Аналитический отчет "Активизация учебной деятельности младших школьников посредством применения информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе для повышения качества обучения".

Каюмова  Татьяна  Николаевна

Аналитический  отчет  за  межаттестационный  период  2012-2017гг  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Аналитический отчет627.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования

г.Талица

МКОУ «Талицкая средняя общеобразовательная школа №4»

Аналитический отчет

за межаттестационный период

с 2012-2017г.

                            составитель: Каюмова  Татьяна  Николаевна

                           должность: учитель начальных классов, 1 категории

                           стаж работы: 17 лет

г.Талица, 2017г

                                                       Содержание:

        Введение……………………………………………………………………………..3

      ЧАСТЬ   1.Внедрение   и  использование   современных  образовательных

              технологий   в  образовательном  процессе………………………………..…5

       1.1.Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности

               младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО………..............5

       1.1.1.Игровые технологии…………………………………………………….….....7  

       1.2.Использование ИКТ - технологий в начальных классах –

                как одно из условий повышения качества образования………………….....7

        1.2.1. ИКТ в образовательном процессе ……………………………………… ....7  

   1.2.2. Применение  интерактивной  доски  как  средство повышения  

             качества     образования………………………………………………………..7

       1.3.  Результаты  и  эффективность  педагогической  деятельности……………...9

       2. Анализ   условий   получения      результата……………………………...……..

    2.1. Анализ деятельности учителя………………………………………………….11

    2.2. Динамика образовательных достижений……………………………………...12

    2.3. Анализ степени сформированности универсальных учебных действий…....3

       3. Проблемы  и  противоречия,  возникшие  в    межаттестационный период… ..13

     ЧАСТЬ II. Программа  саморазвития на следующий межаттестационный период.6

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….….7

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...................................

      ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..  19                                          

Введение

      «Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.

Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество».

Данные постулаты известного педагога Ш. Амонашвили стали своеобразным девизом моей работы.

Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.

В современном мире меняются требования к выпускнику школы. Общество выдвигает следующие требования: выпускник должен

  • обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни,
  • владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования,
  • уметь принимать самостоятельные решения,
  • адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере,
  • разрешать проблемы и работать в команде,

Все это относится к одному из главных принципов образования – научиться жить.

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современной школе.

Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные.

Применение образовательных интерактивных технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать учеников.

Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски, как средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и восприятие учебного материала, что положительно сказывается на активизации учебной деятельности младших школьников.

Интерактивные и мультимедиа технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная.

Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а также собственные разработки, позволяют учителю повысить эффективность обучения.

Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

В теории и практики педагогической деятельности с обучающимися первой ступени обучения в настоящее время имеется противоречие: между уровнем развития познавательных способностей учащихся и требованием ФГОС  через изучение и внедрение информационно-коммуникационных технологий.

На основе противоречий вытекает  проблема: в необходимости умения применять новые педагогические технологии

Цель отчета: анализ педагогической деятельности за межаттестационный период.

Целью педагогической деятельности в межаттестационный период являлась активизация учебной деятельности младших школьников посредством применения информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе для повышения качества обучения.

Добиваясь поставленной цели, решала следующие задачи:

1. Сформировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам через применение информационно-коммуникационных технологий.

2. Способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

3. Повысить качество обученности посредством личностно-ориентированного подхода к каждому ученику.

Предмет исследования:учебная деятельность младших школьников

Объект: ИКТ как средство  повышения эффективности учебной деятельности младших школьников.

Нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от13.07.2015.) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция «О правах ребёнка»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Рабочие программы начального общего образования по учебным предметам;
  • Устав, основная образовательная программа начального общего образования МКОУ СОШ № 4;

    1.Внедрение   и  использование   современных  образовательных технологий  

                                         в     образовательном  процессе

         1.1.Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности

         младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

         Начальная ступень образования является одним из важных периодов общего образования, в ходе которой, младшим школьникам предстоит освоить умение учиться, а также освоить учебный материал по основным учебным предметам.

