Истина

Кустова Полина Александровна

Учитель не открывает истины, он – проводник истины,

которую каждый ученик должен открыть для себя сам.

Хороший учитель – лишь катализатор.

Брюс Ли

 

Объективность оценочных процедур. Качество или количество?

 

Вся наша жизнь, каждая минута, каждая мысль, поступок или слово подлежит оценке: внутренней и внешней. Первую оценку в своей жизни ребенок получает сразу после рождения по шкале Апгар (система быстрой оценки состояния новорождённого). Развиваясь и взрослея, ребенок учится реагировать на оценку взрослых относительно своей деятельности, вырабатывает внутреннюю шкалу градации правильности своих поступков.

Жизненный этап обучения в школе сталкивает ребенка с повседневной оценкой не только своих действий, но и уровня усвоения образовательных программ учебных предметов. И часто уровни внутренней самооценки не совпадает с уровнем оценки учителя и родителя. Давайте попробуем разобраться в причинах происходящего дисбаланса. 

Система оценивания – это механизм, который осуществляет контрольно-диагностическую связь учителя с учениками и их родителями или законных представителей на предмет успешности образовательного процесса. Для большей эффективности систем оценивания необходимо проводить мониторинговые действия, для определения основных проблем в освоении программы и повышения качества образования. Система оценивания качества образования включает несколько уровней: внутришкольный, муниципальный, региональный, национальный и международный.  Мониторинг качества образования – это форма комплексного целенаправленного, специально организованного, непрерывного отслеживания процессов, определяющих количественно-качественные изменения основных свойств качества образования в целях своевременного принятия управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.   В начале обучения ребенок сталкивается с заданиями входного контроля, основной целью которого, подобно шкале Апгар, является диагностика сильных и слабых сторон ученика. И это касается не только диагностики уровня усвоения учебного материала, но и диагностики моральной зрелости детей к таким видам испытаний. Считаю, что моральное состояние ребенка в большей степени предопределяет успешное прохождения испытания при наличии базовой основы по предмету. Принять верное решение в кратчайшие сроки (а временные рамки всегда оговорены любым испытанием) – это показатель зрелости личности и, именно, к этому мы должны подвести наших детей на этапе окончания обучения в школе. После ежедневной оценки ученической деятельности наступает период текущего и промежуточного контроля успеваемости.  Главное испытание, которое ждет наших детей в определяющие граничные жизненные этапы: окончание начальной школы – ВПР, которые будут сопровождать учеников до 9 класса. Апофеозом школьного обучения является прохождение итоговой аттестации ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ, для допуска к которым дети должны предварительно сдать в 9 классе – устное собеседование, а выпускники 11 класса - итоговое сочинение.

  Обучающиеся Липецкой области помимо участия во Всероссийских проверочных работах (ВПР), принимают участие в Национальных исследованиях качества образования (НИКО) и Международных сопоставительных исследованиях качества образования (PISA, PIRLS, TIMSS).  

Количество испытаний представлено в большом объеме, и этот фактор сказывается на качестве выполненных заданий.  Думаю, что для повышения качества нужно привести в соответствие уровни внутренней и внешней оценки деятельности ученика. Именно в этом вижу первоначальную цель своей деятельности учителя – воспитание личности ученика и развитие навыков объективной самооценки собственных действий. Выставление любой отметки ученику должно сопровождаться конструктивным диалогом между учеником и учителем. Уважение личности человека, толерантность, любовь к ближнему – основные качества человека, которые могут привести к колоссальным результатам темпа развития личности. Если ребенка учить адекватной самооценке, соотнесения с эталоном, то конфликтных ситуаций в школьной жизни ученика, его законных представителей и учителей заметно уменьшится.

В памяти всплывает эпизод мультфильма «Братец – медвежонок», где тема любви проходит красной нитью через весь сюжет. Главный герой – Кенай- получает в дар тотем «Любовь ко всем живущим вокруг». «Любовь, которая объединяет всех, любовь – это ценнейшее чувство человека, она проявляется так неожиданно. Пусть тобой руководит любовь, тогда ты станешь настоящим мужчиной и сможешь оставить свой след рядом со следами наших предков на стене памяти!» – данное напутствие было дано шаманкой племени молодому воину. Любовь помогла Кенаю постичь мир ненавистных ему медведей и изменила его до неузнаваемости: Кенай превратился в медведя из-за любви к осиротевшему медвежонку Тодо, ведь Кенай убил его маму, в порыве гнева и мести, обвиняя медведицу в смерти своего старшего брата. Кенай изменился не только внешне, он изменился внутренне – стал мудрым и любящим старшим братом для медвежонка. Мне вспоминается наш последний педагогический совет, на котором выступала учитель начальных классов Лутова Надежда Леонидовна. Меня поразило ее выступление, которое было пронизано любовью к своим ученикам. Анализируя уровень качества знаний ее выпускников, ныне учащихся 5а класса нашей школе, я понимаю, что главной силой успешного процесса обучения и воспитания детей Надежды Леонидовны является ее безграничная любовь к ученикам. Любовь Надежды Леонидовны настолько чиста и сильна, и смотря на ее детей, понимаешь, что это взаимно.

