В помощь ученикам

Мустафаева Анжелика Владимировна

С детьми всегда должна быть рядом,
Даря тепло и согревая взглядом,
Их в мир прекрасного вести,
И помнить заповедь - не навреди!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«Конструктивная критика»

Критикуя человека, или слушая критику в свой адрес, вспомни о принципах, которые помогут сделать диалог конструктивным.    

Как высказывать критические замечания :  

  • критические замечания высказывай не "за спиной" кри -  тикуемого, а ему непосредственно и желательно наедине. Присутствие третьего лица усиливает защитную реакцию и усугубляет проблему (Не путать с коллективным анализом!);
  • не сравнивай поведение данного человека с поведением других. В этом есть элемент унижения. Нужно, чтобы человек почувствовал, что он сам может сделать требуемое от него и лучше, чем до сих пор;
  • критикуй лишь те действия, которые в состоянии изменить;
  • показывай свое неудовольствие голосом, и ни в коем случае не гримасами; избегай злости и сарказма;
  • не начинай свою речь с выражения: «Я уже давно хотел сказать...", а также избегай слов "всегда" и "никогда". "Обычно они свидетельствуют о предвзятости и, кроме того, напоминают о старых "грехах". Это затрудняет принятие критики;
  • не ожидай и не требуй открытого признания вины.  Достаточно, что тебя выслушали;
  • не извиняйся за свои замечания;
  • если ты данного члена организации никогда не хвалил, не ожидай, что на твою критику он отреагирует положительно.  

Как выслушивать критические замечания

  •  смотри на человека, который с тобой говорит;
  • сохраняй спокойствие и дай понять, что слушаешь;
  • не создавай впечатления, что говорящий портит тебе настроение;
  • не шути, не меняй тему разговора;
  • не приписывай собеседнику, чего он не говорил;
  • если критическое замечание высказано нестрого, не используй этот факт, как повод для полемики, а вопросами уточни, что же имелось в виду;
  • не предполагай, что твой критик руководствуется скрытыми враждебными мотивами;
  • дай говорящему понять, что ты его замечания понял, например, повтори их своими словами.

Успехов!

 

ПАМЯТКА «КАК ОБЩАТЬСЯ БЕЗ КОНФЛИКТОВ»

Дорогой друг, если ты хочешь научиться конструктивно решать конфликтные ситуации, используй технику Я-высказывание.  

Я-высказывание делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека, предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства. Использование Я-высказываний позволяет человеку выслушать тебя и спокойно тебе ответить.  

Ты-высказывание нацелено на то, чтобы обвинить другого человека. Если мы используем Ты-высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду.  

 

ПАМЯТКА «ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ»

Дорогой друг, предлагаем тебе несколько советов, воспользовавшись которыми, ты сможешь улучшить свои взаимоотношения со сверстниками.  

  • Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества - это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.
  • Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.
  • Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
  • Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем достоинства.
  • Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты ведь тоже их не лишен.
  • Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.
  • Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.
  • Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным - это притягивает.
  • Если ты теряешь друга, подумай, может быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь. Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь.

 

Успехов!

ПАМЯТКА «КАК ОБЩАТЬСЯ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ»

Дорогой друг, предлагаем вашему вниманию несколько советов, воспользовавшись которыми, вы сможете улучшить свои взаимоотношения с противоположным полом.

1. Согласись, свидание – это нормально. Что бы ни думали твои родители, свидание подростков – это нормально. Ты не можешь научиться всему, что необходимо знать о жизни, только строго посещая занятия в школе и делая домашнее задание. Да, ты можешь приобрести какой-то дополнительный опыт в кругу своей семьи и в стенах вашего дома, но также очень важно развивать в себе способность отдавать свои чувства, эмоции, часть своего времени другому небезразличному для тебя человеку и также научиться всё это брать взамен. Всё это важно для того, чтобы в будущем построить крепкую и основательную семью.  

2. Учись, когда надо идти на компромисс, а когда необходимо, проявлять настойчивость. Тебе необходимо ясно выражать свою мысль так, чтобы твой партнёр понял то, что ты хочешь донести до него. Намёки иногда могут быть непонятыми, что приводит к разногласиям. Но в отдельных случаях твой собеседник может просто не согласиться с тобой из-за нежелания делать что-либо. Тогда следует проявить искусство компромисса. Если ты хочешь пойти в кино, а твой партнер действительно не хочет этого, попытайся объяснить ему, что для тебя очень важно посмотреть эту кинокартину, потому что… – и назови причину. В том случае, если же твой партнёр хочет сделать что-что или пойти куда-нибудь, а тебе этого абсолютно не хочется, то вам следует найти тот вариант, который устроит вас обоих.

