Инновационные приемы в обучении английскому языку на примере структуры урока открытия нового знания (технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон)

Автор: Ревер Ангелина Васильевна

Учитель иностранных языков

МБОУ СОШ №24

Сургут, ХМАО

 

Инновационные приемы в обучении английскому языку на примере структуры урока открытия нового знания (технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон)

 

Развивающееся образование 21 века требует использования  современных информационных технологий в школе. Век 20 и 21 оказался крайне урожайным на новые подходы к процессу обучения, изобретению новых форм и методов преподавания. Из всех прочих мною активно применяется в педагогической практике технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон. Эта технология позволяет формировать предметные результаты освоения программы, а также развивать у учащихся деятельностные способности и качества личности, способствующие успешности в будущем. Данная технология дает возможность организовать образовательную деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода, заявленного фундаментальным основанием ФГОС, что является обоснованием актуальности.

Заданный правительством РФ курс на цифровизацию образовательного процесса активизировал применение современных технических средств в образовательном пространстве школ. Так средства описанные в данной статье (компьютер, планшет, цифровая образовательная платформа «uchi.ru», «liveworsheets.com», интерактивная классная доска, интерактивная онлайн-доска, электронные формы изображений в виде презентаций и файлов и т.д.) позволяют оптимизировать способы предъявления информации и работы с ней на различных этапах урока открытия нового знания (далее ОНЗ), а  также значительно повышают мотивацию обучающихся на уроках, что является обоснованием выбора инновационных методов.

Многолетняя практика применения технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон в сочетании с современными средствами, появляющимися практически каждый год, позволяет говорить об инновационном характере разработки.

Представленные в статье способы использования цифровых и компьютерных технологий, приемов и средств  на каждом этапе урока ОНЗ по технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон являются эффективными и общедоступными, что обосновывает целесообразность ее применения в других образовательных организациях.

            На этапе мотивации учащиеся имеют возможность тренировать свои способности к самоопределению, планированию сотрудничества с одноклассниками и учителем. Задача учителя – создать условия, в которых у ученика возникает мотивация к изучению материала урока. Это одна из первоочередных задач, которую необходимо решать при планировании уроков. Здесь и приходят на помощь современные технологии в обучении. Демонстрация фотографий с помощью проектора, интерактивной доски, прослушивание музыкальных фрагментов с сайтов сети Интернет, демонстрация мини-мультфильмов – всё это используется на начальном этапе урока и способствует формированию внутренней мотивации к обучению.

            На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии учащийся имеет возможность выполнять пробное действие и фиксировать свое затруднение. Здесь вполне целесообразно применять планшеты, на которых с помощью фломастера и губки учащийся может записать и при необходимости убрать/откорректировать предполагаемый ответ/способ действия. Использование подобных планшетов (их можно заменить индивидуальными листами небольшого формата А7 или А8), информация с которых не сохраняется в тетради учащегося, имеет глубокий психологический смысл. На уроках формирования нового знания в тетради учащегося должна быть только корректная информация, поэтому после урока результаты пробного действия можно просто стереть (планшет) или выбросить (листы А7, А8).  Для актуализации  вместо ранее традиционно использовавшихся карточек из бумаги, таблиц на плакатах применяются электронные их формы, что также способствует кратному разнообразию представляемых на данном этапе материалов и более широкому охвату материала на этапе актуализации, а также ускоряет время и качество подготовки к уроку.

            На этапе выявления места и причины затруднения используется инфографика из набора карточек к курсу «Мир деятельности»¹. Карточки данного курса регулярно используются на уроках английского языка и на классных часах, а также на занятиях по внеурочной деятельности. Здесь необходимо восстановить выполненные действия и зафиксировать шаг, где возникло затруднение. Далее учащиеся соотносят свои действия с используемым способом (понятием, алгоритмом) и на этой основе выявляют и фиксируют в речи причину затруднения – те конкретные знания, которых недостает, для решения поставленной задачи.

            Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе  учащиеся ставят цель (цель всегда – преодолеть возникшее затруднение), строят план, выбирают средства и способ.  Во втором классе используется фронтальная форма работы с классом, в 3-11 групповая и парная. Данный подход обоснован тем, что в 8-9 лет (первый год обучения английскому языку) учитель в такой новой и непростой области знаний как иностранный язык в большей степени является помощником для учащихся (подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм); с течением времени трансформируя свою главную роль в роль консультанта и организатора, а учащиеся все в большей степени принимают на себя роль субъекта учебной деятельности. Данный этап дает возможность обучающимся учиться учитывать разные мнения, планировать, ставить перед собой цель, выбирать способ и средства ее реализации.

