Конспект занятия по курсу "Уроки общения" Тема: "Речевой этикет"

Гришина Ирина Леонидовна

Конспект занятия по теме: «Речевой этикет»

(для воспитанников 5 класса)

 

Цель: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.konspekt_zanyatiya.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное учреждение

«Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Внеурочная деятельность

(Курс «Уроки общения»)

Конспект занятия по теме: «Речевой этикет»

(для воспитанников 5 класса)

Автор-Гришина Ирина Леонидовна,

воспитатель ,1 квалификационная категория

Евпатория

2021г.

Тема: Речевой этикет.

Тип занятия: комбинированный

Цель: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека

Задачи:

  • обучающая:

дать понятие речевого этикета;

- познакомить воспитанников с этикетной лексикой, с ролью этикетных слов в жизни людей;

- учить употреблять в речи этикетные слова;

  • развивающая:

- развивать речь воспитанников, умение анализировать и обобщать материал, умение пересказывать лингвистический текст, работать со словарём, с предложенным текстовым материалом;

- расширять кругозор воспитанников;

  • воспитывающая:

- способствовать воспитанию доброжелательных отношений к окружающим людям.

Планируемые результаты:

Личностные:

-создание условий, обеспечивающих воспитание у обучающихся интереса к изучению данной темы,

-включение воспитанников в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения,

- развитие этических чувств,

- воспитание у обучающихся доброжелательного отношения к окружающим и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Метапредметные:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

- умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

-использование различных способов поиска информации

-готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

-освоение начальных форм личной рефлексии

Предметные:

- усвоение новых нравственных понятий: этикет, правила этикета, культура поведения.

Должны знать:

  • что такое речевой этикет;
  • что такое этикетное общение;
  • вежливые, «волшебные» слова.

Должны уметь:

  • использовать в речи этикетные слова;
  • понимать и оценивать ситуацию общения.

Технологии:

- игровая;

- личностно-ориентированная;

- здоровьесберегающая;

- информационно-коммуникационная.

Формы организации деятельности:

- индивидуальная;

- парная;

- коллективная.

Виды деятельности:

- работа со словарём;

- творческое задание;

- ролевая игра;

- работа с текстом;

- самостоятельная работа;

Методы:

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- проблемный.

Основные понятия: этикет, правила этикета, культура поведения.

Оборудование: ноутбук, словарь, раздаточный материал.

Ход занятия

  1. Самоопределение к деятельности. (Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно -значимом уровне.)

Организационный момент.

 

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

Скажите, у вас сейчас хорошее настроение?

Давайте поприветствуем друг друга и подарим хорошее настроение

1.ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ «Здравствуй, друг»

  1. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Наше занятие мне хочется начать словами из письма Дмитрия Сергеевича Лихачева (фото) СЛАЙД1, российского филолога, академика Российской Академии наук, автора трудов, посвященных истории русской литературы и культуры. 

«Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит».

 «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения,  но и нашей личности, нашей души, ума…». обсуждение

 III. Целеполагание. 

Педагог: Ребята, посмотрите на экран и попробуйте разгадать Кроссенс (Слово "кроссенс" созвучно со словом кроссворд. Но кроссворд –это пересечение слов, а кроссенс означает "пересечение смыслов" или простыми словами- это ассоциативная головоломка).

Обратите внимание на картинки и скажите, чем они связаны между собой, найдите ключевое слово

СЛАЙД 2-3

Педагог: Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

 (ответы детей: этикет – речевой этикет ключевое слово в кроссенсе)

-Запись темы в тетрадь

-Какие задачи мы поставим перед собой?

Педагог: А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).

  • Хорошо, а теперь нам предстоит проверить ваши предположения

III.        Изучение нового материала.

  1. Работа в группах со словарями ОЖЕГОВА и

1 гр дает определение слова Этикет

2 гр дает определение понятия Речь

Педагог: а теперь попробуем обобщить все ответы (учащиеся делают вывод самостоятельно).

Слайд 4 Запись определения в тетрадь

  1. Беседа по теме.

?1 Из истории происхождении этикета

Педагог: СЛАЙД 4

 Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. 

Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? (ответы детей)

Педагог: В этикете много правил. И сегодня на занятии мы поговорим лишь о некоторых из них: о вежливых этикетных словах, речевом этикете. Именно вежливые слова, слова речевого этикета помогают нам общаться друг с другом.

-Прочитайте вместе четверостишие СЛАЙД 5.

Доброе утро, здравствуйте,

 Добрый день и добрый вечер.

 Нам с тобой совсем не лень

Говорить при каждой встрече.

-О чем стх-е?

(Дети: о вежливых словах)

Педагог. Вежливые слова позволяют устанавливать доброжелательный контакт с

окружающими. Такие слова называются этикетными. 

Этикетные слова – наши помощники. Они помогают общаться.

- Педагог: Каждый воспитанный человек должен знать правила речевого этикета

СЛАЙД 6. Начало разговора и его завершение

-Любой разговор, как правило, начинается с приветствия. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину, молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего.

Педагог: СЛАЙД 7

Каждый этап общения сопровождается

-формулами речевого этикета.

