Эссе "Формирую функционально грамотную личность. Почему я это делаю?". Конкурс "Учитель Оренбуржья" - 2022

Шакирова Закия Барыевна

Формирую функционально грамотную личность. Почему я это делаю?

Идея функциональной грамотности как метода познания мира не нова, данный метод обучения принадлежит древности. Самое раннее утверждение встречается у древнегреческого философа Сократа, созидающего в четвертом столетии до нашей эры. Знаменитое сократовское «Исследуем!» актуально и в современном образовательном пространстве, и современной дидактике, оно является функциональной грамотностью. Сократ учил смело и самостоятельно мыслить, мышление было его верою, поэтому современная школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение было креативным, ярким и практичным. И учить этому не моральными наставлениями, а познавательной деятельностью, то есть навыками вдумчивого труда, чтобы воспитать мыслителя и творца.

Учащиеся в учебной деятельности решают проблемы, на данный момент уже решенные обществом, современной наукой. Но такой вид деятельности является абсолютно новым для школьников. Учитель предъявляет проблему, зная ее результат, а учащиеся в процессе обучения открывают для себя новые знания.

За последние десятилетия общественная жизнь кардинально изменилась в стране. Переход к рыночным отношениям поставил перед школой и учебном процессом, а также детскими объединениями задачи социальной значимости: это умение осуществлять эффективную подготовку подростков к жизни в современном социуме. Школа должна помочь в социальной адаптации подростков так как мир изменчив, непостоянен. То, что еще вчера считалось открытием, сегодня воспринимается, как данность, как часть обыденной жизни. Люди тоже меняются: в век информационных технологий и технического прогресса тот, кто владеет информацией, владеет ситуацией, и значит он успешен в своей сфере деятельности. Никто из нас не рождается заранее подготовленным к превратностям судьбы. А где же учиться жизни? Конечно, в школе.

Функциональная грамотность – это комплекс способностей личности, используемый для решения жизненных задач в различных сферах деятельности. Исследования PISA показывают, что за последние несколько лет уровень функциональной грамотности подростков, к сожалению, снизился: детям тяжело ориентироваться в информационном потоке, сложно анализировать, считать и сопоставлять статистические данные, проблематично их оценивать, а это, в свою очередь, может повлечь за собой трудность при решении важных жизненных задач, а также осложнить социализацию подростка. Поэтому воспитание функционально грамотной личности актуально сейчас, как никогда.

Школа сегодня – это инновационная система, где учитель определяет осознанно или неосознанно цели коллектива, а демократичность отношений с ученическим коллективом - социальная норма. Говорят, что опыт - учитель, который очень дорого берет за уроки, но никто не научит лучше него.

Каждый день жизнь вносит свои коррективы и прожить жизнь по шаблону или заранее подготовленному плану невозможно. Но можно научиться быстро адаптироваться к происходящим изменениям, видеть новые возможности и перспективы. Это под силу тому, кто способен мыслить нестандартно, и порой нестандартный подход к решению жизненной задачи – самый верный. Это формирует успешную мотивацию в деятельности и способствует развитию творческих возможностей учащихся. В деятельности ребята с удовольствием перевоплощаются в художников-иллюстраторов, писателей, путешественников, сценаристов и даже поэтов, пробуют себя в роли ученых, цензоров, журналистов, банкиров и переводчиков, создают свой самобытный творческий продукт, от презентации которого они получают моральное удовлетворение

Век живи - век учись! Учись жить. Функциональная компетентность влечет за собой изменения в мышлении, ценностных ориентирах, способствует формированию человека нового времени. Благодаря информационным технологиям трансформируется культура, образование, наука. Это не локальный процесс, а новый технологический подход, когда выработана единая политика управления образованием и оснащение образовательных учреждений техникой, программным обеспечением, кадрами и методиками использования информационных технологий, с перспективой обновления образовательного пространства. Поэтому тем, кто ищет более легкий путь в образовании, не включает функциональную деятельность в учебный процесс, грозит стагнация, а если педагог сознательно встал на путь поиска, то ему по плечу новые содержательные, структурные и технологические подходы, креативные методические решения, которые позволяют обеспечить современный уровень и качество образования.

 Результатом деятельности будет гармонически развитая личность – активный гражданин со своей позицией и моральными убеждениями, которые своими успехами будут прославлять наше Отечество.

Почему я формирую функционально грамотную личность? Потому что данный подход стимулирует творчество учителя, побуждает его проявлять инициативу, свой индивидуальный педагогический почерк. Это трудный путь. Путь ошибок и разочарований, но в то же время это путь радости и открытий, которые приносят внутреннее удовлетворение.  И если ученики повторят меня в гуманистической позиции, в умении жить в обществе, находить контакт с окружающими, в увлеченности своим делом, в способности постоянно учиться, искать, значит, не зря я выполняю свою миссию.