3. Учись на своих ошибках, и не отступай. Первое, что необходимо сделать – это найти подходящего партнёра. Согласись, что первое свидание необязательно должно превращаться в брак на всю оставшуюся жизнь. И если вдруг что-то не сложилось с первого раза, то тебе просто стоит остановиться и спросить себя, что произошло, в чём причина и что необходимо сделать, чтобы эта ошибка не повторилась в будущем. Будь реалистом, не вини себя во всех проблемах, не съедай себя изнутри - ты только пробуешь. Ты учишься на своих ошибках, каждый раз делая шаг к более крепким и прочным отношениям. Никто из нас не идеален, и никто никогда таким не станет, но есть определённые пункты, которые всем нам необходимо знать и применять их в жизни. Как правильно общаться с противоположным полом, как раз один из этих жизненных пунктов, который тебе необходимо знать.

4. Не строй отношения на ревности и оскорблениях. Ревность - самая разрушительная сила в отношениях. Это понятие представляет собой дикое желание твоего партнёра знать, где ты находишься каждую минуту, секунду и даже полсекунды. Да, действительно, за какую-ту часть времени ты обязан нести ответственность, когда ты находишься рядом со своим партнёром - в это время ты принадлежишь ему. Но ты свободный человек и у тебя есть много других дел и забот, когда ты остаёшься один или одна. И, конечно же, ты не должен отчитываться за каждую секунду, проведённую без него или неё. Возможно, у твоего партнёра появится желание ограничить твоё общение с определённым кругом твоих друзей или ему или ей будет не нравиться, что ты ходишь куда-то один или одна. Но у тебя есть свои интересы, занятия, которые твой партнёр должен уважать. Он должен понимать это и давать возможность тебе быть свободной или свободным, и, конечно, в свою очередь ты должен также уважать и его интересы. И ещё один важный фактор в отношениях, на который следует обратить внимание – это доверие, не забывайте про него.    

  5. Во время свиданий не управляют действиями своего партнёра. Не позволяй никому управлять тобой, не считаясь с твоим мнением. Если кто-то говорит тебе, как надо думать, что надо делать, как следует говорить, то этот человек помешан на контроле, и тебе, в конечном итоге, захочется вырваться на свободу от него и его контроля. Эти отношения могут продлиться шесть недель, шесть месяцев, но, в конечном счёте, такие отношения закончатся. Таким образом, лучше не терпеть такое поведение и сразу же прервать эти отношения. Тебе на первый взгляд может показаться, что этот человек заботится о тебе, беспокоится, но это вовсе не забота – это ненадёжность. Молодость – опасное время для каждого. Но когда кто-то ещё вынуждает кого-то делать что-то не по своей воле – это уже чрезвычайно опасно! Ни в коем случае нельзя допустить контроля над собой – это может привести к непоправимым последствиям!

6. Никогда не приноси извинения за поведение своего партнёра. В отношениях каждый хоть раз может повести себя неадекватно, но ты никогда ни у кого не должен просить прощения за действия твоего партнёра или за его или её слова. Твой партнер должен взять всю ответственность за те действия, которые он или она совершили на себя и только на себя. Если он или она не готовы сделать этого, и вы чувствуете себя неловко рядом с ними, то вам следует подумать о разрыве отношений.

7. Не ходи на свидание с тем человеком, рядом с которым ты будешь чувствовать себя некомфортно. Если ты, находясь с человеком, чувствуешь себя рядом с ним не комфортно, то нет никакого смысла продолжать встречаться с ним. Ты должен чувствовать себя востребованным или востребованной, желанным или желанной. И, что очень важно, твой партнёр должен чувствовать себя привлекательным и желанным. Допустим, во время свидания ты можешь поблагодарить своего партнёра за то, что он хорошо подготовился к встрече с тобой. И тогда ему вновь и вновь захочется увидеться с тобой и выглядеть хорошо для тебя.

8. Не навязывайся к кому-то, если ваши отношения не складываются. Не думай, что ты своей заботой, верностью сможешь построить отношения с человеком, который к тебе равнодушен. Люди хотят, чтобы их ценили, прежде всего за то, что они личность со своими недостатками и достоинствами, а не просто за чью-то тень или как приложение к другому человеку. Каждый хочет, чтобы его замечали за его личные достоинства, но, будучи эмоционально зависимым от другого человека, ты лишаешь себя уникальной возможности быть индивидуальной личностью.  

9. Расценивай своего партнёра как независимого человека. Когда между людьми вспыхивают чувства, они не замечают недостатков другого и могут какое-то время любить то, что любит другой (их партнёр). Но вскоре такие сильные чувства начинают слабеть, из-за чего потом могут быть конфликты и, в конце концов, отношения разрушаются. Поэтому, начиная отношения, следует рассматривать своего партнёра как независимого человека со своими интересами и взглядами, ни в коем случае не навязывая ему своих взглядов и не следуя только им, если ты считаешь иначе.  

