Средства альтернативной и дополнительной коммуникации в социальном обслуживании детей и инвалидов с ОВЗ

Чернусская Ольга Васильевна

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Через коммуникацию совершается усвоение человеком языка, знаний об окружающем мире, культурных и нравственных ценностей, норм принятых в обществе. В процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация. Коммуникативные навыки способствуют психическому развитию ребенка, влияют на общий уровень его деятельности Отсутствие элементарных коммуникативных навыков затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс общения в целом.

Опираясь на труды (С.В. Проняева, Е.Г. Савина, Л.Р. Мунирова, Н.С. Глуханюк) даны различные определения коммуникативным навыкам. Вслед за О.А. Синицыной, под коммуникативными навыками мы будем понимать сложные и осознанные коммуникативные действия учащихся и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения[1].

Именно развитие коммуникативных навыков является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития ребенка.

Однако не все дети легко проходят этап формирования коммуникативных навыков. Очень сложно это дается детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, т.к. они уже изначально испытывают трудности в вербальном общении. К категории детей с ОВЗ относятся лица, имеющие различные отклонения психического или физического плана, обусловливающие нарушения общего развития и не позволяющие детям вести полноценную жизнь. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят и детей с интеллектуальным недоразвитием (умственной отсталостью).

Программа коррекционно-развивающих занятий «Обучение социально –значимым навыкам детей с отклонениями в умственном развитии «Разработана на основе программы». Программа обучения и воспитания детей с выраженной умственной отсталостью» под редакцией Н.Ф.Дементьевой и методических разработок Аналитического научно методического центра « Развитие и коррекция « Е.Д.Худенко. Программа составлена с учетом оказываемых социально-педагогических услуг, расписанием занятий, режимом дня « Дома-интерната № 5» и предназначена для воспитанников  группы, имеющих тяжелую и глубокую степень умственной отсталости, системное недоразвитие речи тяжелой и средней степени и сопутствующие заболевания. Программа определяет основные направления и содержание работы с учащимися , имеющими отклонения в умственном развитии . Основной целью программы является коррекция психофизических дефектов , включение в окружающую социальную среду ,приобретение социальных навыков, поддержка развития.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

Образовательные:

-Обучение использованию доступных знаковых систем (мимика, жесты ,пиктограммы ) для выражения просьбы.

-Обучение социально-значимым навыкам и умениям

-Формирование элементарной предметной деятельности

-Формирование представлений о себе и ближайшем окружении

-Формирование навыков адекватного поведения в процессе игры

-Обучение детей подражанию действиям педагога, выполнению заданий

Развивающие:

-Развитие собственной активности детей

-Развитие умения концентрировать внимание

-Развитие способности адекватно реагировать на обращение окружающих

-Развитие интереса к окружающему миру, стимулирование познавательной активности

-Развитие сенсорных эталонов

-Развитие зрительно-слухового восприятия

-Развитие зрительно- слухового восприятия

-Развитие зрительно-двигательной координации

-Развитие эстетического восприятия

-Развивать умение извлекать информацию из схем ,иллюстраций, текстов.

-Воспитательные:

-Способствовать воспитанию самостоятельности и аккуратности

-Воспитывать интерес к окружающему миру

-Создавать атмосферу благоприятного психологического климата

-Поддерживать эмоционально-положительное состояние

-Поддерживать отзывчивость, доброжелательность

-Совершенствовать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться и благодарить

-Формирование адекватного поведения и общения с окружающими

В ходе реализации задач учитель учитывает последовательность, поэтапность усвоения учащимися деятельности:

-выполнение действий совместно с педагогом

-выполнение действий по подражанию

-выполнение действий по образцу

-выполнение действий по последовательной инструкции

Коррекция и компенсация развития могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения. Эффективность работы зависит от раннего начала целенаправленной работы и содержания обучения. Чем раньше начинается целенаправленная работа, тем более полной оказывается компенсация коррекции в развитии детей с нарушением интеллекта. Особое внимание при этом уделяется организации предметно-пространственной развивающей среды, т.е. системе условий , обеспечивающих развитие всех видов детской деятельности (игры, конструирование, рисование, лепка и др.) Важное значение придается эмоционально-психологической обстановке, возможности ребенку использовать необходимое время для усвоения материала согласно своим возможностям.

Обучение строится с учетом специфики развития каждого ребенка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжелыми множественными нарушениями. Воспитанники группы относятся к категории детей с тяжелыми множественными нарушениями. Все дети имеют тяжелую и глубокую степень умственной отсталости, системное недоразвитие речи тяжелой степени. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью  языковых средств, в основном происходит на эмоциональном уровне и с помощью жестов, движений. Только один мальчик имеет лексикон в пределах 5-6 слов. Двое в результате работы педагогов стали произносить слог «ма». Большинство понимают речь в пределах бытовой ситуации и могут отреагировать согласием или несогласием. У троих выражен интерес к общению со взрослыми и детьми. Это позволяет при их обучении пользоваться невербальными средствами коммуникации (жестами, мимикой, графическими изображениями). Все занятия проходят в игровой форме, при постоянной смене деятельности. В моделировании игры учитываются наиболее любимые детьми образы и персонажи ( животные, сказочные герои, машинки).

