Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спорттур»

Дешевых Татьяна Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спорттур» имеет туристско-краеведческую направленность, относится к программам общекультурного базового уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»

РАССМОТРЕНО
на заседании Методического совета
МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»
протокол от 19.08.2020 г. № 1


на заседании Педагогического совета
МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»
протокол от 21.08.2020 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»
от 21.08.2020 г. № 177

____________ Д.Ф. Максимчик

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Спорттур»

Направленность: туристско-краеведческая

Уровень освоения: базовый

Возраст учащихся: 12–14  лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик:

Дешевых Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного  образования  МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

Юргинский городской округ

 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………

3

Учебно-тематический план ………………………………………………

9

Содержание программы …..…………………………………....................

10

Материально-техническое обеспечение программы …………………

22

 Методическое обеспечение программы………………………….……...

23

      Тематическое планирование обучения……...…………

23

Список литературы для педагога ……………………………………

28

Интернет-ресурсы ……………………………………………………….

32

Список литературы для учащихся………………………………

33

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спорттур» имеет туристско-краеведческую направленность, относится к программам общекультурного базового уровня.

Активно работает Всероссийское движение школьников «Школа безопасности», в рамках движения проводятся туристские слеты, соревнования, личные и командные первенства по туризму. До недавнего времени, педагоги, занимаясь туристским многоборьем с детьми, использовали в своей работе отдельные фрагменты образовательных программ. Однако дальнейшее развитие этой дисциплины в системе дополнительного образования привело к необходимости разработки отдельной программы. Это обусловило актуальность составления  программы «Спорттур».

Программа составлена на основе нормативных и правовых документов:

  •  «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21.12.2012, одобрен Советом Федерации 26.12.2012];
  • Концепция развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;
  • СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Департамента государственной политики в сфере  воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»:  постановление Правительства Российской Федерации от 154.12.2015 № 1493;
  • Закон «Об образовании в Кемеровской области» от  05.07.2013 №86-ОЗ  [принят Советом народных депутатов Кемеровской области 03.07.2013];
  • Правила персонифицированном финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области: приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.05.2019г. №740;
  • Устав МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»: [принят постановлением Администрации города Юрги от 11.02.2019 № 123].

Программа «Спорттур» составлена на основе федеральной Программы детского объединения участников движения «Школа безопасности»  (А.Г. Маслов, [32], [33]). Новизна программы заключается в том,  что основное время отводится  спортивной и технико-тактической подготовке в разных дисциплинах спортивного туризма,  на пешеходной и лыжной дистанциях.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы – от 12 до 14 лет (6-8 классы общеобразовательной школы). Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы курса обучения – 216 часов в год, что составляет 6 часов в неделю. Программа  реализуется в очной форме, занятия проводятся  по группам постоянного состава, продолжительность занятий:  3 академических часа с периодичностью 2 раза в неделю. Рекомендуемый состав групп обучения – 12 человек.

Программа  реализуется в очной форме, занятия проводятся  по группам постоянного состава.

Режим занятий

Объем программы

Общее количество часов

Количество часов за учебный год

Количество занятий в неделю

Продолжительность занятия

Количество часов в неделю

1 год обучения

216  часов

216 часов

2

3 академичес-ких часа

6 часов

Состав учащихся. Объединение формируется из учащихся:

- прошедших курс обучения по программе туристско-краеведческой направленности стартового уровня по итогам предварительной диагностики;

- допущенных к занятиям по состоянию здоровья медработником;

- прослушавших вводный инструктаж по ТБ.  Содержание инструктажа по ТБ включает: правила поведения и меры безопасности во время соревнований, при похождении дистанции; сохранение порядка и чистоты на местности; противопожарная безопасность; ПДД, меры безопасности во время движения в транспорте и пешим порядком.

Программа  реализуется в очной форме, занятия проводятся  по группам постоянного состава.

1.2.Цель и задачи

Целью программы «Спорттур» является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий спортивным туризмом, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

        Программа направлена на решение следующих задач.

