Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Минитур»

Дешевых Татьяна Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Минитур» имеет туристско-краеведческую направленность, относится к программам стартового (ознакомительного) уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Минитур»

Направленность: туристско-краеведческая

Уровень освоения: стартовый

Возраст учащихся: 10–12  лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик программы:

Дешевых Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного  образования  МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

Юргинский городской округ

 2020

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы

3

1.1. Пояснительная записка………………………………………..…

3

1.2. Цели и задачи программы …………………………………….…

5

1.3. Содержание программы …………………………………………

7

Учебно-тематический план программы ……….…………………….

7

Содержание программы ……………….………………………………

8

1.4. Планируемые результаты освоения программы

17

2. Комплекс организационно-педагогических условий

19

2.1.  Календарно-тематическое планирование ………………………

19

2.2. Условия реализации программы ……………………………….

24

2.3. Формы аттестации и контроля …………………………………

25

2.4. Оценочные материалы …………………………………………

25

2.5. Образовательные и учебные форматы …………………………

25

Список литературы для педагога…….………………………………

27

Электронные ресурсы …………………………………………………

31

Список литературы для учащихся……….…………………………...

32

Приложение 1. Оценочные материалы по

программе «Минитур» ………………………………………………

33

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Минитур» имеет туристско-краеведческую направленность, относится к программам стартового (ознакомительного) уровня.

Активно работает Всероссийское движение школьников «Школа безопасности», в рамках движения проводятся туристские слеты, соревнования, личные и командные первенства по туризму. До недавнего времени, педагоги, занимаясь туристским многоборьем с детьми, использовали в своей работе отдельные фрагменты образовательных программ. Однако дальнейшее развитие этой дисциплины в системе дополнительного образования привело к необходимости разработки отдельной программы. Это обусловило актуальность составления  программы «Минитур».

Программа составлена на основе нормативных и правовых документов:

  •  «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21.12.2012, одобрен Советом Федерации 26.12.2012];
  • Концепция развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;
  • СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере  воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 154.12.2015 № 1493;
  • Закон «Об образовании в Кемеровской области» от  05.07.2013 №86-ОЗ  [принят Советом народных депутатов Кемеровской области 03.07.2013];
  • Правила персонифицированном финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области: приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.05.2019г. №740;
  • Устав МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»: [принят постановлением Администрации города Юрги от 11.02.2019 № 123].

Программа «Минитур» составлена на основе федеральной Программы детского объединения участников движения «Школа безопасности»  (А.Г. Маслов, [31]). Новизна программы заключается в том,  что основное время отводится  спортивной и технико-тактической подготовке в разных дисциплинах спортивного туризма,  на пешеходной и лыжной дистанциях.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы «Минитур» – от 10 до 12 лет (4-6 классы общеобразовательной школы). Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы – 108 часа в год, что составляет 3 часов в неделю.

Программа  реализуется в очной форме, занятия проводятся  по группам постоянного состава.

Режим занятий

Объем программы

Общее количество часов

Количество часов за учебный год

Количество занятий в неделю

Продолжительность занятия

Количество часов в неделю

1 год обучения

72 часа

72 часа

1

2 академичес-ких часа

2 часа

Рекомендуемый состав группы от 11 до 15 человек.

Состав учащихся. Объединение формируется из учащихся:

- допущенных к занятиям по состоянию здоровья медработником;

- прослушавших вводный инструктаж по ТБ.  Содержание инструктажа по ТБ включает: правила поведения и меры безопасности во время соревнований, при похождении дистанции; сохранение порядка и чистоты на местности; противопожарная безопасность; ПДД, меры безопасности во время движения в транспорте и пешим порядком.

Для занятий учащимся необходимо иметь: спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

1.2. Цели и задачи

Целью программы «Минитур» является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туризмом, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа направлена на решение следующих задач.

Образовательные:

  • формировать у учащихся знания, умения по основам туризма;
  • формировать начальные туристские навыки детей и подростков;
  • создать условия для всестороннего физического развития и целенаправленной физической подготовки учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся морально-волевые качества, гражданственность, чувство любви к Родине и патриотизм;
  • прививать детям и подросткам культуру общения, поведения в обществе, спортивную этику;
  • развивать  сплоченность коллектива детско-юношеского объединения, взаимопомощь и умение действовать в команде;
  • формировать у ребят навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье школьников.

Развивающие:

  • развивать мотивацию учащихся к занятиям спортом, туризмом;
  • осуществлять всестороннее физическое развитие и целенаправленную физическую подготовку учащихся;
  • формировать потребности детей и подростков в саморазвитии, работать над формированием активной жизненной позиции, ответственности.

