"Школа ответственного родительства"

Бабуль Марина Юрьевна


 

Современные семьи находятся в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой - наблюдается низкий уровень родительской компетентности в воспитании детей, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Как отмечают сами родители - никто и никогда не учил их тому, как быть грамотными «воспитателями» и «наставниками» и как не совершать родительских ошибок. Поэтому они воспитывают детей или на основе образца воспитания родителей в их семьях (не всегда грамотного и конструктивного), или путем проб и ошибок.

Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных возможностей семьи. Благополучие многих семей пошатнулось, супружеские и родительские узы ослабли. Например, когда мама не может сдерживать свои эмоции при детях или непосредственно в их сторону, дети меняются в своем поведении или даже в привычках, появляются психологические отклонения в связи с подростковым возрастом или в результате  какой-либо травмы, меняется статус или состав семьи, учащаются случаи недопонимания или проявления агрессии  и т.д.

Опыт нашей работы с кризисными кровными семьями, с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, показал необходимость внедрения новых эффективных услуг и практик в реабилитационный процесс. Так как в процессе сопровождения выявляется множество проблем в эмоциональном состоянии и поведении, как родителей, так и детей, и как следствие, нарушение детско-родительских взаимоотношений в этих семьях.

Анализ существующих программ работы с кризисными кровными семьями, позволил разработать стратегию оказания психолого-педагогической помощи в специально организованных условиях для детей и родителей, названной  «Школой ответственного родительства». Работа в данном формате строится на совместной деятельности детей и родителей. Деятельность специалистов фокусируется не только и не столько на работе с детьми и родителями по отдельности, а на семье в целом.

На занятиях родители получают необходимые знания по воспитанию детей, преодолению своих персональных, возможно даже уникальных проблем. Используются преимущественно практические формы работы, как дискуссия, мозговой штурм, тренинги, разбор трудных ситуаций и др.

Темы занятий в «Школе ответственного родительства»:

  • Правовые обязанности  родителей и детей. Основные, базовые потребности ребенка. Виды (формы) жестокого обращения с детьми, их последствия. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка. Обеспечение безопасности ребенка.
  • Трудное поведение ребенка. Навыки управления «трудным» поведением ребенка. Суицидальное поведение ребенка. Особенности полового воспитания ребенка, привитие навыков гигиены.
  • Этапы развития ребенка. Детская (возрастная) психология. Проблемы психического развития и их предупреждение. Особенности развития с ОВЗ.
  • Вы и ваша семья: семейные традиции и ценности. Я – родитель: поиск взаимоотношения с ребенком. Идеальные родители. Последствия для ребенка от разрыва с кровной семьёй. Финансовая грамотность.

Таким образом, благодаря проведению психологической работы наблюдается положительная динамика в восстановлении  детско-родительских отношений, которая способствует переосмыслению жизни и отношения к детям их кровных родителей.