10. Ни в коем случае не придирайся. Это нормально, и возможно даже хорошо, сказать своему партнёру, что он делает что-то, что тебе не нравится. Однако если ты будешь критиковать его постоянно, вскоре он начнёт наблюдать за тобой тоже, при случае не откажется тебя в чём-нибудь упрекнуть, что немедленно скажется на ваших взаимоотношениях.

11. Веселитесь и наслаждайтесь. Свидания - это не марафонский бег, а веселье и наслаждение в компании приятного тебе и, возможно, любимого человека.

Успехов!



Предварительный просмотр:

Памятка «Пишем сочинение-рассуждение»

Структура сочинения, речевые клише

Каждая часть – отдельный абзац!

1. Вступление        

-Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)

-Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и...

-Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки).

-В центре внимания автора (находятся)...

-Главные усилия автора направлены...

Виды вступления:

- вопросно-ответное единство

- цепочка вопросительных предложений.

- назывное предложение

- риторический вопрос

- цитата

- парадоксальное высказывание

2. Формулировка проблемы

Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.        

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.

Речевые клише:

- Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

- Касается .. проблемы.

- Уделяет внимание ... проблеме.

- Над какой-л. проблемой думать, работать.

- Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

- Автор затрагивает проблему...

- Много места уделено проблеме...

- Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

- Автор очень эмоционально отстаивает идею...

- Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...

- Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).

3. Комментарий

(характеристика + актуальность проблемы)

Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста

        

К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная…)

Насколько проблема злободневна?

Что делает её злободневной?

Традиционна ли эта проблема или нова?

Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?

Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?

Кому приходилось обращаться к данной проблеме?

Об этом много пишут …

Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...

Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…

Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.

4. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?        

Средства выражения авторской позиции

Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)

Автор убедительно доказывает свою мысль…,

…- Так определяет автор своё отношение к …

Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);

Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…

Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы

Заставляет читателя самого решать сложные жизненные во­просы (делать нравственный выбор);

Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);

Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;

Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...;

Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни        

Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;

Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;

Автор показывать негативную сторону нашей жизни;

В словах автора звучит мнение большинства людей;

Автор пытается найти в читателе единомышленника;

Автор пытается понять, почему ...;

Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо;

Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…

Автор позиция ясна: …

- Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально

Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;

Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни

5-6. Моя позиция +аргументы        

Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме

Позиция согласия/несогласия

За         

Против

особенно близка мне мысль автора о… ;

- мне близка позиция автора по отношению к … ;

-согласен с автором в том, что… ;

-вполне согласен с мыслями автора о… ;

- нельзя не согласиться с автором в том, что… ;

-автор прав, утверждая, что…        

- осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ;

- мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ;

- мысли автора о… близки мне, однако… ;

- позволю себе не согласиться с автором в том, что…

-на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;

- Возможно, не все верно (правильно, безупречно...)

- В отличие от автора, я считаю, что...

- Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

-в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;

-Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...

- Писатель упускает из виду (пренебрегает)...

- На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

- Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.

- К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому

Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.

В качестве аргументов могут выступать:

а) логические доказательства, доводы;

б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;

в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.

Вспомним…

Это подтверждается …

В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…

1) Пример из художественной, публицистической или научной литературы

2) Пример из художественной, публицистической или научной литературы или аргумент с опорой на знания, жизненный опыт

7. Заключение        

- В заключение хотелось бы отметить...

- Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..

- На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...

- Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

- Таким образом, нельзя не согласиться…


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Памятка личной безопасности школьника

Вызов экстренной помощи по телефону

101 - единая спасательная служба МЧС России (пожарная охрана)

102 - милиция

103 - скорая помощь

8-800-2000-122 - общий детский телефон доверия

По дороге в школу и обратно:

1.      избегайте выходить из дома и из школы в одиночку, желательно чтобы вас сопровождали взрослые;

2.      избегайте ходить через лес или парк; 

3.      если вам показалось, что за вами следят, перейдите на другую сторону дороги, зайдите в магазин, на автобусную остановку, обратитесь к любому взрослому человеку; если навстречу вам идет компания, перейдите на другую сторону, стараясь не вступить в конфликт;

4.      относитесь настороженно к лицам, выдающим себя за работников коммунальных служб, ремонтных рабочих, розничных торговцев, вдруг встретившихся вам по пути;

5.      если вы по пути хотите куда-нибудь зайти, обязательно предупредите родителей, с кем или к кому вы идете (при возможности укажите адрес и телефон) и в каком часу вернетесь;

6.      если ваш маршрут проходит по проезжей части, идите навстречу транспорту; если машина тормозит, отойдите от нее подальше;

7.      если вас остановили и попросили показать дорогу, не садитесь в машину, постарайтесь объяснить на словах;

8.      если незнакомый человек старается вас чем-то угостить или предлагает какую-либо вещь, вежливо откажитесь;

9.      если незнакомый человек представился другом родителей или родственников, не спешите приглашать его домой, попросите дождаться их прихода на улице;  не входите в одиночку в подъезд, если в нем находятся незнакомые люди;

10.    не входите в лифт с незнакомыми людьми;  если дверь вашей квартиры неожиданно оказалась открытой, не спешите входить, зайдите к соседям и позвоните домой.