1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план программы «Минитур»

п/п

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Всего

В том числе

Теория

Прак-тика

Введение. Туризм как вид спорта

2

1

1

-

Спортивный туризм

21

6

18

Участие в лично-командных первенствах и соревнованиях по спортивному туризму  

Ориентирование на местности

18

6

12

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию

Основы гигиены и

первая помощь

15

3

9

Диагностика качества обученности – тестовые задания, участие в соревнованиях (конкурсах)

Общая и специальная физическая подготовка

12

3

9

Выполнение нормативов по общей и специальной  физподготовке

Организация и проведение походов

21

6

15

Участие в зачетном  туристском походе

Закрепление пройденного материала. Диагностика по разделам

15

-

15

Диагностика качества обученности – тестовые задания

Подведение итогов

3

-

3

Беседа

Итого за учебный год:

72

25

83

Содержание  программы

1. Введение. Туризм как вид спорта (6 часов)

Туризм – средство физического развития, оздоровления и закаливания. Понятие о спортивном туризме. История развития и организация спортивного туризма в России. Знаменитые русские путешественники.

Соблюдение правил поведения – основа безопасности. Вводный инструктаж. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях в учебной аудитории, в спортивном зале, на спортивной площадке, в парке, в лесу, на слетах и соревнованиях по туристскому многоборью и спортивному ориентированию. Техника безопасности при проведении туристских походов. Охрана природы.

Соблюдение правил дорожного движения; поведения при переездах группы на транспорте; пожарной безопасности; поведения на воде. Требования техники безопасности при работе с личным и групповым снаряжением. Меры личной безопасности в нестандартных ситуациях.

Постановка целей и задач на учебный год.

Практические занятия. Подготовка и проведение активом объединения бесед о традициях, названии клуба, лучших спортсменах, их достижениях, взаимоотношениях и требованиях к новичкам. Проведение показательных соревнований.

Знакомство детей с условиями проведения учебных занятий. Просмотр фото- и видеоматериалов о спортивном туризме. Поход выходного дня.

2. Спортивный туризм  (68 часов)

Виды спортивного туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный, спелеотуризм, туристское многоборье. Особенности туристского многоборья.

Туристские слеты и соревнования.

Личное снаряжение спортсмена: для занятий туристской техникой, спортивным ориентированием, для подготовки и участия в одно-двухдневном походе. Требования к снаряжению и правила его эксплуатации.

Специальное туристское снаряжение для занятий техникой туризма. Перечень личного снаряжения: спортивная форма, страховочные системы (грудная обвязка, беседка), их устройство и требования к ним; карабины, петли самостраховки, петля из репшнура (прусик самостраховки), рукавицы, альпеншток, каска. Виды карабинов.

Снаряжение для занятий ориентированием: компас, планшет, одежда, обувь. Правила их эксплуатации и хранения.

Личное туристское снаряжение, требования к нему; типы рюкзаков, спальных мешков, их преимущества и недостатки; правила размещения предметов в рюкзаке; одежда и обувь для летнего похода.

Групповое туристское снаряжение, требования к нему. Перечень командного снаряжения: веревки, рюкзаки, палатка, хозяйственный набор. Правила их эксплуатации.

Типы и функции веревок: динамические (для организации страховки и сопровождения), статические (для наведения перил). Маркировка веревок.

Естественные и искусственные препятствия. Знакомство с понятием «самостраховка». Понятия «дистанция», «технический этап», «прохождение этапа», «время работы на этапе», «контрольное время работы на этапе», «рабочая зона этапа». Характеристика и параметры этапов туристской дистанции (до 1 класса), способы их прохождения. Техника прохождения (преодоления) различных этапов.

Организация работы команды на технических этапах дистанции 1-го класса. Распределение обязанностей между членами команды.  

Положение о слете и соревнованиях, условия проведения. Подведение итогов и награждение победителей. Права и обязанности участников соревнований.

Практические занятия. Формирование умений и навыков работы с личным снаряжением. Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Надевание и снятие страховочных систем, размещение карабинов, страховочных рукавиц, прусика самостраховки на системе участника.

Подбор специального снаряжения для летнего периода: проверка комплектности и исправности снаряжения, транспортировка и подготовка к занятиям и соревнованиям. Изготовление, совершенствование, эксплуатация, ремонт и хранение личного снаряжения.

Наведение страховочных перил. Укладка рюкзака. Установка и снятие палатки. Эксплуатация, ремонт и хранение группового снаряжения.

Отработка умений и навыков прохождения этапов, дистанций. Отработка и совершенствование техники движения рук и ног, положения тела при преодолении этапов:

без специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельные перила); подъем и спуск по склону по перилам; маятник; преодоление заболоченного участка по кочкам; переправа по заранее уложенному бревну;

с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа) с самостраховкой; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; траверс; подъем - траверс - спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями.

   Техника выполнения узлов: проводник «восьмерка», «прямой», «встречный», «булинь», «схватывающий». Спортивное и прикладное значение узлов.

Формирование умений и навыков работы на дистанции командой (последовательность преодоления отдельных этапов каждым участником)

без специального туристского снаряжения: установка и снятие палатки; разжигание костра; переправа по веревке с перилами, наведенными судьями; подъем и спуск по склону по перилам, наведенным судьями; вязание узлов; «маятник»; преодоление заболоченного участка по кочкам; переправа по заранее уложенному бревну без самостраховки; оказание первой помощи условно пострадавшему;

с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями.

Зачетные соревнования по туристскому многоборью. Участие в соревнованиях по туристскому многоборью на личных, лично-командных и командных дистанциях.

