Статья - размышление "Педагог без опыта и педагог-звезда: как не настроить коллектив против новой коллеги"

Козлова Велина Борисовна

Когда в коллектив приходит новый педагог, его всегда оценивают. В женском коллективе оценивают часто придирчивее, чем в любом другом. Чтобы коллеги не строили домыслы, старший воспитатель должен сам представить нового педагога. Для этого важно подобрать правильные слова, чтобы потом педагогу не пришлось исправлять плохое первое впечатление о себе и добиваться расположения у коллег.

 

Новый педагог привлекает гораздо больше внимания, чем остальные коллеги. В коллективе, состав которого не менялся длительное время, все друг друга уже хорошо знают. Поэтому новичка педагоги будут изучать в среднем два-три месяца. Но если коллеги редко пересекаются по работе лично, то «новенькой» можно быть и год.

Чтобы ввести нового человека в коллектив, важно понимать, на что педагоги смотрят и что оценивают в первую очередь. Это позволит вам дать рекомендации новенькой и попросить коллектив быть лояльнее, не обращать излишнее внимание на те аспекты, которые люди замечают невольно.

Как коллеги оценивают внешность новенькой. Особенности человеческой психологии таковы, что людям сложно игнорировать внешность, особенно когда приходится знакомиться с новым человеком. Коллектив будет пытаться расшифровать, что говорит одежда новой коллеги: «несчастная» ли она, раз надевает блеклую и невыгодную для внешности одежду; вульгарная ли, если ее одежда чрезмерно соблазнительная или брендированная, подходит ли под ситуации в детском саду, по погоде ли одевается педагог. Во время разговоров коллеги могут разглядывать, аккуратно ли причесана новенькая, в каком состоянии ее волосы, руки, кожа, брови, зубы.

Как коллектив следит за характером новенькой. Первое, на что обратят внимание педагоги, – насколько новая коллега общительная и дружелюбная, стремится быть с коллективом или держится особняком. Второе, что может отметить коллектив, – умеет ли новый педагог обозначать свои личные границы и не нарушать чужие. Коллектив будет следить и оценивать, может ли новый педагог поддерживать простую светскую беседу, общаться с семьями, детьми и коллегами с учетом профессиональной педагогической этики, может ли проявлять неуместную или, наоборот, здоровую агрессию.

Что коллеги захотят узнать о профессионализме новенькой. Коллектив будет стараться определить, как новая коллега относится к работе и что умеет: компетентна ли, есть ли у нее житейский или профессиональный опыт, чтобы справляться с обязанностями. Если у новенькой нет опыта, как она находит выход: все время ждет помощи или просит помочь один раз и учится.

+

Чтобы придирчивый взгляд коллектива не напугал нового педагога, предложите ему памятку. Несложные правила помогут настроиться на конструктивный вектор в общении с коллегами. Другие памятки, а также чек-лист «Что сделать старшему воспитателю в первую неделю работы молодого специалиста в детском саду» – смотрите ниже в статье.

Представляйте нового педагога с любым опытом как профессионала

Какой бы педагог ни пришел к вам, важно презентовать его коллективу как профессионала и подготовить базу для конструктивных деловых отношений. При этом важно соблюсти баланс: не выпячивать профессиональные достижения или отсутствие опыта у нового педагога, не занижать профессионализм коллектива, но и не пугать им новичка.

Как представить неопытного педагога. Если сделать акцент на неопытности молодой выпускницы вуза или колледжа, педагога после курсов переподготовки, коллектив воспримет новую коллегу как младшую сестру. Ситуация будет напоминать семейный конфликт, когда родители заставляют старшего ребенка заботиться о младшем: возникнет враждебность, люди будут пытаться быстрее отделаться друг от друга и выяснять, кто заслуживает любви «родителя» – старшего воспитателя, заведующей, родителей детей из группы.

Как презентовать звезду. Коллеги могут не поверить на слово рассказам о том, как педагог участвует во всех профессиональных конкурсах, зато увидят в новенькой врага: «Из-за этой выскочки нас заставят больше работать».

+

Как представить педагога с небольшим опытом и без ярких достижений. Даже если кажется, что говорить о педагоге нечего – сами разберутся, обязательно представьте его коллективу. Если не презентовать вообще – значит снять с себя ответственность за психологический климат в коллективе и адаптацию нового сотрудника. Все может разрешиться само собой, если, например, новенькая окажется общительной. В противном случае коллектив начнет сплетничать и строить домыслы о новом педагоге, чтобы заполнить информационный вакуум. Как правильно представить новых коллег в зависимости от их опыта и каких ошибок следует избегать, смотрите в кейс-ситуациях.