Семья и её влияние на психическое здоровье ребёнка.

Дорошенко Наталья Юрьевна

Л. Б. Шнейдер пишет, что: “Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитие характера и формирование личности. Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития”. Ребенок является частью семьи. Наблюдается определенная взаимозависимость и взаимовлияние, идущие в обоих направлениях, от ребенка к семье и обратно.

Семья для ребенка - это основная среда, где он познаёт тот образ жизни, который становится для него определяющим.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

1. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

2. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

3. Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

4. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

5. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье (Антонова Ю.Е., 2010).

6. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Процесс семейного взаимодействия избирательно контролирует проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности. Опыт отношений внутри семьи играет для ребенка важную роль в формировании его личности, определенных схем поведения и взаимодействия с окружающими.

В становлении личности важны оба родителя - любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка может сделать его нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. В результате, трения между родителями травмирующим образом могут повлиять на ребёнка в будущем (Монина Г., 2002).

Изучение причин, вызывающих отклонение от психического здоровья, показывает, что у 98 % детей наблюдается дисгармония в семейных отношениях. Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности. Очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения и длительные конфликты. Либо родители просто живут рядом, не испытывая друг к другу позитивных чувств и эмоций. Дети, находясь в таких

условиях, вынуждены принимать позицию матери или отца (Христолюбова В., 2009). Поэтому для их психики создается невыносимая ситуация, приводящая к появлению симптома (тревога, депрессия, самоповреждение, социальная дезадаптация, агрессия, ассоциальное поведение и т.д.), который является признаком нарушения семейной системы, где ребёнок становится идентифицированным пациентом. И в случаях обращения семьи с таким ребёнком, необходимо вовлекать в работу всю семью.

Например, за помощью в 6 ПНДО ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина обратилась семья с жалобами на школьную и социальную дезадаптацию подростка. В ходе обследования были выявлены высокий уровень депрессии, неконтролируемые вспышки агрессии. При встрече с полным составом семьи (мать, отчим, идентифицированный пациент, младшая сестра) удалось узнать, что мальчик с раннего детского возраста часто был вынужден брать на себя роль «спасителя семьи». В ходе работы со взрослой частью семьи оказалось, что после расставания родителей ребёнок периодически проживал с одним из них, а иногда и в семьях дедушек и бабушек, выполняя разные роли. Позже выяснилось, со слов подростка, что он жил с теми, «кому хуже всего» (как ему казалось) и при этом нигде не чувствовал себя как дома и не чувствовал себя нужным. Благодаря психокоррекционной работе со всей семьёй удалось прояснить причины и механизмы формирования симптома, сместить фокус проблемы с идентефицированного пациента на проблемы всей семьи, на взаимоотношения в супружеской паре, сформировать новые правила и коммуникативные навыки в семье, найти ресурсы – что привело к оптимальному функционированию семейной структуры и значительному снижению степени проявления симптома.

На этом и многих других примерах в своей практике в работе с семьями с детьми с различными психическими нарушениями мы видим, как часто родители теряют психологический контакт с детьми, лишаясь возможности узнавать и понимать истинные причины их нервно-психических срывов, неуспеваемости в школе, самоповреждающего и дивиантного поведения, социальную дезадаптацию.

Таким образом, нарушения психического здоровья детей и подростков и их последствия – одна из важнейших проблем в любом обществе. Проблемы в этой сфере могут иметь для детей и подростков необратимый характер, приводить к все большим аномалиям психики поведения. Поэтому так важно своевременное выявление причин и оказание психологической помощи семье в целом.

Л. Б. Шнейдер пишет, что: “Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитие характера и формирование личности. Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития”. Ребенок является частью семьи. Наблюдается определенная взаимозависимость и взаимовлияние, идущие в обоих направлениях, от ребенка к семье и обратно.

Семья для ребенка - это основная среда, где он познаёт тот образ жизни, который становится для него определяющим.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

1. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

2. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

3. Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

4. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

5. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье (Антонова Ю.Е., 2010).

6. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Процесс семейного взаимодействия избирательно контролирует проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности. Опыт отношений внутри семьи играет для ребенка важную роль в формировании его личности, определенных схем поведения и взаимодействия с окружающими.

В становлении личности важны оба родителя - любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка может сделать его нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. В результате, трения между родителями травмирующим образом могут повлиять на ребёнка в будущем (Монина Г., 2002).

Изучение причин, вызывающих отклонение от психического здоровья, показывает, что у 98 % детей наблюдается дисгармония в семейных отношениях. Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности. Очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения и длительные конфликты. Либо родители просто живут рядом, не испытывая друг к другу позитивных чувств и эмоций. Дети, находясь в таких

условиях, вынуждены принимать позицию матери или отца (Христолюбова В., 2009). Поэтому для их психики создается невыносимая ситуация, приводящая к появлению симптома (тревога, депрессия, самоповреждение, социальная дезадаптация, агрессия, ассоциальное поведение и т.д.), который является признаком нарушения семейной системы, где ребёнок становится идентифицированным пациентом. И в случаях обращения семьи с таким ребёнком, необходимо вовлекать в работу всю семью.

Например, за помощью в 6 ПНДО ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина обратилась семья с жалобами на школьную и социальную дезадаптацию подростка. В ходе обследования были выявлены высокий уровень депрессии, неконтролируемые вспышки агрессии. При встрече с полным составом семьи (мать, отчим, идентифицированный пациент, младшая сестра) удалось узнать, что мальчик с раннего детского возраста часто был вынужден брать на себя роль «спасителя семьи». В ходе работы со взрослой частью семьи оказалось, что после расставания родителей ребёнок периодически проживал с одним из них, а иногда и в семьях дедушек и бабушек, выполняя разные роли. Позже выяснилось, со слов подростка, что он жил с теми, «кому хуже всего» (как ему казалось) и при этом нигде не чувствовал себя как дома и не чувствовал себя нужным. Благодаря психокоррекционной работе со всей семьёй удалось прояснить причины и механизмы формирования симптома, сместить фокус проблемы с идентефицированного пациента на проблемы всей семьи, на взаимоотношения в супружеской паре, сформировать новые правила и коммуникативные навыки в семье, найти ресурсы – что привело к оптимальному функционированию семейной структуры и значительному снижению степени проявления симптома.

На этом и многих других примерах в своей практике в работе с семьями с детьми с различными психическими нарушениями мы видим, как часто родители теряют психологический контакт с детьми, лишаясь возможности узнавать и понимать истинные причины их нервно-психических срывов, неуспеваемости в школе, самоповреждающего и дивиантного поведения, социальную дезадаптацию.

Таким образом, нарушения психического здоровья детей и подростков и их последствия – одна из важнейших проблем в любом обществе. Проблемы в этой сфере могут иметь для детей и подростков необратимый характер, приводить к все большим аномалиям психики поведения. Поэтому так важно своевременное выявление причин и оказание психологической помощи семье в целом.