3. Ориентирование на местности (28 часов)

Ориентирование – вид спорта, средство физического развития, оздоровления, закаливания. Ориентирование в программе туристских соревнований. История развития ориентирования.

Виды ориентирования. Ориентирование в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе (зимнее ориентирование).

Понятие о топографической карте. Назначение топографической карты, ее отличие от спортивной карты. Масштаб.

Компас. Приемы работы с компасом.

Измерение расстояний.

Движение по площадным и линейным ориентирам, преодоление препятствий.

Тактика ориентирования: выбор тактических приемов для прохождения конкретных участков дистанции. Взаимосвязь тактики и техники. Значение тактики для достижения результата. Ориентиры: опорные, тормозные, ограничивающие. Подход к контрольному пункту и уход с него.

Правила соревнований по спортивному ориентированию. Права и обязанности участников. Стартовые параметры: номер, стартовая минута, местонахождение старта и финиша. Тактические действия на соревнованиях.

Практические занятия. Знакомство с фото- и видеоматериалами об ориентировании.

Работа с картами различного масштаба, упражнения по определению масштаба, измерение расстояния по карте.

Отработка приемов работы с компасом. Ориентирование карты по компасу, упражнения на засечки, определение азимута на заданный предмет.

Отработка тактических действий на дистанции, тактики прохождения дистанции, действий в районе контрольного пункта.

Действия спортсмена-ориентировщика на соревнованиях: перед стартом, на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша.

Участие в соревнованиях по спортивному и туристскому ориентированию.

4. Основы гигиены и первая помощь (24 часа)

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний и травм на занятиях и соревнованиях по туристскому многоборью, спортивному ориентированию, в походе. Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений, ее значение и основные задачи. Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий.

Походная  аптечка.

Правовые основы оказания первой помощи. Основные приемы оказания первой помощи. Походный травматизм. Тепловой и солнечный удары, ожоги. Помощь утопающему. Простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления.

Транспортировка пострадавшего.

Практические занятия. Соблюдение гигиенических требований в походе. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса.

Оказание первой помощи условно пострадавшему. Оказание помощи при ранениях, переломах, при тепловом и солнечном ударах, ожогах. Помощь утопающему. Действия при простудных заболеваниях, при пищевых отравлениях, укусах насекомых и пресмыкающихся.

Способы транспортировки пострадавшего.

5. Общая и специальная физическая подготовка (48 часов)

Строение и функции организма человека и влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности. Совершенствование функций организма человека под воздействием занятий спортом.

Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Понятие о здоровом образе жизни. Необходимость чередования труда и спортивных занятий. Режим питания.

Общая физическая подготовка – основа для стабильного выступления на соревнованиях по туристскому многоборью и спортивному ориентированию, а также безаварийного прохождения маршрутов туристских походов.

Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения. Ежедневные индивидуальные занятия членов группы.

Специальная физическая подготовка. Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства юных туристов-многоборцев.

Место специальной физической подготовки в процессе тренировки. Характеристика и методика развития физических и специальных качеств, необходимых спортсмену: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.

Практические занятия. Прохождение врачебного контроля.

Легкая атлетика

Бег на 30 м, 60 м, 300 м, 500 м, 1000 м; бег по пересеченной местности (кросс) с преодолением естественных и искусственных препятствий.

Подвижные игры. Спортивно-туристские эстафеты.

Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол.

Лыжная подготовка

Гимнастические упражнения: упражнения на снарядах.

Упражнения на развитие выносливости

Бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности. Бег «в гору». Бег с изменением скорости, темпа и продолжительности бега в различных условиях местности. Смешанное передвижение с чередованием ходьбы, бега.

Упражнения на развитие быстроты

Бег на скорость на дистанции 30 м, 60 м. Бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками. Эстафеты: встречные, с преодолением препятствий, с прыжками, по кругу и т.д. Быстрое приседание и вставание. Прыжки через препятствия.

Элементы акробатики: кувырки, перекаты, перевороты, ложные падения на лыжах. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву; переправа по качающемуся бревну.

Элементы скалолазания.

Упражнения для развития силы

Подтягивание на перекладине: мальчики – на высокой, девочки - на низкой. Поднимание туловища из положения лежа. Сгибание и разгибание рук в упорах. Приседание на одной и двух ногах. Перетягивание каната.

Упражнения для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц

Наклоны вперед, в стороны, медленный бег с расслаблением мышц плечевого пояса и рук.

6. Организация и проведение походов (30 часов)

Туристские экскурсии и туристские походы – средство познания родного края. Экскурсионные объекты на территории Кемеровской области – Кузбасса: исторические, архитектурные, природные, заповедные, памятные места, музеи.

Подготовка к туристскому походу. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников). Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака. Правила поведения в палатке.

Хозяйственный набор: состав, хранение, правила использования.

Правила разведения костра. Типы костров. Правила работы с топором, пилой при заготовке дров. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.

Питание в туристском походе. Значение правильного питания в походе. Организация питания в одно-трехдневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Питьевой режим на маршруте.

Распределение обязанностей на период подготовки, проведения похода и подведения его итогов. Туристские должности в группе.

