Выступление на педагогическом совете "О создании эффективных условий в образовательной деятельности для формирования духовности и нравственности школьников"

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам современных реалий, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей детям школьного возраста.

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Зачастую не только дети, но и их родители сталкиваются с рядом проблем, таких как:

- отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;

- деградация морально-нравственной среды;

- уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;

- отсутствие действенных механизмов формирования здорового образа жизни у молодого поколения;

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит будущее ребят.

Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности, которые необходимо формировать у школьников:

1)патриотизм;

2) гражданственность;

3) чувство собственного достоинства;

4) милосердие;

5) справедливость;

6) доверие;

7)стремление к миру во всём мире,

8)толерантность;

9) стремление к знаниям;

10) ценность семьи, творчества и труда.

Воспитание — двусторонний процесс, суть которого — воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам. Процесс обучения в школе — это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников. В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это — начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Особое  внимание  уделяю в своей  работе, как классного руководителя. Классный руководитель — человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду. Среди задач в работе классного руководителя можно выделить:

- развитие духовности, патриотизма и трудолюбия у учеников;

- развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности;

- проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы;

- исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей;

- взаимодействие школы и родителей с помощью проведения совместных мероприятий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

- создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера;

- совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы.

Теперь поговорим о формах духовно-нравственного воспитания.Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, наши педагоги используют самые разнообразные формы работы: посещение экскурсий и спектаклей, коллективные игры, выпуск стенгазет, разработка проектов, просветительская работа и много другое. Хороший педагогический эффект приносит «моделирование ситуаций», когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию. При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода. Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы — одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

Не стоит забывать о том, что помимо учителей воспитывать морально-нравственные идеалы у детей должны и их родители. Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие родители являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка. В случае, если родители самостоятельно не справляются со своей функцией, наши учителя приглашают родителей для проведение разъяснительных бесед, давать советы, каким образом формировать у ребенка правильные жизненные ориентиры. Только при наличие тандема родители-учителя возможно воспитать нравственно и духовно здоровое поколение.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kishkina_n.i_vystup_na_.pedsov.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнелюбажская школа-интернат»

Фатежского района Курской области с. Верхний Любаж

Выступление на педагогическом совете:

« О создании эффективных условий в образовательной деятельности для формирования духовности и нравственности школьников».

Подготовила

учитель

Рябых Н.И.

                                                     

                       

                           с. Верхний Любаж,  2021 г.

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам современных реалий, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей детям школьного возраста.

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Зачастую не только дети, но и их родители сталкиваются с рядом проблем, таких как:

- отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;

- деградация морально-нравственной среды;

- уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;

- отсутствие действенных механизмов формирования здорового образа жизни у молодого поколения;

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит будущее ребят.

Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности, которые необходимо формировать у школьников:

1)патриотизм;

2) гражданственность;

3) чувство собственного достоинства;

4) милосердие;

5) справедливость;

6) доверие;

7)стремление к миру во всём мире,

8)толерантность;

9) стремление к знаниям;

10) ценность семьи, творчества и труда.

Воспитание — двусторонний процесс, суть которого — воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам. Процесс обучения в школе — это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников. В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это — начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Особое  внимание  уделяю в своей  работе, как классного руководителя. Классный руководитель — человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду. Среди задач в работе классного руководителя можно выделить:

- развитие духовности, патриотизма и трудолюбия у учеников;

- развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности;

- проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы;

- исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей;

- взаимодействие школы и родителей с помощью проведения совместных мероприятий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

- создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера;

- совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы.

Теперь поговорим о формах духовно-нравственного воспитания.Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, наши педагоги используют самые разнообразные формы работы: посещение экскурсий и спектаклей, коллективные игры, выпуск стенгазет, разработка проектов, просветительская работа и много другое. Хороший педагогический эффект приносит «моделирование ситуаций», когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию. При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода. Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы — одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

Не стоит забывать о том, что помимо учителей воспитывать морально-нравственные идеалы у детей должны и их родители. Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие родители являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка. В случае, если родители самостоятельно не справляются со своей функцией, наши учителя приглашают родителей для проведение разъяснительных бесед, давать советы, каким образом формировать у ребенка правильные жизненные ориентиры. Только при наличие тандема родители-учителя возможно воспитать нравственно и духовно здоровое поколение.