         В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий.   Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.

        Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у ребят повышенная утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к другой происходил безболезненно? Одним из спасительных средств в этой проблеме является игра.

        Еще Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Но и на сегодняшний день актуальность игровых технологий не угасла.

                                           1.1.1.Игровые технологии

         Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Особенно она важна для детей младшего школьного возраста. Психологи доказали: в игре интенсивно развивается психика, в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие, в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняет задание. В условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.

      Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

        Перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.

        Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

        Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

      -  успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;

      -   развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

      -    сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  • развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);
  • терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

       Игровые технологии используются в педагогической практике давно, но с приходом ИКТ в образовательный процесс они взошли на новую ступень, так как специально подобранные компьютерные дидактические игры позволяют повысить показатели эффективности процесса обучения. В этом и заключается новизна игровых технологий.

             1.2.Использование ИКТ - технологий в начальных классах –   как одно из    

                              условий     повышения качества образования

1.2.1. ИКТ в образовательном процессе

Информационно-коммуникационные технологии являются в наши дни неотъемлемой частью современного общества. Более того, они представляют собой своеобразную точку отсчета начала новой эпохи - эпохи информационного общества. Информатизация образования представляет собой процесс внедрения достижений информатики и информационных технологий в обучение, управление образованием и научные исследования. Внедрение информационно - коммуникативных технологий в образовательный процесс способствует созданию условий для адаптации учащихся в современном обществе, приобретению ими опыта социальной деятельности, повышению профессиональной компетентности учителя.

Системное использование средств ИКТ в учебном процессе и во внеурочное время способствует:

  • Качеству современного урока;
  • Повышению познавательного интереса к предмету;
  • Качеству знаний учащихся;
  • Расширению круга учителей, занимающихся внедрением ИКТ в свои уроки;
  • Совершенствованию обучения учеников и учителей методике использования средств ИКТ.

Активное использование электронных презентаций, интерактивных средств помогает оптимизировать процесс обучения. Так, на уроках математики, при подготовке детей к тестовому контролю, использовала презентации с устным счетом. На уроках проявлялась активность ребят. Царила доброжелательная атмосфера. Опыт работы убедил, что информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания.

Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Поэтому ИКТ позволяют не беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т. п. – во многих из них отпала необходимость.

             1.2.2.    Применение интерактивной доски как средства повышения  

                                                  качества   образования    

Важное наблюдение: интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Современному ребенку намного интереснее воспринимать, добывать, анализировать информацию, в том числе обучающую, в интерактивном виде, в занимательной и игровой форме. ИД помогла и помогает сделать уроки более интересными, увлекательными и современными. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.

ИД, в частности, предоставляет возможность проиллюстрировать в динамике свои объяснения. Встроенные средства визуализации (графики, таблицы, диаграммы) позволяют увидеть и проанализировать то, что изучается.

Не лишним будет напомнить, что интерактивная доска – это, по сути, активный экран, присоединенный с помощью кабеля или через беспроводную связь к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски входящим в её комплект маркером, чтобы начать работу на компьютере, в котором прикосновения интерпретируются специальным программным обеспечением. Используя маркер, можно не отходя от доски управлять компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения, сохранить необходимые записи для последующего использования. ИД - дополнение к проектору, интерактивная доска добавляет к возможностям проектора функцию обратной связи, тем самым создавая кольцо: компьютер-проектор-доска-компьютер. Или даже восьмерку, второе кольцо: учитель-доска-ученик-учитель. Точка соприкосновения двух колец - интерактивная доска.

Личный опыт убеждает, что использование интерактивной доски помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. Позволяет реализовать педагогические принципы наглядности, доступности и системности. Вносит дополнительный фактор для развития внимания, зрительной памяти, восприятия. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Опыт поиска различных технологий обучения убедил меня в том, что наиболее оптимальным является проблемный метод. Как никакой другой он способствует активизации мышления учащихся. Провоцирование проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы возбуждает мыслительную активность обучаемых и поддерживает глубокий познавательный интерес, включает учащихся в ситуацию выбора, самостоятельного принятия решений, создаёт условия для общения, диалога и сотрудничества.