Порядок движения группы на маршруте. Подведение итогов похода.

Практические занятия. Знакомство с достопримечательностями родного края, изучение источников. Разработка плана организации экскурсий. Экскурсия «Природные и исторические достопримечательности». Краеведческая экскурсия.

Изучение района похода по литературе, картам, отчетам о походе.

Учебно-тренировочный поход.

Гигиена в походе. Подготовка личного и группового снаряжения.

Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Установка палаток. Размещение вещей в них. Защита палатки от намокания и проникновения насекомых. Разведение костра, заготовка дров. Приготовление пищи в походе.  Уборка места лагеря перед уходом группы.

Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

Обсуждение итогов похода. Обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма. Оформление значков и спортивных разрядов участникам похода. Ремонт и сдача инвентаря.

7. Закрепление пройденного материала.

Диагностика по разделам (10 часов)

Диагностика качества освоения программы  – тестовые задания. Соревнования по туризму и ориентированию. Конкурс.

8. Подведение итогов (2 часа)

        Подведение итогов деятельности в учебном году. Перспективы работы объединения.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

После  курса обучения учащиеся знают:

  • правила техники безопасности на занятиях, в спортивном зале, на спортивной площадке, в парке, в лесу, на слетах и соревнованиях по спортивному туризму  и спортивному ориентированию
  • виды спортивного туризма;
  • основные положения правил соревнований, систему штрафов, права и обязанности участников;
  • личное, групповое, командное  и специальное туристское снаряжение, снаряжение для занятий ориентированием и требования к нему;
  • понятия «дистанция», «самостраховка», «технический этап», «прохождение этапа», «время работы на этапе», «контрольное время», «рабочая зона этапа»;
  • основные туристские узлы, спортивное и прикладное значение узлов;
  • понятие ориентирования, виды ориентирования;
  • понятие о топографической карте;
  • внешний вид и назначение компаса;
  • приемы для прохождения конкретных участков дистанции;
  • соблюдение гигиенических требований на соревнованиях и в походе;
  • основы оказания первой помощи пострадавшему;

        учащиеся умеют:

  • работать со специальным туристским снаряжением: ИСС, карабинами, жумаром и др. устройствами, страховочными рукавицами;
  • преодолевать простейшие этапы пешеходной дистанции;
  • владеть техникой движения рук и ног, положения тела при преодолении этапов туристской дистанции;
  • выполнять не менее 3 основных туристских узлов: прямой, проводник «восьмерка», схватывающий;
  • выполнять правильные действия перед стартом, на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша;
  • владеть приемами работы с компасом: ориентировать карту по компасу, определять азимут на заданный предмет;
  • подбирать одежду и обуви для тренировок, ухаживать за ними.
  • оказывать первую помощь условно пострадавшему: определение состояния пострадавшего, практическое оказание помощи при простудных заболеваниях, укусах насекомых и пресмыкающихся, пищевых отравлениях;
  • выполнять нормативы по общей и специальной физической подготовке.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарно-тематическое планирование

Тема учебного плана

Тема занятия

К-во часов

Дата проведе-ния

1. Введение. Туризм как вид спорта

(6 часов)

Понятие о спортивном туризме

2

Традиции объединения

2

ТБ на занятиях. Вводный инструктаж.

2

2. Основы туристского многоборья

(68 часов)

Виды спортивного туризма

2

Туристские слеты и соревнования

2

Личное снаряжение спортсмена

2

Специальное туристское снаряжение

2

Личное туристское снаряжение

2

Групповое туристское снаряжение

2

Командное снаряжение

2

Типы и функции веревок

2

Типы рюкзаков и палаток

2

Естественные и искусственные препятствия

2

Понятия «дистанция» и

«технический этап»

2

Знакомство с понятием «самостраховка»

2

Техника прохождения этапов

2

Организация самостраховки на вертикальных перилах

2

Преодоление этапов без специального туристского снаряжения

2

Преодоление этапов со специальным туристским снаряжением

2

Работа на этапах, оборудованных судейским снаряжением

2

Организация работы команды на технических этапах дистанций

2

Взаимодействие команды на дистанции

2

Командная работа без специального туристского снаряжения

2

Командная работа со специальным туристским снаряжением

2

Техника выполнения туристских узлов

2

Правила соревнований по туристскому многоборью

2

Разряды и разрядные требования по спортивному туризму

2

Переправы

2

Навесная

2

Траверс

2

Спуск

2

Бревно

2

Подъем

2

Положение и условия проведения соревнований

2

Права и обязанности участников

2

Лично-командные первенства по спортивному туризму

2

Участие в соревнованиях по спортивному туризму

2

3. Ориентирова-

ние на местности

 (28 часов)

Ориентирование – вид спорта

2

Виды ориентирования

2

Понятие о топографической карте

2

Компас. Приемы работы с компасом

2

Ориентирование карты по компасу

2

Упражнения на засечки

2

Определение азимута на заданный предмет

2

Измерение расстояний на карте и местности

2

Ориентиры. Движение по ориентирам

2

Правила соревнований по спортивному ориентированию

2

Правила соревнований по спортивному ориентированию

2

Действия спортсмена-ориентировщика

на соревнованиях

2

Тактика прохождения  дистанции

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию

2

2

4. Основы гигиены и первая помощь

(24 часа)

