Музейные занятия как инструмент воспитания

Савицкая Ксения Денисовна

В статье представлен опыт проведения музейных занятий как инструмента воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynye_zanyatiya_kak_instrument_vospitaniya.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Музейные занятия как инструмент воспитания

Мы воспитываем личность, в которую закладываем множество качеств, знаний, навыков и умений. А живя в городе, который называют культурной столицей России, мы не можем не воспитывать культурную личность. Безусловно, понятие слова «культура» неоднозначно и многогранно. Но если брать самое понятное и простое определение, то мы будем говорить о простых правилах вежливости, элементарном знании этикета и такта. Но ведь этого недостаточно, чтобы стать сформированной личностью. Нужно ещё множество факторов. Элементарный поиск информации в век цифровых технологий, коммуникация, познавательный интерес и личная причастность к происходящему. Всё это можно формировать и развивать в музейном пространстве.

Музей — это не только хранилище старинных вещей, но ещё и образовательное пространство. В 2021 году Музей Дворца творчества «На Ленской» запустил музейные занятия и абонемент. Наш музей посвящён истории детского движения Красногвардейского района. В фондах музея более трёх с половиной тысяч подлинных экспонатов, более двух тысяч – подлинники. Есть уникальные предметы (личные архивы, фото), а многие из них нам всем знакомы и даже использовались нами (пионерский галстук, ручка вставочка, проводной телефон).

Музейные занятия три направления: это знакомство с музейным пространством и экспозицией, пионерия и блокада. Задания рассчитаны на разный возраст и, но могут быть адаптированы под любой возраст. Продолжительность 30-40 минут.

На занятиях ребята не только узнают о том, что во Дворце есть музей, но также могут познакомиться с его экспозицией, узнать новое, и самое интересное, это то, что они могут даже потрогать экспонаты. Разве в Эрмитаже, Русском музее, Зоологическом или Кунсткамере это можно сделать? Нет. А у нас можно. Можно почувствовать себя немного пионером и поиграть на барабане, горне, примерить школьную форму пионеров, узнать, что носили в портфеле советские школьники и понять, что особо ничего не поменялось. Да, теперь есть гаджеты и другие технологии, но дети всегда были детьми. Они также коллекционировали камушки, марки, собирали гербарий, ходили в походы, театры, кино и на кружки. А летние лагеря зародились именно для отдыха пионеров.

На занятии мы всегда показываем экспонаты, учим как правильно вести себя в музейном пространстве. многие даём в руки, рассказываем историю и смотрим во что преобразовался экспонат. Обсуждаем его прошлое и возможное будущее.

В работе мы также используем и сопроводительные материалы, презентации, где ребят ждём пионер Коля, который просит помощи у ребят, потому что его попугай разорвал марку. И в этот момент они объединяются для помощи, отвечают на вопросы, ищут ответ в музее, проявляют сообразительность, учатся по описанию предмета его находить.

Даже на достаточно серьёзную тему, мы стараемся говорить просто. В занятии «Бабушкин ларец» участвует много экспонатов военного времени, и не все им знакомы. Чёрная тарелка, буржуйка, ватник, для них это не всегда понятно и знакомо, и мы рассказываем. Показываем книги, которые выпускались во время блокады Ленинграда, смотрим воспоминания детей, которые находились в Ленинграде, а в конце занятия слушаем из чёрной тарелки «Катюшу».

Так к чему же всё это? А к тому, что музей — это образовательное и воспитательное пространство. Возможно в вашем учебном заведении есть музей. Там могут рассказать много интересного, нового, легко и просто. Расскажут также, как нужно вести себя в музее, как обращаться с музейными экспонатами, и что происходит с ними, если за ними не ухаживать.

Вы можете провести такое занятие и без музея, имея на руках старинную вещь. Альбом с марками, гербарий, старую фотографию и просто рассказав о предмете, обсудив с ребятами значимость предмета, узнав у них, есть ли у них дома что-то подобное, может кто-то из родственников в детстве собирал марки, журналы, ходил в походы. Может они поделиться этими ценными воспоминаниями, которые заинтересуют ребёнка и подтолкнут его тоже попробовать.