            На этапе реализации проекта, учащиеся делятся на группы или на пары. Данный вид работы позволяет удовлетворять потребность в общении друг с другом, также вносит коррективы в поведение учащихся без участия учителя, способствуя развитию личностных и регулятивных УУД.2 На данном этапе создаются условия для обучения работе в соответствии с планом, выдвижению гипотез, самостоятельному построению способов решения проблем, поиску информации, извлечению из текстов необходимой информации, моделированию, согласованию общей позиции с учетом разных мнений. При этом необходимо соблюдать условие открытия только одного «нового знания» за урок, остальные переменные задания должны быть известны. Например, в 3м классе при работе с Present Continuous учащимся предлагается составить схему положительного предложения.3 В ходе работы в группе учащиеся «открывают» необходимость добавления окончания –ing к смысловому глаголу, при этом глагол to be дается в готовом виде (am, is, are). Полученное новое знание должно фиксироваться вербально и графически (в виде эталона). Данную работу можно организовывать как с применением традиционных средств (бумага, карточки, маркеры), так и с помощью современных технических – графических планшетов, ноутбуков, интерактивной классной доски, интерактивной онлайн-доски. При дистанционном обучении можно использовать онлайн-доски сайтов twiddla.com, awwapp.com, idroo.com.

Twiddla – интерактивная онлайн-доска, имеющая стандартный набор инструментов, позволяющих эффективно взаимодействовать с группой обучающихся в дистанционном формате. Для работы с данной доской достаточно выхода в интернет, доска доступна в браузере. Доступны функции «вставка рисунка», «вставка ссылки», «сохранения доски»,  «редактирование доски». Каждый участник группы может вносить изменения в содержание доски во время урока. Доступ к доске предоставляется по ссылке, которую направляет учитель.

Awwapp.com – имеет все вышеперечисленные функции. Ее особенное преимущество заключается в идентичности ее компьютерной и телефонной версии, что делает ее фаворитом при проведении уроков в тех классах, где не у всех учащихся есть компьютер, ноутбук или планшет.

Idroo.com – онлайн-доска для работы с группой и индивидуально. Для работы с доской необходима регистрация, в том числе для учащихся. Бесплатная версия предоставляет доступ к 10 доскам, объем которых предоставляет возможность сохранять несколько уроков. В бесплатной и платной версии есть функция закрытия доступа к доске учащимся (когда после окончания урока требуется сохранить доску и исключить введение информации без контроля учителя). Есть функция карандаша, выбора цвета, вставки геометрических фигур. Доска позволяет вставлять файлы, рисунки. Есть возможность присваивать имя каждой доске, например, название параллели, класса или урока. Доступ к доске предоставляется по ссылке, которую направляет учитель.

У всех представленных досок есть платные и бесплатные версии. Хотя платные версии имеют большие возможности инструментария (к примеру,  видео звонки idroo.com), их бесплатный вариант вполне способен реализовать потребность провести полноценный интересный онлайн-урок с использованием современных цифровых технологий.

            Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся выполняют типовые задания и проговаривают новое правило, новые слова. Им предоставляется возможность использовать модели, осознанно и произвольно строить свое речевое высказывание, выполнять действия по алгоритму. Здесь возможно проговаривание модели/правила хором и самостоятельно. Если позволяет время урока, в младших классах особенно актуально дать возможность высказаться всем желающим, что значительно повышает мотивацию, и как следствие восприятие и запоминание изучаемого материала.

            На этапе самостоятельной работы с самопроверкой школьникам предоставляется возможность осуществлять самоконтроль, критериальную самооценку и коррекцию своих действий. Здесь необходимо помнить, что самостоятельная работа должна быть максимально простой и понятной, проверяющей овладение материалом, демонстрирующей понимание/непонимание модели, алгоритма, понятия открытого на уроке. Здесь создание ситуации успеха обеспечивает реализацию эмоциональной направленности данного этапа, что в свою очередь мотивирует учащегося к включению в дальнейшее освоение новых знаний. На уроках английского – это чаще всего два-три предложения на понимание грамматики (если «открывали» грамматическое правило), вокабуляра (если «открывали» новые лексические единицы). Эталон для самопроверки должен быть представлен на отдельном слайде, либо карточке. Шрифт должен быть не менее 14 в младших классах, не менее 12 в старших классах для здоровьесбережения учащихся. Во время дистанционного обучения  при наличии технической возможности в школе эффективно применение электронных ресурсов: листы с заданиями и самопроверкой liveworksheets.com (здесь возможно создание карточек самим учителем, а также присутствуют всевозможные листы с уже готовыми заданиями), карточки сайта uchi.ru с автоматической коррекцией и созданием ситуации успеха для каждого обучающегося и реализует принцип дифференцированного и  индивидуального подхода.