Заходя в класс, заглядывая в глаза своих учеников, учитель должен понимать, что он и есть тот самым идеал для учеников, относительно которого выстраивается уровень градации самооценки и общественной оценки поступков и действий ребенка. Учитель всегда должен помнить, что перед ним детские души, которые нельзя предать, оскорбить, сломать и посеять зерно злобы к людям. Поэтому между вопросом количества и качества, я всегда принимаю сторону качества, а качественная продукция в жизни быстро не делается. Поэтому предлагая своим ученикам пройти очередное испытание, я всеми своими действиями хочу показать ребятам, что выход есть из любой ситуации, что нужно в нашей жизни ответственно готовиться и тщательно анализировать причины успеха или неудачи. Когда дети чувствуют, что им желают добра, то любая выставленная отметка или высказанная оценка их работы воспринимается спокойно, они верят своему старшему товарищу – учителю и идут за ним в свое светлое будущее, хоть иногда путь бывает тяжелым. Но преодолев его рядом с любимым учителем, они гордятся собой, и обретенная вера в себя будет сопутствовать их всю жизнь. Я полностью согласна с высказыванием, что если запастись любовью к ребенку и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дают добрые всходы. Тогда радость встречи будет сопровождать учителя и ученика при каждом общении.

 Объективность оценивания должна учитывать не только фактическое выполнение задания, но и причины полученного результата. Считаю, что промежуточный контроль и процедуры оценивания должны давать шанс ученикам повысить свой уровень усвоения учебного материала.  С этой целью можно предложить ученикам опережающие задания, чтобы в них воспитывать смелость и уверенность при работе с заданиями повышенной сложности и расширять зону ближайшего развития ребенка. Конструктивный разбор допущенных ошибок позволит ученику понять собственные ошибки и устранить их в дальнейшей работе.  По словам Томаса Карлейля, английского писателя и философа, ничто так не научит, как осознание своей ошибки – это одно из средств самовоспитания. Итоговый контроль должен организован учителем таким образом, чтобы ученик был морально к нему готов. Ученику должны быть понятны критерии оценивания любого его действия и у него должно право выбора и альтернативы в заданиях, таким образом, будет осуществлен дифференциальный подход в обучении.

Считаю, что наиболее эффективным мониторингом является мониторинг уровня готовности первоклассников к обучению в школе, а также мониторинг учебных достижений обучающихся, например, областной мониторинг учебных достижений, обучающихся по учебному предмету (метапредметные результаты), мониторинг региональной оценки функциональной грамотности учащихся 5-х классов. Данные виды мониторинга позволяет провести диагностику метапредметных и предметных ууд и разработать пропедевтические мероприятия по недопущению учащимися данных ошибок в дальнейшей работе. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В последнее время вектор обучения сменился в сторону решения практико-ориентированных заданий. Такая тенденция прослеживается по всей линии обучения в школе, начиная с заданий ВПР (4 класс) и заканчивая первыми пятью заданиями ОГЭ по математики (9класс). Очень важно, чтобы знания, которые дети получили в школе, нашли свое применение при решении жизненных задач в их будущем.

 Расширить возможности системы оценивания в нашей школе поможет введение рейтинговой системы и системы накопления портфолио в полном объеме данных инструментов оценивания. Портфолио является способом сбора, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в период его обучения. Это важный элемент для практико-ориентированного подхода в обучении. С помощью портфолио можно определить конкретные результаты процесса обучения, отследить прогресс или наоборот, продемонстрировать способности ребёнка применять приобретённые умения и знания на практике. Функция портфолио заключается в систематизации накапливаемого опыта, знания, чёткого определения направления своего, консультирования со стороны учителя, а также для более объективной оценки своего уровня. Рейтинг (от англ. torate – оценивать, ранжировать) – это числовой, индивидуальный показатель оценки достижений в учёбе, который образуется при складывании рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных видов учебной деятельности с учётом «весового» коэффициента этих действий для достижения образовательной цели. Обычно рейтинг называют «накопительной» оценкой или «оценкой, учитывающей предысторию». Устинова Л.Г. в своих трудах определила пять принципов рейтинговой системы. Самым основным принципом она считает ранжирование. Следующий, ориентационный принцип, обозначающий чёткое определение для учащихся задач, целей и способов их достижений. Под принципом комплексного подхода понимается единство воспитательной, научной и учебной работы. Принцип мотивации заключается в формировании потребностей в знании, учении, труде и достижении цели у обучающихся. Пятый принцип объективности рейтинговой системы – это независимость результатов от личности учителя.

В заключении хотелось бы сказать, что успеха можно достичь, когда происходит слаженная работа между всеми участниками учебно- воспитательного пространства школы, где учитель будет являться катализатором деятельности учеников, а ученики, в свою очередь, будут видеть в учителях старших товарищей: справедливых, строгих и всегда готовых к конструктивному диалогу для достижения совместных целей образования – воспитания настоящих граждан своей великой Родины!