Личная гигиена туриста

2

Походная аптечка туриста

2

Оказание первой помощи условно пострадавшему

2

Определение травмы, заболевания

2

Определение травмы, заболевания

2

Оказание помощи при ранениях, переломах

2

Оказание помощи при тепловом

 и солнечном ударах

2

Оказание помощи при ожогах

2

Действия при простудных заболеваниях

2

Действия при пищевых отравлениях

2

Действия при пищевых отравлениях

2

Способы транспортировки пострадавшего

2

5. Общая и специальная физическая подготовка

(48часов)

Строение и функции организма человека

2

Врачебный контроль и самоконтроль

2

Общая физическая подготовка

2

Легкая атлетика

2

Кросс с преодолением естественных и искусственных препятствий

2

Спортивные игры

2

Спортивно-туристские эстафеты

2

Подвижные игры

2

Лыжная подготовка

2

Гимнастические упражнения

2

Упражнения на равновесие

2

Специальная физическая подготовка

2

Упражнения на развитие выносливости

2

Упражнения на развитие быстроты

2

Упражнения для развития ловкости

2

Элементы акробатики

2

Элементы скалолазания

2

Упражнения для развития силы

2

Упражнения для развития гибкости

2

Упражнения с сопротивлением

2

Учебно-тренировочный поход

2

Лыжный учебно-тренировочный поход (лыжный)

2

Соревнования по командным спортивным играм

2

Туристская эстафета

2

6. Организация и проведение походов

(30 часов)

Экскурсионные объекты на территории Кемеровской области - Кузбасса

2

Экскурсия «Природные и исторические достопримечательности»

2

Краеведческая экскурсия

2

Подготовка к туристскому походу

2

Составление меню, фасовка и хранение продуктов

2

Организация туристского быта

2

Установка палаток

2

Виды костров

2

Заготовка дров и разведение костра

2

Установка палаток

2

Туристские должности в группе

2

Порядок движения группы на маршруте

2

Подведение итогов похода

2

Составление отчета о походе

2

Ремонт и сдача инвентаря и снаряжения

2

7. Закрепление пройденного материала. Диагностика по разделам (10 часов)

10

  1. Подведение итогов (2 часа)

2

Всего часов за учебный год:

216

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия по программе проводятся в помещении МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги», которое соответствует СанПиН, помещение оснащено необходимым количеством мебели, инвентарем и оборудованием для проведения занятий.  Учебная аудитория для проведения занятий оборудована демонстрационными стендами и наглядными пособиями.

Рекомендуемый перечень учебного оборудования,

туристского снаряжения и инвентаря  (на 15 человек)

  1. Веревка основная (50 м)        10  шт.
  2. Веревка основная (25 м)        4 шт.
  3. Веревка вспомогательная (60 м)        2 шт.
  4. Система страховочная                                      15 шт.
  5. Рукавицы для страховки и сопровождения        15 пар.
  6. Карабины                                                            30 шт.
  7. Альпеншток         8 шт.
  8. Устройство для спуска по                                 8 шт.
  9. Аптечка походная         1 шт.
  10. Накидка от дождя        15 шт.
  11. Компас          15 шт.
  12. Курвиметр        2 шт.
  13. Лыжные комплекты        15 шт.
  14. Мазь лыжная        1 шт.
  15. Планшеты          15 шт.
  16. Компостеры для отметки прохождения КП        10 шт.
  17. Секундомер электронный        2 шт.
  18. Костровое оборудование        1 комплект
  19. Каны (котлы) туристские        2 комплекта
  20. Спальники        15 шт.
  21. Палатки туристские походные        5 шт.
  22. Коврики        15 шт.
  23. Рюкзаки        15 шт.
  24. Тент        2шт.
  25. Ремонтный набор        1 шт.

Кадровое обеспечение. Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории с педагогическим образованием, опытом организации туристской деятельности школьников.

2.3. Формы аттестации

        Формы подведения итогов реализации программы:

  • участие в лично-командных первенствах и соревнованиях по туризму;  участие в соревнованиях по спортивному ориентированию муниципального   масштаба и в объединении;
  • выполнения нормативов по общей и специальной  физподготовке;
  • участие в зачетном 1-2-дневном учебно-тренировочном походе;
  • педагогическая диагностика качества освоения теоретической составляющей программы осуществляется систематически: промежуточная (по разделам программы) и итоговая.

2.4. Оценочные материалы по программе

В качестве форм фиксации результатов применяются: аналитические материалы по итогам проведения диагностики, грамоты, дипломы и благодарственные письма, журнал учета работы педагога, маршрутные листы и отчеты о походе (документация МКК), протоколы соревнований (другая документация соревнований), фото- и видеоматериалы, выступления учащихся. Форма анализа результатов и примеры оценочных материалов приведены в Приложении 1.

2.5. Образовательные и учебные форматы

Основные формы организации образовательно-воспитательного процесса: соревнования, тренировка; кроме того, в группе проводятся конкурсы, организация досуговой деятельности проходит в форме праздников, тематических вечеров. Более значительная часть программы отведена практическим занятиям, как на местности, так и в помещении.

