Еще раз вдогонку "невыдуманным, выстраданным мыслям..."

Фрегин Ирина Николаевна

 Автор продолжает размышления о новых изменениях в российском образовании, и невозможности возврата к современной системе российского образования, а также пытается ответить на вопрос: возможны ли новые эксперименты в системе образования страны?

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

                       Еще раз вдогонку « невыдуманным,  выстраданным мыслям…»

  Ну, наконец-то! Дождались! Услышали нас, скромных тружеников педагогической нивы. На уровне Министерства образования заговорили о функциональной грамотности. Все помнят, что это такое? Это когда у ученика выработан навык не только беглого чтения , но и понимания сути прочитанного. Засуетились, стали включать в ОГЭ и ЕГЭ задание на проверку этой самой пресловутой функциональной грамотности. Дошел, наконец, масштаб национальной трагедии и до высшей политической элиты.  Всего-то 30 лет прошло от начала реформирования российского образования, чтобы стало понятно, куда эта реформа нас завела. Вот уже и из Болонской системы вышли, и решение об отказе от деления на бакалавриат  и магистратуру вынесли, даже к специалитету  решили вернуться в высшей школе. Вот только возникает несколько вопросов, а что делать с двумя поколениями «специалистов» выпущенных за эти 30 лет, имеющих дипломы о высшем образовании, и не владеющих навыками  того самого, пресловутого,  функционального чтения ?  Их-то куда теперь девать?  Переучивать? И снова вопрос: где, как, чему и за чей счет? А работать им как теперь? Вновь вернемся к опыту СССР, когда молодого специалиста «под крыло» брал опытный и маститый профессионал? Так ведь этим «молодым специалистам» уже под 40. И захотят ли они переучиваться, а, уж тем более, попадать «под крыло» старшего товарища? Возраст уже не тот, самоуверенность зашкаливает, да и  чувство собственной значимости не позволяет в 40 лет какого-то там «предпенсионера»  слушать и слушаться.

  И второй мучительный вопрос:  а почему этот навык решили проверять на ГИА? Почему не в начальной школе, ведь функциональное чтение формируется именно там? Почему, хотя бы не после 4-го класса? Привожу пример с нынешними 11-ми классами. Надеюсь, что все помнят, как  им были получены аттестаты в 9-ом классе, во время пандемии и дистанционного обучения? Без экзаменов! Мало того,  «сверху» был спущен негласный циркуляр о том, что аттестат должны получить все учащиеся, поэтому «двоек не ставить!» Незачем выводить из себя бедных, измученных  дистанционным образованием родителей. Вы же не хотите социального взрыва получить? И вот в 10-й профильный класс поступают два ученика из дальних регионов нашей необъятной Родины, назовем их А и Б. Уже через неделю их обучения становиться понятно, что навык функционального чтения у них отсутствует напрочь, т.е. они вообще не понимают что написано в учебнике. Нужно ли объяснять, что навыки написания сочинений, поиска информации на заданную тему, выявление причинно-следственных связей, аргументация не только собственных выводов, но даже исторических фактов  или литературных мнений и прочие учебные навыки отсутствуют полностью. Единственным возможным способом работы на уроках истории является списывание текста из учебника, а вот поиск ответа на поставленный вопрос из того же учебника уже вызывает затруднения. Как пример  привожу одно из пространных измышлений ученика А. Тема «Страны Запада на завершающем этапе индустриального общества». В тетради А пишет «…. развитие авиации привело к появлению нейлона…». Задаю вопрос: если бы не самолеты, то нейлонового нижнего белья человечество не увидело бы? Молчит, затем пеняет на учебник, якобы, там так было написано. Открываем учебник и убеждаемся, что написано по-другому, но А, чтобы облегчить себе работу, сократил абзац до минимума, оставив только начало первого предложения и окончание последнего.

   Ученик Б, сдавая зачет по исторической карте, долго искал на карте Крым где-то в районе Урала и Сибири. На мой вопрос: а что же представляет собой Крым, не моргнув глазом отвечает, что Крым-это город. Терпеливо переубеждаю ученика, несколько раз заставляю, как мантру, повторить, что Крым-это полуостров, а значит,  омывается каким-то морем, и нужно найти на карте море, а там и Крым недалеко. Продолжает искать  в том же районе, постепенно смещаясь к Байкалу.

     Нужно ли объяснять, что все мое обучение в течение  10-11 класса свелось к обучению грамотного чтения и работы с текстом. Ни о каком обучении экономике, праву, обществознанию и истории и речи идти не могло. Математика с физикой вообще отдыхают.

     А ведь подобных «учеников»,  за последние 30 лет ,было выпущено пруд-пруди.  Каким образом они получали аттестаты и уж тем более дипломы о высшем образовании можно только догадываться. И все эти «специалисты» пойдут работать и уже работают, дай бог, не по профессии.  А если по профессии? Вы хотите попасть к такому врачу? Учителю такому доверите своих детей?

 Иногда мне становиться страшно за свою старость: без  квалифицированных врачей,  учителей, инженеров, мастеров-ремонтников…

   То, что современная система образования ничтожна - мне известно давно, ибо есть с чем сравнивать. Но так ли виноваты эти поколения? Ведь они тоже стали заложниками данной системы: система запрещает, без согласия родителей, оставлять ученика на второй год. Система позволяет  родителям, часто несведущим в  этой системе , выбирать форму образования для своего чада. И вот тебе, ребенок, пожалуйста, семейная форма образования, смешанная форма, все то, что позволит в школу не ходить, а оценки получать дистанционно и только положительные. А дальше 9-й класс со своим моментом истины: ОГЭ в очном формате без возможности списать ответы с интернета. И тут приходит осознание и у ученика, и у родителей того, что система их «прокатила». Оставила без аттестата, да еще и на повторный курс обучения. И, оказывается, в школу надо было ходить, и задания выполнять, и контрольные писать, и даже заслуженные двойки свои получать- тоже было полезно.  Осознание пришло, только изменить уже ничего нельзя. А  ведь возможно было предотвратить подобный крах? Конечно, возможно, если бы та же самая система  запретила использовать гаджеты в школе (как в Китае), ввела бы очную форму аттестации для лиц, находящихся на смешанном обучении , ввела бы повторный курс обучения для отстающих безо всякого на то согласия родителей.  Возможно, и нехватки квалифицированных специалистов сейчас бы не было?..

   А как вам кажется, уважаемые коллеги? Возможно, кто-то обвинит меня в паникерстве, критиканстве ,и пр., и пр. Или напомнит, что я и сама часть этой самой системы, которую не устаю критиковать, и все эти «специалисты» - это и мои огрехи, вернее, огрехи в моей работе. Но вот сейчас начались подвижки в нашем образовании, отходим , наконец, от западной модели, навязанной нам 30 лет тому назад, что строить-то будем? Как учить новые поколения, чтобы не повторить ошибок тридцатилетней давности? Конечно, к советской школе возврата нет, но и российская школа – не образец для подражания, а проживать еще раз тридцатилетний эксперимент как-то ни сил, ни желания уже не осталось. Да и процесс этот будет долгим и нелегким, как показывает опыт…