            На этапе включения в систему знаний и повторения используется фронтальная форма работы с классом, что позволяет экономить драгоценное время урока. Учащимся предоставляется возможность осознанно и произвольно строить свое речевое высказывание, выполнять действие по алгоритму, использовать модели. При необходимости, учитель осуществляет роль помощника и с помощью вопросов помогает учащимся прийти к соответствующим выводам. Не стоит заострять внимание на не совсем подходящих ответах, в то время как корректные ответы необходимо фиксировать на доске. По опыту педагога это может быть фиксация с помощью компьютера с демонстрацией экрана на интерактивной доске, либо традиционная фиксация мелом, маркерами. Хотя данный этап урока не продолжителен по времени, он также важен, как и остальные. На этом этапе учащиеся учатся прогнозировать применение полученных знаний в дальнейшем обучении. Фиксация и проговаривание в очередной раз способствуют закреплению материала как у аудиалов, так и у визуалов.

            На заключительном этапе урока, рефлексии, учащиеся учатся осуществлять самооценку результатов деятельности на уроке. Данный этап можно проводить очень разнообразно. Целесообразно применять  лесенку успеха.4 Если учащийся чувствует, что он всё понял и может объяснить новый материал другому, то помещает себя на верхнюю ступень, если понял и может выполнить действие – на среднюю ступень, и если ему всё ещё нужна помощь в выполнении действия – на нижнюю ступень. Для оценки эмоционального фона урока применяются зеленый, желтый, красный смайлики, что будет означать отличное, нейтральное и плохое самочувствие соответственно. Выбранный смайлик поднимают, держа в руке.   Количество оттенков можно увеличивать, но здесь в первую очередь, следует принимать во внимание насколько это целесообразно. Например, слишком большой выбор цветов может спровоцировать расфокусирование внимания учащихся, особенно в младшем школьном возрасте, а также затруднит оценивание самого фона учителем. Следующий приём «Дерево настроения». Предварительно до урока на стене/на доске располагается дерево коробкой листьев из бумаги поблизости. Листья зеленого, желтого, красного цвета, обозначающие те же настроения, что и со смайликами. В конце урока учащимся предлагается подойти к дереву, взять из коробки лист и приклеить его на это дерево. Данный прием также дает наглядную демонстрацию эмоционального фона урока, соответственно показывая уровень психологической комфортности учащихся. На другом уроке дерево настроения можно трансформировать в дерево успеха. Здесь листья будут означать: зеленый – было интересно, «я всё понял», желтый – «я узнал новое на уроке», красный – «у меня не всё получилось». В старших классах можно использовать прием «Выбор»,5  «Аргументация своего ответа».6

            Технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон позволяет системно развивать у учащихся полный комплекс УУД на каждом уроке (коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные). Структура урока позволяет ее модифицировать в зависимости от типа урока (урок рефлексии, развивающего контроля, построения системы знаний), при этом сохраняются общие закономерности включения в учебную деятельность (реализация ФГОС).

            На всех этапах представленной структуры урока учащиеся осваивают целостность структуры учебной деятельности, нравственные и этические ценности как с помощью традиционных учебных средств (доска, мел, таблицы и др.) так и с помощью современных технологических средств (компьютер, ноутбук, планшет, интерактивная классная или онлайн-доска и др.). В основе представленной технологии лежит метод рефлексивной самоорганизации, также включает этапы глубокого и прочного усвоения знаний.  Благодаря этому, учащиеся имеют возможность на каждом уроке системно тренировать весь спектр УУД, определяющих умение учиться.

 

 

 

 

Литература, источники:

1 Сайт https://www.sch2000.ru/

2 Сайт https://fgos.ru/

3 Сайт https://peterson.institute/

4 Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997 – 456с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primechaniya.docx1021.21 КБ

Предварительный просмотр:

Примечания

1 Фиксация затруднения,  выявление места и причины затруднения

%25D0%25B5%25D0%25BE%25D0%25BE%25D0%25BD

2 Правила работы в группе и паре.

a15e039cc53207cb7a919ee3be44d0edbe

3  Пример задания этапа «Реализация проекта» урока ОНЗ

4 Прием рефлексии

5 Прием рефлексии

6 Прием рефлексии