Применение на уроках интерактивной доски позволяет добиться в названном направлении ещё более интересных результатов. Используя интерактивную штору, побудить учащихся определить, что за ней написано. Другое важное наблюдение: интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, помогающий сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Не приходится тратить время на то, чтобы, например, для управляющего действия перейти от экрана к клавиатуре.

Возможности ИД свели к минимуму меловую работу, которая всегда присутствует на обычной доске, позволили заготовить большое многообразие слайдов презентаций и интерактивных страниц уроков. Использование интерактивной доски позволило улучшить планирование урока и поднять его темп, увеличить активность учеников на уроке. Позволяет, рассуждая вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.  

Вместе с другими ресурсами (презентации, демонстрации и моделирование) интерактивная доска улучшает понимание материала урока. Ученики становятся более активными и заинтересованными. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу. Работа с видеоматериалами значительно расширяет объем воспринимаемой информации. Всё в комплексе значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

           1.3.     Результаты  и  эффективность  педагогической  деятельности

           Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, я особую роль отвожу самообразованию.

           Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, навыков работы с компьютерной техникой. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами.

            В межаттестационный период были пройдены курсы повышения квалификации по следующим темам:

 -  ГБОУДПО СО «ИРО»   « Развитие   ключевых  компетенций  обучающихся  в  преподавании   естественнонаучных   дисциплин », 108  часов, 2014  год.

-    АНО ДПО «Образовательный центр для муниципальной сферы Каменный город» г. Пермь«Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС», 80 часов, 2016 год.

-  ГАОУДПО СО «ИРО»  « Средства  ИКТ  для  развития  у  обучающихся  универсальных  учебных  действий», 40 часов,  2017 год.

-  НОЧУДПО  «Талицкий  учебный  центр  «Престиж»  «Обучение  навыкам  оказания  первой  помощи  пострадавшим»  педагогических  работников, 18  часов, 2017 год

     За межаттестационный период результаты моей педагогической деятельности были отмечены почётными грамотами   и благодарностями образовательного учреждения по организации внеклассной и учебной деятельности.

Награждена:

 -    Почетная грамота   Управления  образования Администрации  Талицкого городского округа, 2012 г.

-     ГрамотаМКОУ  «Талицкая  ООШ №2» за  достигнутые  успехи  в  области  образования и  воспитания,  за  многолетний  добросовестный  труд, 2013 г., 2015г.

Работа по направлению выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, деятельности привела к активизации учебной деятельности обучающихся, повышению познавательного интереса и мотивации при изучении различных предметов, что послужило активному участию и победам учеников в международных и всероссийских олимпиадных мероприятиях, конкурсах и соревнованиях различного уровня:

  • Всероссийская олимпиада по  математике «Дино-олимпиада», (2016 .) , похвальная  грамота;
  • Всероссийская  олимпиада  по  русскому  языку  «Русский  с  Пушкиным» (2017 г), диплом  победителя
  • Всероссийская олимпиада по  математике «Заврики», (2017 г);
  • Районный  конкурс  «Елочная  игрушка для  ГИБДД» (2017г);
  • Районные  конкурсы  «Ель»  и  «Кормушка» (2017 г).

       Наблюдая за детьми, их отношением к окружающему миру, к жизни, к себе отмечаю, что они воспитаны. Дети с большим интересом участвовали во внеклассных и внешкольных мероприятия.

Личным вкладом в повышение качества образования и совершенствования методов обучения и воспитания, кроме указанных результатов, считаю активное участие в распространении педагогического опыта, представленного на заседаниях методических объединений школы и района. Имею личный сайт, через который обобщаю опыт профессиональной деятельности в научно-методических разработках, публикациях.