Дома:

  1. попросите своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали вас о своем визите по телефону;
  2. если звонят в вашу квартиру, не спешите открывать дверь, сначала посмотрите в глазок и спросите: «Кто?» (независимо от того, кто находится дома);
  3. не открывайте дверь на ответ: «Я», попросите человека назваться;  если вы не знаете пришедшего, а он представился знакомым родных, которых в данный момент нет дома, попросите его прийти в другой раз и дверь не открывайте;
  4. если же человек называет незнакомую фамилию, говоря, что ему дали этот адрес — объясните, что произошла ошибка, не открывая дверь;
  5. если незнакомый человек представился работником ЖЭКа, почты и других служб, попросите его назвать фамилию, причину прихода, затем позвоните ему на работу, и только получив подтверждение личности, откройте дверь;
  6. если незнакомый человек просит разрешения воспользоваться телефоном для вызова милиции или скорой помощи, не спешите открывать дверь — вы и сами можете вызвать милицию и скорую помощь;
  7. если на вашей лестничной площадке собралась компания, распивающая спиртное или устраивающая потасовку, не вступая с ней в контакт, вызовите милицию;
  8. не оставляйте на дверях квартиры записки о том, куда вы ушли и когда вернетесь.

В магазине:

1.      перед выходом из дома пересчитайте наличные деньги;

2.      не говорите никому о том, какой суммой денег вы располагаете;

3.      если у вас при себе крупная сумма денег, попросите своих родственников сопровождать вас;

4.      не заходите без сопровождающего в подсобку, палатку, машину;

5.      расплачиваясь, не показывайте все деньги, имеющиеся у вас.

Памятка для учащихся по правилам дорожного движения

  1. ходите только по тротуару;
  2. переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров;
  3. переходя улицу, посмотрите налево, направо, а дойдя до середины – ещё раз направо;
  4. на улицах и дорогах где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика;
  5. не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом;
  6. не выходите на проезжую часть из-за стоящей машины или другой помехи обзору; в крайнем случае, остановитесь и внимательно посмотрите, что там за…;
  7. при переходе через улицу не стоит вести оживленную беседу – разговоры отвлекают мысли и взгляд от наблюдения;
  8. не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы;

Ты знаешь! Кататься на велосипедах, роликах и скейтбордах можно только во дворе или на специальных площадках. Выбегать на дорогу за мячом или собакой опасно!

Ты знаешь! Надо быть очень внимательным при переходе дороги! Самые безопасные переходы - подземный и надземный. Если их нет, лучше перейти по «зебре». Если на перекрестке нет пешеходного перехода и светофора, попроси взрослого помочь перейти дорогу.

Ты знаешь! Переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора. Но даже при зеленом сигнале никогда не начинай движение сразу. Сначала убедись, что машины успели остановиться и путь стал безопасен.

Ты знаешь! Если на остановке стоит автобус, не обходи его ни спереди, ни сзади. Надо дождаться, пока он отъедет, и только тогда начинать переход.

Ты знаешь! Особенно внимательным надо быть, когда обзору мешают препятствия. Стоящие у тротуара машина, ларек, кусты могут скрывать за собой движущийся автомобиль. Убедись, что опасности нет, и только тогда переходи.

ИНСТРУКЦИИ

Если ты обнаружил подозрительный (взрывоопасный) предмет

Признаками взрывоопасных предметов могут быть:

  1. Бесхозная сумка, портфель, коробка, свёрток, деталь, какой-либо предмет, обнаруженный в школе, в подъезде, у дверей квартиры, под лестницей, в машине и общественном транспорте;
  2. Натянутая проволока или шнур;
  3. Провода или изолирующая лента, свисающая из-под машины.

Знайте, что в качестве муляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.

Во всех перечисленных случаях необходимо: не трогать, не вскрывать, не перекладывать находку; отойти на безопасное расстояние; сообщить о находке учителю, родителям, сотруднику милиции, водителю, машинисту поезд.

