучающегося в классе.
1. Анжела (тьюторское сопровождение по принципу опеки):
- Продолжить формировать навыки самостоятельного приема пищи и питья;
- Продолжить формировать социально-бытовые навыки (ориентировка в пространстве школы, класса; навыки ухода за собой: мыть руки, расчесываться, чистить зубы);
- Развивать двигательную активность;
- Развивать речь, пространственные представления и представления о социальном окружении.
2. Владислава (тьюторское сопровождение по принципу опеки + сотрудничество):
- Формировать коммуникативные навыки (учить обозначать свои действия вербальными жестами: я сделала, я закончила, я хочу и т.д.);
- Развивать речевые навыки;
- Формировать умение просить о помощи, обозначать свои желания и эмоции словом, жестом);
- Развивать двигательную активность, общую моторику.
3. Алена (тьюторское сопровождение по принципу опеки):
- Развитие речевых навыков;
- Формировать умение обозначать свои действия жестами;
- Развивать представления о социальном окружении, формировать умение просить о помощи;
- Развивать двигательную активность;
- Развивать навыки обобщения и классификации.
4. Николай (тьюторское сопровождение по принципу сотрудничества):
- Продолжить развивать навыки самоконтроля и саморегуляции;
- Воспитывать чувства эмпатии, сопереживания, взаимопомощи;
- Углублять представления о социальных связях и социально-бытовом окружении;
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
5. Вячеслав (тьюторское сопровождение по принципу опеки + сотрудничества):
- Продолжить развитие коммуникативных навыков;
- Развивать представления о социальном окружении;
- Развитие двигательной активности;
- Формировать навыки сотрудничества.
6. Наталья (тьюторское сопровождение по принципу сотрудничества):
- Развивать речевые навыки;
- Развитие двигательной активности;
- Развитие навыков обобщения и классификации, развитие памяти и внимания;
- Формировать представления о социальном окружении.
7. Кирилл (тьюторское сопровождение по принципу опеки + сотрудничества):
- Продолжить формировать графомоторные навыки;
- Формировать представления о социальном окружении;
- Развивать память, внимание, формировать навыки классификации и обобщения.
8. Арина (тьюторское сопровождение по принципу сотрудничества):
- Продолжить речевое развитие;
- Продолжить формировать представление о социальном окружении;
- Развивать память, внимание, навыки классификации и обобщения.
9. Артемий (тьюторское сопровождение по принципу опеки):
- Продолжить речевое развитие;
- Формировать умение просить о помощи, обозначать свои желания и эмоции словом, жестом;
- Развивать двигательную активность, общую моторику;
- Продолжить формировать представления о социальном окружении;
- Формировать навыки обобщения и классификации.
3. Предложения по организации работы группы на 2020-2021учебный год
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Общешкольное мероприятие, которое хотелось бы провести в 2020-2021 уч. году
Дата__________________
Тьютор _____________/