        Методы организации обучения:

  • методы практико-ориентированной деятельности: тренировки, упражнения на отработку умений и навыков;
  • словесные методы: объяснение, рассказ, диалог, консультация;
  • наглядные методы: работа с картами, схемами, планами, демонстрация фото- и видеоматериалов;
  • социологические методы: интервью, опрос;
  • игровые методы: дидактические и развивающие игры, ролевые, народные игры.

Формы и методы даны по классификации С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко, [24, с. 48].

Список литературы для педагога

  1. 1000 + 1 совет туристу: Школа выживания/ Авт.-сост.  Н.Б. Садикова. Мн.: 2000. 352 с.
  2. Аксельрод А.Ю. Скорее «скорой».  М.: Медицина, 1990. 80 с.
  3. Алексеев А.А. Питание в туристском походе М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996. 193  с.
  4. Архандеева  Г.А. «Школа безопасности»: аспекты теории и практики: Методическое пособие/ Г.А. Архандеева, С.С Бочанцев.  - Кемерово: Кемерововузиздат, 2000.  123 с.
  5. Балабанов И.В. Узлы: справочное издание. М.: 2003. 80 с.
  6. Бринк И.Ю. Ателье туриста/ И.Ю. Бринк, М.П. Бондарец.  М.: Физкультура и спорт, 1990.  144 с.
  7. Бурцев В.П. Загадки и находки на тропинках спортивного ориентирования.  М: ФЦДЮТиК, 2007.  120 с.
  8. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред.  В.С. Мухина, А.А. Хвостов.  5-е изд., испр.  М.: Изд. центр «Академия», 2005.  С. 188–195.
  9. Волков Б.Н. Выживание в экстремальных условиях. М.: ИПЦ «Русский раритет», 1993.  252 с.
  10. Галкин Н. В. История Юрги.  Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001  472 с.
  11. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика.  М.: Физкультура и спорт, 1985.  224 с.
  12. Игры на каждый день: Пособие для организаторов развивающего досуга/ Авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова.  Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004.  144 с.
  13. Ильичев А.А. Большая энциклопедия выживания/ Изд. 2-е, испр., доп. и перераб.  М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.  488 с.
  14. История Кузбасса/ отв. Ред. Н.П. Шуранов.  Кемерово: ИПП «Кузбасс», «Скиф», 2006.  360 с.
  15. Кацюба Д.В. История Кузбасса. Кемерово, 1993.  234 с.
  16. Ковригина Л.Н. Растительный мир Кузбасса и его охрана / Л.Н. Ковригина, Н.А.Фомина.  Кемерово: Изд-во Обл ИУУ, 1995.  96 с.
  17. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов.  М.: Профиздат, 1990. 102 с.
  18. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.  М.: Сфера, 2004.  224 с.  
  19. Константинов, Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся.  М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000.  134 с.
  20. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ,1997. 52с.
  21. Крылов Г.В. Исследователи Кузбасса/  Г.В. Крылов, В.В. Завалишин, Н.Ф. Козакова  Кемерово, 1983. 106 с.
  22. Кудряшов Ю.С. Энциклопедия выживания. Краснодар: Советская Кубань, 1996. 343 с.
  23. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии.  М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. 72с.
  24. Кульневич С.В. Дополнительное образование детей: методическая служба: Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко; под общ. ред. С.В. Кульневича.  Ростов н/Д: Учитель, 2005.  324 с.
  25. Курилова В.И. Туризм: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов.  М.: Просвещение, 1988.  224 с.
  26. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. М.: ЦДЮТур, 1998. 69 с.
  27. Мартынов А.И. Музей-заповедник «Томская писаница»  / А.И. Мартынов [и др.].  Кемерово, 1995. 89 с.
  28. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности».  М.: ВЛАОС, 2000. 160 с.
  29. Маслов А.Г.; Константинов Ю.С. Программы обучения детей жизненным навыкам в системе дополнительного образования /  А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов -  М.: МТО-ХОЛДИНГ, 2001. 74 с.
  30. Маслов, А.Г. Программа детского объединения участников движения «Школа безопасности»/ А.Г. Маслов.  М.: ФЦДЮТиК, 2007.  72 с.
  31. Обучение правилам пожарной безопасности в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие.  Кемерово: ДО Администрации Кемеровской обл., Кемеровский Обл ИУУ, ОГПС №1 г. Кемерово, 2001. 70 с.    
  32. Обучение работников организаций и населения основам гражданской обороны  и защиты в чрезвычайных ситуациях/ Под ред. М.И. Фалеева.  М.: Институт риска и безопасности, 2003.  360 с.  
  33. Овчинникова Е.Г. Разработка учебных программ в учреждении дополнительного образования детей: Методическое пособие.  Кемерово, 2001.  63 с.
  34. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого.  М.: Педагогическое общество России, 1998.  640 с.
  35. Первая помощь / Под общ. ред. Ф.Е.. Вартаняна; Пер.  с англ. В.Н. Бормоткин.  Российское общество Красного Креста, 1997.  215 с.  
  36. Популярная энциклопедия выживания/ Сост. Н.Н. Немо. М.:  ЭКСМО-Пресс, 1999.  488 с.  
  37. Сборник официальных документов по спортивному туризму/ Сост.: Г.А. Алексеев, И.Е. Востоков, А. Козлов, А.В. Силкин, В.В. Павлов, С.Н. Панов, А.Э. Ярошевский.  М.: Туристско-спортивный союз России, 1996.  152 с.
  38. Соловьев Л.И.  Живи, Кузнецкая земля!: Методическое пособие. Кемерово, 1997.   237 с.
  39. Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие. Кемерово: ОАО «Кузбасс»; ООО «Скиф», 2006.  384 с.
  40. Соловьев Л.И. Краеведческие игры:  Учебное пособие. Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2004.  368 с.
  41. Теплоухов В.В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма// Путник. 1996. № 6.  С. 3-36.
  42. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование: Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. М.: Просвещение, 1990.  218 с.
  43. Фридман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха.  М.: Просвещение, 1991.  207 с.
  44. Шабалин, В.М. Тайны имен земли Кузнецкой: Краткий топонимический словарь Кемеровской области. Кемерово, 1994. 223 с.
  45. Шаров Г.Н., Надлер Ю.С. Заповедные геологические памятники Кемеровской области. Новокузнецк,   2001.  160 с.    
  46. Шмаков С.А. Игры-потехи, забавы-утехи. Саратов, 1998.  52 с.
  47. Энциклопедия туриста/ Под ред. Э. Тамм. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.  510 с.