       На педагогическом совете «Педагогический такт. Предупреждение конфликтных ситуаций между субъектами учебно-воспитательного процесса и пути их устранения» выступила с сообщением  «Проблема учебных конфликтов и способы их предупреждения». Тему «Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся»  представляла коллегам на педсовете «Воспитание как процесс организации нравственного и физического воспитания здорового образа жизни детей разных возрастов».

2. Анализ результатов педагогической деятельности

2.1.Анализ деятельности учителя

Введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдала дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определяла педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
  • уточняла, где и когда буду использовать информационные технологии;
  • согласовывала выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитывала специфику учебного материала, особенности класса,характер объяснения новой информации;

При проведении уроков с использованием информационных технологий применяла следующие методы и приемы (кроме традиционных):

  • организация заданий на уроках математики, русского языка (составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями);
  • использование творческих заданий на уроках окружающего мира и литературного чтения с применением средств MicrosoftOffice, PowerPoint (создание презентаций и т. д).

Неоценимую помощь в обучении школьников оказывает Интернет. Ученики получают уникальную возможность для самообразования. Использование Интернет-ресурсов поистине безгранично. Услугами сети Интернет учащиеся начальной школы пользуются при подготовке домашних заданий, на уроках при изучении нового материала, при повторении, при выполнении творческих заданий.

Интернет на уроках это: организация урока для повышения мотивации школьников:  доступ ко многим образовательным ресурсам; увлекательное обучение (игровой момент); уроки в режиме on-line; доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках; возрастание информационной грамотности учащихся.

Часто использовала в своей практике такие Интернет-ресурсы, как:

http://viki.rdf.ru- Сайт посвященный развитию детей дошкольного, младшего школьного возраста. Здесь можно скачать презентации ко многим урокам в начальной школе.

http://www.lukoshko.net- На сайте собраны занимательные и поэтичные, весёлые и страшные сказки, которые  являются спутниками ребенка на жизненном пути в большой мир взрослых. Сказки, стихи и рассказы помещённые в Лукошке, помогут ближе познакомиться с богатыми народными сокровищами и лучшими достижениями детской литературы.

http://interneturok.ru- Образовательный портал InternetUrok.ru — это коллекция уроков по основным предметам школьной программы —
постоянно пополняемая, в открытом доступе и без рекламы. Уроки состоят из видео, конспектов, тестов и тренажёров.

https://uchi.ru- образовательный  портал,  на  базе  интерактивной  платформы  для  обучения  детей. На  сайте  расположены  все  школьные  предметы  в  интерактивной  форме. В  день  можно  использовать  20  заданий. Проходят  онлайн  олимпиады  по  всем   предметам.

Это далеко не полный список Интернет – ресурсов, которые я использовала при обучении младших школьников. Использование Интернета на уроках требует большой подготовительной работы.

ИКТ использовала на любом этапе урока:

  • для обозначения темы урока,
  • в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию,
  • как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
  • для закрепления, проверки усвоения предыдущего материала с помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе.

Всегда помню о том, что не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.

Я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности, что делает процесс обучения более эффективным. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

2.2. Динамика образовательных достижений

Использование современных технологий: игровых, информационно-коммуникационных, тестовых, интерактивных, технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления позволило добиться положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательной организации по всем предметам начального образования.

Результаты освоения учебных предметов по итогам учебного года, отражающие  положительную динамику учебных достижений учащихся, представлены в таблицах 1, 2, 3.  (Приложение  1)

По результатам можно сделать вывод о положительной динамике качества знаний по отдельным предметам в первом и втором полугодии 2 класса: по русскому языку от 51% до 56% (2013-2014 гг.), по литературному чтению от 54% до 60% (2013-2014 гг.), по математике от 52 % до 58% (2013-2014гг.); по окружающему миру с 65% до 72% (2013-2014 гг.).

Обучающиеся подтвердили свое качество, что показывает высокие результаты учебной деятельности, творческого развития.

2.3. Анализ степени сформированности универсальных учебных действий

В результате использования информационных технологий на уроках активизировалась познавательная деятельность обучающихся первых классов, что подтверждается  оценкой результатов, отраженной в аналитической справке. (Приложение  Таблица  4) .