При пожаре и панике

  1. Не паникуй, действуй обдуманно.
  2. Опасайся толпы, рвущейся к выходу. Помни, что почти везде есть запасные и аварийные выходы.
  3. Не пытайся спасти свои вещи — жизнь дороже их.
  4. Помни, что в специальных местах есть огнетушители и другие средства борьбы с пожаром. Учитывая подобные ситуации, научись ими пользоваться заранее.

О мерах безопасности дома и на улице во время каникул и выходных дней

  1. Отлучаться из дома только с разрешения родителей.
  2. Организовывая подвижные игры с товарищами, помните о возможностях своего организма и мерах безопасности других.
  3. Следите за своим поведением: будьте внимательны, вежливы с другими.
  4. Не участвуйте в компаниях, где могут распивать горячительные напитки, игры в карты и др.
  5. Не касайтесь незнакомых предметов, не трогайте взрывоопасные предметы.
  6. Соблюдайте технику безопасности при выполнении поручений по дому.
  7. Соблюдайте правила общежития: поздно не включайте громко музыку, не ездите на транспортных средствах без глушителя, не кричите громко.

О безопасности при общении с животными

  1. Не показывай, что ты боишься собаки.
  2. Ни в коем случае не убегай от собаки. Она может принять тебя за дичь и поохотиться.
  3. Помни, что помахивание хвостом не всегда говорит о дружелюбном настроении собаки.
  4. Если тебе хочется погладить собаку - спроси разрешения у хозяина. Гладь ее осторожно, не делая резких движений.
  5. Не корми чужих собак и не трогай их во время еды или сна.
  6. Не подходи к собаке, сидящей на привязи.
  7. Не приближайся к большим собакам охранных пород. Их часто учат бросаться на людей, подошедших близко.
  8. Не трогай щенков и не пытайся отобрать предмет, с которым собака играет.
  9. После того как ты погладил собаку или кошку, обязательно вымой руки с мылом.

О мерах безопасности при передвижении на транспорте

  1. Запрещается перемещаться на необорудованном транспорте для перевозки людей.
  2. При перемещении всем классом запрещается пользоваться личными передвижными средствами (велосипед, мотоцикл и др.).

3.      При переезде в транспорте будьте спокойны, внимательны, строго соблюдайте дисциплину.

  1. Беспрекословно выполняйте замечания старшего.
  2. Не спешите сходить, не создавайте толкучки.
  3. Одевайтесь соответственно времени года, следите за своими вещами, за рядом сидящим товарищем.
  4. Не отлучайся без разрешения старших.

Для пешехода

  1. Наиболее опасные на дороге перекрестки, скоростные участки движения, зоны ограниченной видимости, гололед.

2.      Не переходи улицу на красный свет, даже если не видно машин.

 Переходи дорогу, предварительно посмотрев в обе стороны - сначала налево, потом направо.

4.      Не выбегай на дорогу из-за препятствия.

  1. На остановке, переходя дорогу, автобус и троллейбус обходи сзади, а трамваи впереди.
  2. Ходи только по тротуару, если же тротуара не и тебе приходится идти по обочине дороги, выбирай ту ее сторону, по которой машины идут тебе навстречу.

О личной безопасности на улице

  1. Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься.
  2. Не играй на улице поздно. Происшествия чаще всего совершаются в темное время.
  3. Не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой дом, двор, на пустырь.
  4. Никогда не заговаривай на улице с незнакомыми людьми. Также никогда не разговаривай с пьяными. Не садись с ними в машину.
  5. Не принимай от незнакомых людей угощения.
  6. Если ты увидишь на улице какой-нибудь предмет: коробку, сумку, сверток не трогай его.
  7. Если на улице кто-то идет или бежит за тобой, а до дома далеко, беги в ближайшее людное место.
  8. Никогда не хвастай тем, что у твоих родителей много денег.
  9. Не приглашай домой незнакомых ребят.
  10. Не задерживайся по дороге из школы домой.

По противопожарной безопасности

  1. Не балуйся со спичками и зажигалками.
  2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
  3. Не суши белье над плитой.
  4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни без взрослых.
  5. Без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу.
  6. Почувствовав запах дыма, выясни, откуда он идет.
  7. Если произошло возгорание - позвони по 9-01, сообщи дежурному: что горит, точный адрес, свою фамилию, запиши фамилию дежурного.
  8. Если огонь невелик, попробуй справиться с ним сам, используя подручные средства.
  9. Не следует распахивать окна и двери в горящем помещении.
  10. Нельзя тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы или электрические провода.
  11. При пожаре опасен не только огонь, но и дым.
  12. Срочно покинь квартиру. Чтобы уберечься от огня, накинь на себя мокрое одеяло, пальто.

Что делать, если вы оказались заложником террористов?