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из подразделов. В каждом подразделе определено содержание теоретических и практических работ. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний- заключительные беседы.

Итогом работы на занятиях должна стать положительная динамика в усвоении разделов, тем, совершенствование ручных умений, коррекция высших психических функций, развитие зрительно- двигательной координации, обогащение сенсорного опыта и личностное развитие.

Содержание программы:

Развитие речи.

На занятиях особое внимание уделяю новым для ребенка понятиям, расширению словарного запаса, пониманию новых слов. При этом учитывается « зона ближайшего развития «. Предполагается знакомство со словами, обозначающими предметы, действия, признаки предметов, признаки времен года, части суток, профессии. Для знакомства со словами и их изучения использую стихи, рассказы, пиктограммы, иллюстрации, предметы, игрушки, дидактические игры и пособия, мультипликационные и документальные фильмы, музыкальные инструменты.

Обучение игре.

В игре уделяю внимание подвижным совместным и индивидуальным играм с мячами, обручами, кольцами, машинками, учу детей понимать, что значит совершать действие по очереди, соревноваться, кто дальше, кто  точнее, кто сильнее, передавать предмет игры друг другу. Уделяю внимание сюжетно-ролевым играм «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Строительство», «Транспорт». В этот подраздел включены настольно-дидактические игры.

Сенсорное развитие.

На занятиях решаются задачи развития зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой чувствительности. Здесь активно формируются сенсорные эталоны (цвет, форма ,величина) Развитию слуха ,созданию эмоционального состояния способствуют разные музыкальные произведения (сказки, детские песенки, потешки, стихи.

Театрализованная деятельность.

Музыкально-драматические игры проходят в сопровождении музыкальных инструментов: барабана, бубна, трещетки, металлофона, треугольника, подчеркивая характер героя потешки или сюжета. На этих занятиях инсценируются как хорошо знакомые сказки и истории, так и коротенькие неизвестные большинству, но доступные рассказы. Инсценировки проходят, как правило на столе. Используется кукольный , пальчиковый, настольный театр .Используются куклы би-ба-бо, игрушки, которые ребенок может передвигать по столу самостоятельно или «рука в руке» согласно сюжету .Некоторые истории, потешки инсценируются, используя пластилин « Ай качи, качи, качи вот баранки, калачи ….», воду «Наша Таня громко плачет…». На занятиях важной задачей является пополнение пассивного словаря.

Предметно-практическая деятельность.

На занятиях дети занимаются :

Конструированием - строят высокую, низкую башню, гараж, дом, замок, ворота;

Предметы мебели: стол, стул, диван, кровать, шкаф, скамейку.

Аппликацией-удерживать в руке клеющий  карандаш, намазывать им элементы и приклеивать их на основу.

Лепкой – разминать пластилин, отрывать от большого куска маленькие кусочки, раскатывать на дощечке, получится колбаска , а если концы соединить, то выйдет колечко, сплющивать ,пальчиком сделать углубление получится миска для собачки Жучки.

Заплетать косу(пособие для плетения косы),

Закручивать и откручивать крышки от пластиковых бутылок (пособие «Цветочная поляна», «Цветы на лугу» (авторская работа), знакомство с цветом, формой, величиною.

Геометрические фигуры (плоские и объемные),

Вкладыши по цветовой гамме и геометрическими фигурами,

Мини транспорт,

 Природные материалы (песок ,вода ,камушки и т.д.),

Для развития мелкой моторики используются различные мозаики «Соты», « Круг», пособия « Шнуровка», « Застежка» в различных вариациях, сборно-разборные пособия , морские камушки, ракушки ,пластиковые банки разных размеров с крышками(откручивание и закручивание крышек), пуговицы крупные с большими дырочками (нанизывание их на леску, веревочку, нитку). Предметно - практическая деятельность является основой трудового воспитания в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рисование

На занятиях по рисованию необходимо учить детей проводить вертикальные, горизонтальные, круговые, овальные линии карандашами, фломастерами, кисточкой, мелом по доске. Пятна, тычки, дети ставят пальчиками, ватными палочками ,кисточкой, печатками. Для создания силуэта использую нитку для удобства закрашивания, используется  внутренний и внешний трафарет. Большинство действий проводится «рука в руке», но некоторые простые действия уже доступны некоторым ученикам в качестве самостоятельного выполнения.

В рисовании важна работа над созданием образов. Вертикальные  линии- стволы деревьев, дождик, забор. Тычки, мазки- листопад, падающий снег. Квадрат, треугольник- это дом.

(развитие мелкой моторики рук, расширение кругозора).

Досуговая деятельность.

 Занятия рассчитаны на пять раз в неделю. Значительную часть времени – чтение знакомых, любимых, произведений от К.И.Чуковского до А.С.Пушкина. В книге для наших детей важен ритм, повторение фразеологических оборотов, это облегчает восприятие произведения. На этих занятиях используются любимые дидактические игры, дублируя цикл «Обучение игре». Досуговая деятельность предполагает просмотр мультфильмов.

 

 



[1] Синицына, О. А. Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ О.А. Синицына, Е.А. Савина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 269- 271.