Таблица 4 -  Формирование универсальных учебных действий

Уровни

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1  класс 2012-13 учебный год

Высокий

52%

53%

50%

41%

Средний

31%

41%

45%

30%

Низкий

2%

5%

5%

19%

В таблице 5 приведены данные анализа комплексных контрольных работ, проводимые администрацией образовательного учреждения.

Таблица 5 - Анализ выполнения контрольных комплексных работ.

2 класс

3 класс

Подтвердили усвоение

государственного стандарта

100%

 100%

Общая оценка полноты усвоения

знаний государственного стандарта

100%

            100%

Оценка прочности усвоения

прочности государственного стандарта

100%

             100%

Из таблицы видно, что имеется положительный результат умений применять комплексные знания. Это позволяет  делать выводы о том, что у учащихся формируются умения осознавать учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять самоконтроль.

3. Анализ противоречий, возникших в межаттестационный период

Проанализировав результаты своего труда, я пришла к выводу, что есть много положительных моментов в своей профессиональной деятельности: повысился профессиональный рост, что условия, которые я создаю для обучающихся, способствуют повышению познавательных способностей и качеству  образованности.

Применение педагогических технологий и  ИКТ –технологий в профессиональной деятельности способствует возникновению такого взаимодействия и отношений обучающихся между собой, со взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека.

Практика показала, что перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциал образовательных стандартов.

Необходимо смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД).

А также анализ показал, что в профессиональной деятельности есть вопросы, которые требуют более глубокого изучения и доработки:

на уровне обучащихся:

- недостаточный уровень овладения учащимися умением извлекать информацию из различных источников;

- недостаточный уровень овладения учащимися умением самостоятельно достигать поставленных целей;

на уровне личной компетенции:

- недостаточность информации по влиянию ИКТ-технологий  на формирование универсальных учебных действий,

- несформированность системы мониторинга образовательных достижений и личностного развития на уровне сформированности универсальных учебных действий.

Отсюда возникает противоречие:

С одной стороны отслеживание  уровня образовательных достижений обучащихся и их личностного развития, с другой стороны несформированность системы мониторинга образовательных результатов.

На основании противоречия сформулировала для себя проблему:

поиск средств  ИКТ для  развития  у  обучающихся  универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС НОО.


 Часть II. Программа  саморазвития  на  следующий межаттестационный   период

Для того, чтобы указанная выше проблема была решена, необходимо в следующий межаттестационный период с 2017 по 2022 гг. реализовать следующую цель:

Цель: формирование универсальных учебных действий через средства  ИКТ Задачи:

- изучить и проанализировать педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

- выявить наиболее продуктивные технологии для достижения поставленной цели;

- выбрать оптимальное сочетание форм и методов обучения для формирования универсальных учебных действий;

- провести диагностику уровня сформированности универсальных учебных действий;

         -   продолжить освоение ФГОС;

         - способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных;

-   продолжить работу по использованию информационно – коммуникационных технологий в образовательной деятельности;

- проанализировать полученные результаты.

Предполагаю работу над темой разделить на 3 этапа:

1.Теоретический (2017 – 2018 гг.)

 - изучить и проанализировать педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

2.   Практический (2019 – 2021 гг.)

-     посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

-     проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

-     провести самоанализ и самооценку собственных уроков; - провести диагностику уровня сформированности универсальных учебных действий;

-     апробировать данный комплект на практике.

3.   Аналитический (2022 г.)

-     анализ и самооценка своей педагогической деятельности;

-     анализ деятельности обучающихся;

-     наметить программу дальнейшего развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка.

