Эссе на тему «Учитель и ученик растут вместе»

Мочалова Валентина Николаевна

 

Еще много лет назад, когда философия только начала развиваться и понятия «педагог», «учитель» были не так широко распространены, мыслители разных стран  говорили о значимости этого призвания. Призвания быть тем, кто готов передать все свои имеющиеся знания и тем, кто сможет донести своим ученикам самую глубокую мысль. Быть учителем – это талант, который дан не всем. Учитель – это уникальная профессия, у которой нет времени, пространства и моды. И до тех пор, пока есть принимающая знания сторона, педагог будет востребован всегда.

Существует множество гениальных и, безусловно, правдивых высказываний философов, поэтов и людей науки о значимости педагога. Однако одна из цитат, очень точная и воодушевляющая, оставляет в сердце огромный отпечаток. «Учитель и ученик растут вместе». Это слова человека, который оказал глубокое влияние на жизнь Восточной Азии, основал первый университет и стал основой великого учения. Это слова Конфуция, который жил еще до нашей эры. Удивительно и как ранее было сказано, призвание существует вне времени. Учитель как был основой человеческого и интеллектуального потенциала, так и остается им сквозь время.

Обращаясь к первоисточникам, понятие «учитель» можно охарактеризовать как в широком смысле, так и в узком. В широком смысле - это авторитетный, мудрый человек, оказывающий огромное влияние на людей. Словом "учитель" называют и людей, создавших свои школы в областях науки, литературы, искусства. Это слово в узком его смысле мы обратим к профессионалам, которые учат, воспитывают наших детей и тем самым оказывают огромное влияние на духовное развитие народа, а также к тем людям, которые обучают взрослых людей.

Учителя повсюду. Они «преследуют» нас с самого рождения: от матери, которая учит младенца быть человеком, отца, приносящего вклад в жизненно необходимые навыки своего чада до тех лиц, которые мимолетно и иногда даже ненамеренно отдают нам крупицы своих знаний.

Очевидно, «учителя» в узком значении слова имеют более высокие требования от своей профессии. Они должны уметь быть понимающими, отзывчивыми и, более того, верящими в свои силы и в своих учеников. Ведь учитель, который видит прогресс, увлеченность в глазах воспитанников – самый счастливый человек! Только с ростом ученика учитель искренне получает удовольствие от преподавания.

Принимающая знания сторона всегда в плюсе. Она постоянно растет и теперь она самостоятельная, начитанная, способная создавать, и, к тому же, с огромным грузом знаний за спиной. И все это благодаря учителю. Однако, возникает вопрос: а растет ли учитель?

Безусловно! Мир меняется и информация тоже. В связи с этим фактом, педагог должен постоянно обновлять и дополнять имеющиеся знания. Кроме того, преподавание – это вечное приращение навыков и умений. Невозможно оставаться в стагнации, когда ты сам – источник знаний для кого-то другого. Соответственно, растет ученик – растет и учитель. Обучая других, мы учимся и сами.

Вместе, проходя через трудности ученического труда, учитель и ученик взрослеют и духовно растут. Затем ученик уходит от учителя в жизнь, чтобы воплотить цель, которую он, возможно, поставил себе в этой жизни под влиянием наставника. А учитель, уже более зрелый профессионально, накопивший педагогический опыт, берет новых учеников, чтобы снова вместе пройти трудный, но такой важный путь к знаниям.

Подводя черту, хотелось бы еще раз озвучить высказывание Конфуция. Учитель и ученик растут вместе. Это воистину правдивые слова. От обучения пользу получают обе стороны. Одна из них получает багаж информации, который абсолютно точно понадобится в лабиринте жизненных сложностей и безграничные возможности в полюбившейся сфере знаний, а другая – огромный опыт, впечатления, открытия и умение найти подход к любому человеку и к любой ситуации.