Электронные ресурсы

  1. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:  http://минобрнауки.рф/ (дата обращения 10.06.2020).
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. URL:  http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения 10.06.2020).
  3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. URL:  http://window.edu.ru/ (дата обращения 10.06.2020).
  4. Интернет-портал «1 сентября» [Электронный ресурс]. URL:  http://1сентября.рф/  (дата обращения 10.06.2020).
  5. Сайт ГАУ ДО «Кузбасский центр детского и юношеского туризма и экскурсий»  [Электронный ресурс]. URL: http://www.kuztur42.narod.ru  (дата обращения 10.06.2020).
  6. Сайт Министерства образования и науки Кузбасса [Электронный ресурс]. URL:  http://образование42.рф  (дата обращения 10.06.2020).
  7. Сайт ФГБОУДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения [Электронный ресурс]. URL: https://fcdtk.ru  (дата обращения 10.06.2020).
  8. Сайт Федерации спортивного ориентирования России [Электронный ресурс]. URL:  http://www.rufso.ru/ (дата обращения 10.06.2020).
  9. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. URL:  http://www.edu.ru/ (дата обращения 10.06.2020).
  10. Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. URL:  http://fcior.edu.ru/ (дата обращения 10.06.2020).

Список литературы для учащихся

  1. 1000 + 1 совет туристу: Школа выживания/ Авт.-сост.  Н.Б. Садикова. Мн.: 2000. 352 с.
  2. Алексеев А.А. Питание в туристском походе М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996. 193  с.
  3. Балабанов И.В. Узлы: справочное издание. М.: 2003. 80 с.
  4. Бринк И.Ю. Ателье туриста/ И.Ю. Бринк, М.П. Бондарец.  М.: Физкультура и спорт, 1990.  144 с.
  5. Галкин Н. В. История Юрги.  Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001  472 с.
  6. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика.  М.: Физкультура и спорт, 1985.  224 с.
  7. Ильичев А.А. Большая энциклопедия выживания/ Изд. 2-е, испр., доп. и перераб.  М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.  488 с.
  8. История Кузбасса/ отв. Ред. Н.П. Шуранов.  Кемерово: ИПП «Кузбасс», «Скиф», 2006.  360 с.
  9. Первая помощь / Под общ. ред. Ф.Е.. Вартаняна; Пер.  с англ. В.Н. Бормоткин.  Российское общество Красного Креста, 1997.  215 с.  
  10. Популярная энциклопедия выживания/ Сост. Н.Н. Немо. М.:  ЭКСМО-Пресс, 1999.  488 с.  
  11. Шабалин, В.М. Тайны имен земли Кузнецкой: Краткий топонимический словарь Кемеровской области. Кемерово, 1994. 223 с.
  12. Шаров Г.Н., Надлер Ю.С. Заповедные геологические памятники Кемеровской области. Новокузнецк,   2001.  160 с.    
  13. Шмаков С.А. Игры-потехи, забавы-утехи. Саратов, 1998.  52 с.
  14. Энциклопедия туриста/ Под ред. Э. Тамм. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.  510 с.

Приложение 1.

Оценочные материалы по программе «Минитур»

Результаты контроля по разделам дополнительной общеразвивающей общеобразовательной  программы

«Минитур»

Учащиеся _______ года обучения, группа _______

 № п/п

Раздел/тема

Дата

ФИ учащихся

 

Доля учащихся, освоивших раздел(тему) на «хорошо» и «отлично»

Общий % учащихся, освоивших программу на «хорошо» и «отлично»__________

Примеры тестовых заданий

Итоговая диагностика

1. Какая из латинских букв на компасе означает направление на ЮГ?