  1. Постарайся понять, чего хотят террористы, определи для себя, кто из них наиболее опасен.
  2. Нужно выполнять все указания главаря, не стоит апеллировать к совести террористов.
  3. Если кто-то ранен и ему требуется помощь, а вы можете ее оказать, попроситеподойти старшего из террористов и обратитесь к нему: «Вы можете сберечь одну жизнь. Это когда-нибудь вам зачтется. Будьте благоразумны. Позвольте мне помочь несчастному». Говорите спокойно. Но не настаивайте на своем.
  1. Не повышайте голоса и не жестикулируйте.
  2. Старайтесь избегать контактов с террористами, если они требуют от вас «соучастия» в тех или иных действиях. Все остальные требования террористов надо выполнять неукоснительно и точно.
  3. Никого не торопите, и не подталкивайте к необдуманным действиям. Ведите себя послушно, спокойно и миролюбиво.
  4. Если вам придет в голову, что террорист блефует и в руках у него муляж, не проверяйте этого! Ошибка может стоить вам жизни.
  5. Если поблизости произошел взрыв, не торопитесь покидать помещение. Вы невольно окажитесь мишенью для группы захвата.
  6. Старайтесь запоминать все, что видите и слышите: имена, клички, характерные слова и т. д. Ваши показания будут очень важны для следствия.

Меры безопасности в транспорте

  1. Если нет свободных мест, постарайся стоять в центре прохода. Держись рукой за поручень во время движения, иначе при толчке ты рискуешь потерять равновесие, а в случае резкой остановки - упасть или удариться.
  2. Посмотри, где расположены запасные и аварийные выходы (пригодится в случае аварии или пожара).
  3. 3.Не забывай про свою сумку.
  4. 4.Не стой возле выхода, в случае давки, тебя могут случайно вытолкнуть напроезжую часть, если двери будут неплотно закрыты.
  5. Выходя из транспорта, старайся не толкаться, не наступать пассажирам наноги и не попасть под колеса.
  6. В автомобиле воспользуйся ремнями безопасности.

В СЛУЧАЕ АВАРИИ:

Если у выхода давка и паника, воспользуйся аварийным окном, выдернув специальный шнур и выдавив стекло (инструкция на окнах). Если в автобусе, трамвае или троллейбусе вспыхнул пожар:

1.      Немедленно сообщи о пожаре водителю.

2.      Попытайся открыть двери с помощью аварийного открывания дверей. В крайнем случае, разбей окно.

3.      Помни, что в салоне есть огнетушитель.

  1. Защити рот и нос от дыма платком, шарфом, полой платья. Пригнись, выбираясь из горящего салона.

ПОМНИ:

При аварии самое опасное место в автомобиле - рядом с водителем. Детям до 12 лет сидеть там ЗАПРЕЩЕНО! Постарайся как можно быстрее выбраться наружу, так как машина может загореться (особенно когда она перевернулась). Если дверь заклинило, выбирайся через окно.



Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительно-выразительные средства языка Презентацию разработал учитель русского языка и литературы МБОУ Верхнесолёновская СОШ, Мустафаева А.В.

Слайд 2

МЕТАФОРА скрытое сравнение ЭПИТЕТ образное определение ОЛИЦЕТВОРЕ НИЕ «оживление» предмета ОКСЮМОРОН сочетание несочетаемого СРАВНЕНИЕ с опоставление предметов ГИПЕРБОЛА преувеличение

Слайд 3

метафора 1. Определить изобразительное средство в предложении: Не раз Митраша спрашивал отца: «Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь, как ладонь. Зачем же тебе еще нужна эта стрелка?» сравнение эпитет гипербола

Слайд 4

творительным сравнения 2 . Определить способ выражения сравнения в предложении : Не раз Митраша спрашивал отца: «Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь, как ладонь. Зачем же тебе еще нужна эта стрелка?» сравнительный оборотом сравнительной степенью прил. СПП с придаточной сравнения

Слайд 5

оксюморон 3. Определить способ выражения сравнения в предложении : Луна расплылась на всё небо и заняла горизонт. гипербола эпитет сравнение

Слайд 6

творительным сравнения 4. Определить способ выражения сравнения в предложении : – Видишь, Дмитрий Павлович, – отвечал отец, – в лесу эта стрелка тебе добрей матери … сравнительной степенью прил. сравнительный оборотом СПП с придаточной сравнения

Слайд 7

метафора 5. Определить изобразительное средство в предложении: Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас… эпитет гипербола сравнение

Слайд 8

6. Определить изобразительное средство в предложении: Он хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки.. метафора сравнение гипербола эпитет

Слайд 9

От приветливого слова мальчика лютая злоба лешего утихла. 7. В каком предложении используется сравнение? Обходя болото и деревеньку, длинной змеёй растянулась рота. Сегодня у них побывали пожарные, соседи, врачи. Творчество Н . В. Гоголя никого не оставляет равнодушным.