В результате своей работы за межаттестационный период я пришла к выводу, что основные условия, определяющие эффективность использования информационно-коммуникативных технологий в начальных классах можно свести к следующим положениям:

  • используемый на уроках материал должен быть понятен, доступен, интересен детям.
  • использование такого материала на уроках представляет собой новую нетрадиционную форму в организации учебной деятельности младших школьников. Предъявление экранного изображения на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для серьёзной работы;

Я выявила, что использование ИКТ в начальной школе позволяют:

- сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

- сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

 - обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

ИКТ позволяют выбирать адекватные целям и содержанию методы обучения. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на уроке.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели - улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на уроках представляется целесообразным и необходимым.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Издат. РАО, 1994;
  3. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. Начальная школа.2009. №2;
  4. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. Начальная школа.2008. №11;
  5. Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий;
  6. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006;
  7. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  8. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  9. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): 2-ое издание. М.: ИИО РАО, 2008;
  10. Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе;
  11. СанПиН 2.4.2.2821-10 пункт 10.18«Продолжительность непрерывного применения технических средствобучения на уроках» (пр. от 29 декабря 2010 года №189)
  12. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  13. Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  14. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. Волгоград: Учитель, 2008.

                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ  1

Таблица 1 - Успеваемость класса по отдельным предметам

Предмет

Доля обучающихся, получивших положительные отметки по итогам учебного года, %

2013 - 2014 уч.год

1 класс

2014 - 2015 уч.год

2 класс

Русский язык

Программу  освоили  все.

100%

Математика

100%

Окружающий мир

100%

Литературное чтение

100%

На протяжении всего представленного периода неуспевающих обучающихся нет.

Таблица 2 - Качество знаний по отдельным предметам

Предмет

Доля обучающихся,

получивших отметки «4» и «5»

по итогам учебного года, %

2014-2015 уч.год

1 полугодие

2 класс

2014-2015 уч.год

2 полугодие

2 класс

2015-2016

    уч. год

1 полугодие

    3 класс

2015-2016

    уч. год

2 полугодие

    3 класс

Русский язык

56%

58%

58%

59%

Математика

58%

59%

59%

60%

Окружающий мир

65%

72%

68%

75%

Литературное чтение

58%

68%

67%

69%

По результатам можно сделать вывод о положительной динамике качества знаний по отдельным предметам в первом и втором полугодии 3 класса: по русскому языку от 58% до 69% (2015-2016 гг.), по литературному чтению от 57% до 69% (2015-2016 гг.), по математике от 59 % до 60% (2015-2016 гг.); по окружающему миру с 65% до69% (2015-2016 гг.).

Таблица 3 - Качество знаний класса

Учебный год

Класс

Количество обучающихся

Результаты учебного года

Качество знаний класса, %

отличники

на «5» и «4

2014-2015

2

    18

-

10

55%

2015-2016

3

    20

-

11

55%

               Таблица 4 -  Формирование универсальных учебных действий

Уровни

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1  класс 2013-14 учебный год

Высокий

52%

53%

50%

41%

Средний

31%

41%

45%

30%

Низкий

2%

5%

5%

19%

В таблице 5 приведены данные анализа комплексных контрольных работ, проводимые администрацией образовательного учреждения.

Таблица 5 - Анализ выполнения контрольных комплексных работ.

2 класс

3 класс

Подтвердили усвоение

государственного стандарта

100%

100%

Общая оценка полноты усвоения

знаний государственного стандарта

100%

            100%

              100%                

Оценка прочности усвоения

прочности государственного стандарта

100%

Игры и игровые упражнения на уроках 1-м классе.

Все игры и игровые упражнения на уроках проводятся не ради развлечения, а ради успешного усвоения изучаемого материала, активизации познавательной деятельности учащихся и получения желаемых результатов.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Вместо обычного вступления учителя можно предложить иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.

- Прочитайте название темы урока по первым буквам тех предметов, которые вы видите на плакате.

1268673981_11369867485905огурцы-как-сажатьb_37-62220px-Guitar_1

Тема: Слог.

- Расставьте карточки, начиная с самой большой.

1ясчи

Тема: Сантиметр.

- Выберите карточки одного цвета.

1ясчичяИСМ

Тема: Литр.

- Постройте пирамидку.