а) N;

б) W;

в) S;

г) E.

2. Найди соответствие между названием и изображением название туристского снаряжения. Запиши ответ в формате «Цифра – буква»:

1. карабин    

2. жумар  

3. индивидуальная страховочная система

4. спусковое устройство  

5. компас

а)                        б)                     в)                             г)                                   д)

3.  Какой из узлов применяется для обвязывания веревки вокруг опоры (дерева), в альпинизме или спасательных работах для организации связок при отсутствии специальных страховочных поясов или страховочных систем? Запиши букву правильного ответа и название узла.

              у5                          

        а)                                      б)                            в)                                   г)                  

4. На каком рисунке изображено правильное оказание помощи при переломе голени?

          H:\157965_html_m4a500136.png   

               а)                                          б)                                                               в)

Пример игровых контрольных заданий

Раздел «Ориентирование на местности»

Задание. Рельеф

Задача: Подобрать графическое изображение рельефа к заданному профилю. Участник бежит в противоположную сторону спортзала, где лежит задание. Запоминает первый профиль, бежит обратно, находит соответствующий первому профилю графическое изображение рельефа, запоминает порядковый номер ответа, бежит к судье, называет ответ. Если ответ правильный, продолжает упражнение. Если ответ неправильный, бежит штрафной круг и продолжает упражнение.

hello_html_7eab09c5.png.

Задание.  Звездное ориентирование

Задача: определение КП по азимуту, движение по азимуту и отметка КП в карточке. На карточке участника указаны пять азимутов (применяется рассеивание). Участник берет первый азимут (азимут- 250°) по компасу и бежит в данном направлении до КП, делает отметку и возвращается на старт, потом берет следующий азимут и т.д. Старт общий. По завершению указывается в карточке порядок финиша. Выигрывает тот, кто правильно отметит все КП, при одинаковом результате учитывается порядок финиша.

hello_html_m6ab43584.png

Задание. Пазлы

Собрать из фрагментов карту на время или кто быстрее.

hello_html_2acca247.png

Карта руководителя.

hello_html_m2d56773d.png

Фрагменты.

Контрольные нормативы по общей физической подготовке

Упражнения

(нормативы 11-12 лет)

Мальчики

Девочки

отлично

хорошо

зачтено

отлично

хорошо

зачтено

Челночный бег 4×9 м, сек

10,2

10,7

11,3

10,5

11,0

11,7

Бег 30 м, с

5,5

6,0

6,5

5,7

6,2

6,7

Бег 60 м, с

10,0

10,6

11,2

10,4

10,8

11,4

Бег 300 м, мин, с

1,02

1,06

1,12

1,05

1,10

1,15

Бег 1000 м, мин, с

4,30

4,50

5,20

4,50

5,10

5,40

Бег 2000 м

Без учета времени

Кросс 1,5 км, мин, с

8,50

9,30

10,0

9,00

9,40

10,30

Подтягивание на перекладине из виса, раз

7

5

3

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, раз

15

10

8

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

17

12

7

12

8

3

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки на груди скрестно за 1 мин, раз

39

33

27

28

23

20

Прыжок в длину с места, см

170

160

140

160

150

130

Прыжок в длину с разбега, см

340

300

260

300

260

220

Прыжок в высоту с разбега, см

110

100

85

105

95

80

Бег на лыжах 1 км ,мин, сек

6,30

7,00

7,40

7,00

7,30

8,10

Бег на лыжах 2 км ,мин, сек

Без учета времени

Одновременный бесшажный ход

Подъем «елочкой»

Спуск в «ворота» из палок

Торможение «плугом»

Техника на лыжах

Ведение мяча бегом в баскетболе

Техника

Прыжки со скакалкой за 1 мин

70

60

55

60

50

30

Прыжок со скакалкой, 15 сек, раз

34

32

30

38

36

34

Плавание без учета времени, м

50

25

12

25

20

12

Упражнения

13-14 лет

Мальчики

Девочки

отлично

хорошо

зачтено

отлично

хорошо

зачтено

Челночный бег 4×9 м, сек

10,0

10,5

11,5

10,3

10,7

11,5

Бег 30 м, с

5,5

5,8

6,2

5,8

6,1

6,5

Бег 60 м, с

9,8

10,2

11,1

10,0

10,7

11,3

Бег 500 метров, мин

2,22

2,55

3,20

2,22

2,55

3,20

Бег 1.000 метров, мин

4,20

4,45

5,15

4,20

4,45

5,15

Бег 2.000 метров

без времени

Бег на лыжах 2 км, мин

13,30

14,00

14,30

14,00

14,30

15,00

Бег на лыжах 3 км, мин

19,00

20,00

22,00

Прыжки в длину с места, см

175

165

145

165

155

140

Подтягивание на перекладине

8

6

4

Отжимания в упоре лежа

20

15

10

15

10

5

Наклон вперед из положения сидя

10

6

3

14

11

8

Подъем туловища за 1 мин из положения лежа, раз

40

35

25

35

30

20

Прыжки на скакалке, за 20 секунд

46

44

42

48

46

44