К формулам речевого этикета относятся

Слова

приветствия

Слова

прощания

Слова

просьбы

Слова

Благодарности

  • Работа в парах

Задание Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

 

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

  • ВЗАИМОПРОВЕРКА ВОСПИТАННИКАМИ

Прочитать вслух.

  • ФИЗМИНУТКА (на экране движения)

Педагог: - ребята, играет ли роль интонация произношения Вежливых слов (произносятся доброжелательно.)

  • ИНД.ЗАДАНИЕ

(на листочке записана ситуация,  в которой нужно произнести фразу СПАСИБО , БОЛЬШОЕ СПАСИБО)

Вы должны определить, в каком настроении человек произнес фразу

1) ПРОИЗНЕСТИ С ОБИДОЙ         - СПАСИБО, Я НЕ ОЖИДАЛ…

2)ПРОИЗНЕСТИ РАДОСТНО       -Большое спасибо за приятный вечер!

  • Выразительное чтение по ролям

 Послушаем стихотворение И. Кульской «Невежливая вежливость» (ученики читают выразительно по ролям).

Вопросы по тексту стихотворения

- Почему стихотворение так называется?

- Мальчик употребляет вежливые слова, но произносит их грубо, вызывающе, и

они не оказывают нужного действия.

- Что бы вы посоветовали мальчику?

Педагог. Кроме слов- приветствий, есть и другие группы этикетных слов (на доске)

  • Слова прощания
  • Слова просьбы
  • Слова
  • Благодарности

Следующее задание поможет нам в этом разобраться

  • Работа в группах

- На столе в беспорядке разбросаны этикетные слова. Попробуйте объединить их в какие-нибудь группы (приклеить на листок по группам)

здравствуй

прошу вас

до свидания

будьте добры

доброе утро

спасибо

будьте здоровы

до скорой встречи

благодарю вас

Слова

приветствия

Слова

прощания

Слова

просьбы

Слова

Благодарности

Ответы детей, комментарий.

 Педагог: Также важным элементом в речевом этикете является   комплимент (?) 

-А вы умеете говорить комплименты?

Предлагаю вам сыграть в игру «Давайте говорить друг другу комплименты» («Цепочка»)

(дети говорят комплименты напротив сидящим одногруппникам)

Педагог: Мы узнали, какие слова называют этикетными, на какие группы делят этикетные слова, как они произошли. А теперь будем учиться употреблять их в речи.

2) Игровая ситуация:

  • - Разыграем ситуации, которые часто встречаются в нашей повседневной жизни.

Звонит телефон, мы берём трубку и слышим совсем не то, что ожидали услышать.

  • ДИАЛОГ

(Заранее подготовленные ученики звонят друг другу по телефону):

- Ой, а куда я попал?

- А куда бы Вы хотели попасть?

- Какой Ваш номер?

- Перезвоните ещё раз, вы неправильно набрали номер.

- Разбор ситуации.

Педагог.   Ребята, а вы попадали в подобные ситуации? Что чувствуют себя собеседники после такого разговора?

(Раздражение).

- Кто не прав?

(Оба).

- Какие ошибки допущены?

(1) нет слов приветствия, благодарности;

2) если вы ошиблись номером, назовите номер, на который звоните;

3) один из собеседников отказывается общаться)

-ИСПРАВЬТЕ СИТУАЦИЮ, ПОСТРОЙТЕ ПРАВИЛЬНО ДИАЛОГ

СЛАЙД 8. Оцените ситуацию. Всё ли в ней соответствует речевому этикету? Какие слова, с вашей точки зрения, здесь лишние, хотя и являются вежливыми словами?

ЧИТАЕТ ВОСПИТАННИК

Девочка входит в библиотеку

- Добрый день, Лада Ивановна! Будьте любезны, если вас не затруднит, дайте мне, пожалуйста, сказки А.С.Пушкина. Заранее вас благодарю, вы очень добры и внимательны

-Ответы детей (много лишних слов)

IV. Закрепление изученного материала.

Педагог: Слайд 9

Ребята, а сейчас, для того, чтобы закрепить правила этикета, мы с вами поиграем в игру на внимание. Вам нужно четко и лаконично ответить на вопросы. (Ответы детей, комментарий)

-Молодцы, спасибо всем за игру

Подведём итог нашей работы.

Какую роль в нашей речи играют этикетные слова? Для чего они нам нужны?

(Употребляя этикетные слова в речи, можно изменить спорную ситуацию с лучшую сторону, можно добиться желаемого, т.к. сложно отказать воспитанному человеку, можно попытаться сделать мир чуть добрее.)

V. Подведение итогов. Рефлекксия.

Педагог: Подведём итог нашей работы.

Какую роль в нашей речи играют этикетные слова? Для чего они нам нужны?

(Употребляя этикетные слова в речи, можно изменить спорную ситуацию в лучшую сторону, можно добиться желаемого, т.к. сложно отказать воспитанному человеку, можно попытаться сделать мир чуть добрее.)

Рефлексия. СЛАЙД 10

Педагог: А в заключении, я бы хотела обратиться к вам:

Помните! Речевому этикету человек учится не только в школе, но и в повседневной жизни. Обращайте внимание на то, как общаются люди. Отмечайте то, что вам нравится в их речи, и старайтесь говорить так же.

Желаю вам успехов!