Инклюзия: удачное новаторское решение или "раковая опухоль" на теле современного образования

Степанова Екатерина Евгеньевна

Так случилось, что за последний месяц я дважды столкнулась с "прелестями" инклюзивного образования.

В первый раз это произошло на работе, а работаю я в общеобразовательной школе учителем-логопедом. Как это часто бывает в сезон простуд, учитель заболел, и я оказалась на замене в 1 классе. На перемене между учениками возник конфликт, результатом которого стала потасовка. Я вовремя вмешалась, стала беседовать с мальчишками и выяснилось, что весь класс страдает от агрессивного поведения одного мальчика. У мальчика имеется статус ОВЗ, заключение ПМПК с рекомендациями обучения по адаптированной образовательной программе, а также отсутствие учебной мотивации, неконтролируемая агрессия, сопровождающаяся нецензурными высказываниями... Во время уроков, как я поняла чуть позже, данный ученик также проявляет все признаки неадекватного поведения: встаёт, выходит из класса, произносит ругательства, залезает под парту, то есть ведёт себя так, что даже я - коррекционный педагог со стажем - растерялась. Этот случай заставил меня задуматься, а оправдывает ли цель инклюзивного образования "сделать жизнь детей с ОВЗ лучше" тот факт, что остальные ученики без статуса ОВЗ ущемлены в своём праве получать образование в комфортных для них условиях?! А нужно ли это педагогу: проявлять чудеса терпеливости и эмпатии к ребёнку с ОВЗ, искать индивидуальный подход, плясать вокруг него с бубном вместо того, чтобы давать знания тем детям, которые действительно нуждаются в них?! Не ошиблись ли наши министры образования, когда внедряли новое понятие "инклюзия", закрывали коррекционные школы, сокращали ставки коррекционных педагогов?! 

Второй случай произошёл в детском саду с моим сыном. В группе оказался мальчик, нуждающийся в коррекции поведения и эмоционально-волевой сферы. Мой сын признался, что боится идти в садик, неоднократно жаловался на него, а потом его тело выдало психосоматическую реакцию на стресс - он начал писаться в саду во время тихого часа, хотя дома ночью может проспать 8 часов подряд и не ходить в туалет, Я пыталась поговорить с педагогами, мамой этого мальчика, но это не дало никакого результата: закон сейчас на стороне таких детей, он из защищает! А закона, защитившего бы моего ребёнка и сотни ему подобных, страдающих от неадекватного поведения "особых" детей, к сожалению, нет(((

Резюмирую: я очень терпеливый и толерантный человек, имею специальное образование, понимаю особенности и потребности детей как нормотипично развивающихся, так и принадлежащих к различным нозологическим группам. Я допускаю нахождение в группе или классе детей с ОВЗ, которые не несут никакой угрозы другим детям, не нарушают дисциплину, не требуют от педагога всё его внимание. Но дети с психическими расстройствами, поведенческими отклонениями, агрессией, двигательной расторможенностью и дефицитом внимания, по моему мнению, должны обучаться в специализированных коррекционных учреждениях/группах/классах, иметь тьютора или быть на домашнем/семейном/смешанном обучении. Как коррекционный педагог, я понимаю, что их поведение - результат проблемы развития, и им нужна помощь специалистов, возможно медикаментозное лечение, а не инклюзия! И ещё одно: дети успешны лишь в комфортной для них среде, среди своих единомышленников! Поэтому я против инклюзии и "ЗА" интеграцию!!!