Слайд 10

8. Определить изобразительное средство в предложении: Поднялся богатырь выше леса, выше гор, дотянулся до самых облаков. метафора гипербола сравнение эпитет

Слайд 11

оксюморон 9. Определить изобразительное средство в предложении: Но красоты их безобразной я с скоро таинство постиг. метафора сравнение олицетворение


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 i

Слайд 2

1 Выберите правильное утверждение: НЕ с именами существительными пишется слитно, если имеется противопоставление . НЕ с именами существительными пишется слитно, если их можно заменить синонимами без НЕ. НЕ с именами существительными пишется слитно, если без НЕ слово не употребляется. НЕ с именами существительными пишется слитно, если это слова-термины.

Слайд 3

2 Небылица Несчастье Недруг Непогода Какое слово относится к правилу «НЕ с именами существительными пишется слитно, если без НЕ слово не употребляется»?

Слайд 4

3 В каком случае НЕ пишется с именем существительным раздельно? Если в предложении есть логическое отрицание Если можно заменить синонимом без НЕ Если есть заимствованные слова в предложении сли имя существительное образовалось от другой части речи

Слайд 5

4 Не правда, а ложь Не нависть Не правда Не приятель В каком случае НЕ с именем существительным пишется раздельно?

Слайд 6

5 Каким синонимом без НЕ можно заменить имя существительное неодобрение ? Порицание Ругань Наказание Неправильность

Слайд 7

6 Какое имя существительное употребляется без НЕ? Неволя Невежда Неразбериха Недоучка

Слайд 8

В каких случаях НЕ с глаголами употребляется слитно? 7 Если глагол без НЕ не употребляется Если глагол образован от имени существительного Если можно заменить синонимом без НЕ Всегда

Слайд 9

8 Какой глагол пишется с НЕ слитно? Не/ годовать Не/слышать Не/прийти Не/рисковать

Слайд 10

9 Как звучит основное правило правописания НЕ с глаголами? Не с глаголами пишется раздельно Не с глаголами пишется слитно, если можно заменить глагол синонимом без НЕ Не с глаголами пишется через дефис Не с глаголами пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление

Слайд 11

10 Не/найти Не/ ймётся Не/ взлюбить Не/ доумевать Выберите глагол, который пишется с НЕ раздельно:

Слайд 12

11 Относительными и притяжательными Относительными и качественными Со всеми что указано ниже Качественными и притяжательными С какими именами прилагательными НЕ пишется всегда раздельно?

Слайд 13

Какое имя прилагательное при помощи приставки НЕ образует слово с противоположным значением? Не/утреннее кофе Не/бабушкин зонт Не/громкая музыка Не/горный воздух 12

Слайд 14

13 Какое имя прилагательное без НЕ употребляется? Невесёлая история Несусветная ложь Невежественный человек Несуразный наряд

Слайд 15

14 Как пишется имя прилагательное, если в предложении есть противопоставление? Раздельно Слитно Через дефис Через двоеточие

Слайд 16

15 Вовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не Как, так, где, кто Если, когда, лишь, всего Какой, какая, какое, какие Имя прилагательное пишется с НЕ раздельно, если к нему относятся слова:

Слайд 17

16 В правописании какого имени прилагательного допущена ошибка? Небрежное отношение Некрасивая девочка Не взрачная внешность Непростая задача

Слайд 18

17 Выберите предложение, где наречие пишется с НЕ раздельно: Рыбы плавали не глубоко, а на поверхности пруда Ей было это невмоготу Сегодня птицы летали невысоко Это было совершенно нелогично

Слайд 19

18 Укажите наречие, которое написано правильно: Не аккуратно Не уклюже Нелепо Ничуть неглубоко

Слайд 20

19 В каких местоимениях НЕ пишется слитно? В возвратном В притяжательных и вопросительных В неопределённых и отрицательных В указательных и относительных

Слайд 21

20 Не/кого Не/тот Не/себе Не/весь Какое местоимение пишется с НЕ слитно?


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

п о теме «Лексика», 5 класс Автор: Мустафаева А.в .

Слайд 2

Что ж, ребята, собирайтесь, В путь – дорогу снаряжайтесь, Труден к знаниям сложный путь, Взять смекалку не забудь! Думай , действуй, рассуждай И, конечно, побеждай!

Слайд 3

Карту вам я покажу, Путь к богатству укажу!