1ясчичяИСМсчисмт

Тема: Алфавит.

- Вспомните сказку («Репка», «Колобок» и др.)

Изучая и закрепляя с учащимися правило о парных согласных, можно выполнить следующие задания:

- Отгадайте слова, подберите проверочные, запишите.

hello_html_57b7dd5c.png

Столб, сугроб, короб, хлеб, сруб, гриб, зуб, дуб.

Задание может быть изменено. На лепестках цветка нет окончания слова, а в центре дана буква, с которой начинаются слова. Безымянныйфвыпва

  1. Снег, суп, сноп.
  2. Град, город, год.
  3. Дуб, дрозд, друг.

Можно использовать игру «Найди не меньше 10 слов». Учащиеся находят по картинке не меньше 10 слов с парными согласными, подбирают проверочные слова, составляют с данными словами предложения. Можно составить и целый рассказ. Аналогичную работу можно провести и по другим темам («Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн», «Проверяемые безударные гласные», «Непроверяемые безударные гласные» и др.)

Повторяя и закрепляя тему «Предлоги», можно провести игру «Кто больше?». По карточкам с иллюстрациями повторяется до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.

f_49e3c0c8a84aef_49e3c0d11518f

Как игровой момент на уроках русского языка и математики можно использовать отгадывание ребусов. Они могут быть составлены из букв, букв и цифр, букв и рисунков, цифр и рисунков.

Не менее интересны игровые упражнения и игры, которые можно провести на уроках математики.

При знакомстве с числами первого десятка ребята с удовольствием играют в «Домино». Эта игра знакома им ещё с детского сада. Домино может быть различным: домино с картинками и цифрами, домино с фигурами и цифрами. Ребята могут работать вдвоём (карточки у каждого на столе) или всем классом (работа у доски с большими карточками).

hello_html_7629bff4.png

Аналогичную работу можно провести и с карточками, используя игры «Найди пару», «Где моё место?». Заменит решение примеров в столбик и запись их в тетрадь решение круговых примеров. Данную работу можно провести у доски и на местах в парах.

Ребятам нравится, когда в гости к ним приходят сказочные герои. Обычно такие игры называются «Помоги Незнайке», «Подскажи Незнайке», «Помоги сказочному герою». Можно решать не только примеры и задачи, но и выполнять самые различные задания. Дать характеристику числа; записать числа, используя данные цифры; составить числовые выражения на +, −, ∙, : и т.д.

60cb00a8924f029e7a4ad8c3hello_html_m6d041276.pnghello_html_cf42aa3.pnghello_html_96a4f7c.png

Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

л

д

а

м

к

о

р

е

ц

6 – 1

5 + 2

10 – 8

5 + 2

7 – 4

6 + 3

5 + 5

М

О

Л

О

Д

Е

Ц

Проводить устный счёт можно по-разному. Очень нравится ребятам игра «Мы - строители». Детям предлагается построить дом, корабль, пирамидку. На обратной стороне деталей вставлен в рамку пример. Только решив его, деталь можно прикрепить к плакату. Каждый ученик хочет участвовать в такой игре и старается не ошибиться.

hello_html_m61834c63.pnghello_html_m6ae79be6.png

На уроках математики используются игры и игровые упражнения с геометрически материалом, счётными палочками.

Игра «Поймай рыбку».

На доске висит таблица, на которой изображен аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан пример: 7+8 9+6 и т.д. Двое учащихся выходят к доске и решают выражения. Остальные выполняют задания в тетради. По истечении времени, отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в игре.

Игра «Самый быстрый почтальон»

Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах)

Кто быстрее и правильнее разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Математические ручейки.

Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись, лицом друг к другу. Только что прошел необычный дождь – математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз, к озеру. Какой ручеек самый быстрый, какой раньше достигнет озера?

По сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример на сложение или вычитание и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа. Составив новое выражение, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т.д. Побеждает тот ручеек, который раньше других добежит до озера.

Забей мяч в корзину.

На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время (5 минут) как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с данным ответом.