Слайд 4

1 2 3 4 5 6

Слайд 5

1.ОСТРОВ СЛОВО

Слайд 6

ЗАПЯТАЯ БУКВА ЛЕКСИКА КОРЕНЬ Отгадки – слова, связанные с предметом «русский язык»

Слайд 7

2.ОСТРОВ АНТОНИМОВ

Слайд 8

Антонимы в пословицах В учебе корень горек, зато плод ее СЛАДОК Не бойся врага умного, бойся друга ГЛУПОГО Ученье — свет, а неученье — ТЬМА Знай больше, а говори МЕНЬШЕ Лучше горькая правда, чем сладкая ЛОЖЬ Мир строит, а война РАЗРУШАЕТ Смелый побеждает, а трус ПОГИБАЕТ Лучшая вещь — новая, лучший друг — СТАРЫЙ

Слайд 9

Я – антоним к слову «зной», Я в реке, в тени густой И в бутылках лимонада. А зовут меня… Не бываю без начала, Близкий родственник причала. Делу всякому венец. Называюсь я… Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я – для отдыха, для сна. Называюсь… Я — антоним слову «смех». Не от счастья и утех, А бываю поневоле От несчастья и от боли, От обид и неудач. Догадались? Это… ПРОХЛАДА КОНЕЦ ТИШИНА ПЛАЧ

Слайд 10

3.ОСТРОВ СИН ОНИМОВ

Слайд 11

Редактирование текста Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок : пугливый, трусливый, боязливый.

Слайд 12

Восстанови авторский текст(замени синонимами) Золотистые копны соломы На токах на колхозных лежат. И ребята дорогой знакомой На занятия в школу торопятся ./Исаковский/ Вот с весёлой звонкой песней Мы идём на лыжный кросс. Воздух чистый, день чудесный, Не пугает нас холод . / А . Алексин/ МОРОЗ СПЕШАТ

Слайд 13

Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят, Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную берегут. М.Ю Лермонтов Я трудилась не напрасно И запомню навсегда, Хлеб вкуснее не от масла, Хлеб вкуснее от работы . / И.Демьянова / ХРАНЯТ ТРУДА Восстанови авторский текст(замени синонимами)

Слайд 14

4.ОСТРОВ ОМ ОНИМОВ

Слайд 15

Отгадай загадки мышка На полу она – о, ужас! – Дамы молят им помочь, А, включив компьютер, тут же Подружиться с ней не прочь. Ими зоопарк украшен, Им в тетрадке нет конца, В них то лестничные марши, То горячие сердца. Установленная плата За услуги и проезд, Мчится, тявкая, куда-то И котлеты даже ест. такса к летки

Слайд 16

В дневнике он – огорченье, Стыд, позор ученика, А козе на приключенья Не дает сбежать с лужка. кол Мы над нею руки моем И посуду губкой трем, А когда ее откроем, То жемчужину найдем. раковина В них листочки спят на ветке, Чтоб весной раскрыться вновь, И они же в человеке Чистят и фильтруют кровь. почки

Слайд 17

Кто на птичий двор нагрянет Поживиться петушком? И охотника обманет, Но не сладит с грибником? лисички То она поет побудку, То по ней вода течёт, Вылететь в нее – не шутка, А совсем наоборот. труба

Слайд 18

5.ОСТРОВ ЛЕКСИКА

Слайд 19

л м н г л о н н н о о о о м м м м м м ф е е ф а с с к к т а р о о н и и и и о г я у ы ы ы р ш к а 1 3 2 5 4 6 7 8 10 9 По горизонтали: 1. Раздел лингвистики, изучающий лексику. 2. Синоним к слову «кушаю». 3.Антоним к слову ОНИ. По вертикали : 4. Троп, употребляемый в переносном значении, скрытое сравнение . 5. Мягкий белый известняк, употребляемый, например, для писания на доске. 6.Слова обозначают одно и то же , но различаются оттенками лексического значения .

Слайд 20

Большие горы впереди. Не бойся и вперед иди . Лишь тот, кто всё преодолеет, Дорогу к знаньям обрести сумеет.

Слайд 21

Найдите тропы( метафора, сравнение, эпитет, олицетворение) 1. Задремали звезды золотые . 2. Задрожало зеркало затона. 3. Горит костёр рябины красной. 4. Воробышки игривые, Как детки сиротливые , Прижались у окна . 5. Улыбнулись сонные берёзки. 6.Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром . СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

Слайд 22

4.ЭПИТЕТЫ 3.МЕТАФОРЫ 2.ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ золотые костёр рябины зеркало затона у лыбнулись 1.СРАВНЕНИЯ сонные т очно серебром к ак детки сиротливые

Слайд 23

Вы нашли, ребята, клад, Я, бесспорно, очень рад! Изучайте наш язык! Он могуч, красив, велик!

Слайд 24

СПАСИБО!