Образовательные:

  • формировать у учащихся знания, умения по спортивному туризму;
  • развивать у подростков необходимые туристские навыки;
  • создавать условия для подготовки спортсменов по видам спорта «спортивный туризм» и «спортивное ориентирование».

Воспитательные:

  • воспитывать у ребят морально-волевые качества, гражданственность, чувство любви к Родине и патриотизм;
  • прививать ребятам культуру общения, поведения в обществе, спортивную этику;
  • развивать  сплоченность детского коллектива, взаимопомощь и умение действовать в команде;
  • формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье школьников.

Развивающие:

  • развивать мотивацию учащихся к занятиям спортом, туризмом;
  • осуществлять всестороннее физическое развитие и целенаправленную физическую подготовку учащихся;
  • формировать у подростков потребности в саморазвитии и стремлении к достижению спортивных результатов;
  •  работать над формированием у подрастающего поколения активной жизненной позиции, ответственности.

Образовательные и учебные форматы

Формы работы: учебно-тренировочные походы, зачетные (степенные, категорийные) походы, соревнования, тренировка;    проводятся викторины, конкурсы, организация досуговой деятельности проходит в форме праздников, тематических вечеров. Более значительная часть программы отведена практическим занятиям.

        Методы организации обучения:

  • методы практико-ориентированной деятельности: тренировки, упражнения на отработку умений и навыков;
  • словесные методы: объяснение, рассказ, диалог, консультация;
  • наглядные методы: работа с картами, схемами, планами, демонстрация фото- и видеоматериалов;
  • социологические методы: интервью, опрос;
  • исследовательские методы: поисковая работа, анализ данных;
  • методы проблемного обучения: поиск, отбор документов и фактов, проблемное изложение материала;
  • игровые методы: дидактические и развивающие игры, ролевые, народные игры.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • участие в лично-командных первенствах и соревнованиях по туризму;  участие в соревнованиях по спортивному ориентированию муниципального масштаба;
  • выполнения нормативов по общей и специальной  физподготовке;
  • выполнение нормативов спортивных разрядов (юношеские);
  • участие в зачетном многодневном туристском походе;
  • участие в подготовке и проведении мероприятий: судейство  соревнований (помощник судьи, секретарь, судья  этапа на дистанции, конкурсной программы);
  • педагогическая диагностика качества обученности промежуточная и итоговая не реже 1 раза в полугодие.

В качестве форм фиксации результатов применяются: аналитические материалы по итогам проведения диагностики, грамоты, дипломы и благодарственные письма, журнал учета работы педагога, маршрутные листы и отчеты о походе (документация МКК), портфолио, протоколы соревнований (другая документация соревнований), фото- и видеоматериалы, выступления учащихся.

                Формы и методы даны по классификации С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко, [27, с. 48].

Планируемые результаты освоения программы

После курса обучения учащиеся знают:

  • правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях;
  • виды спортивного туризма, правила соревнований и система штрафов на соревнованиях по спортивному туризму;
  • виды личного, группового туристского снаряжения, снаряжение для ориентирования, для многодневного слета, похода, виды и назначение командного снаряжения; особенности снаряжения для зимнего похода;
  • технические этапы дистанций и их параметры, необходимое оборудование дистанции;
  • основные характеристики туристских слетов, соревнований по туризму;
  • виды условных знаков, группы условных знаков;
  • устройство, правила обращения с компасом;
  • основные сведения о строении внутренних органов человека; способы оказания помощи, способы иммобилизации и транспортировки пострадавшего;
  • значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом;
  • способы выбора и разработки маршрута туристского похода;
  • экскурсионные объекты на территории края;
  • требования к месту привала и бивака в различных погодных и природных условиях;
  • типы костров, меры безопасности при обращении с огнем, кипятком, правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.

        учащиеся умеют:

  • соблюдать ТБ на занятиях по туристскому многоборью, ориентированию, в походе; с соблюдением ТБ преодолевать естественные препятствия;
  • применять различные типы страховочных систем;
  • подбирать снаряжение для летнего и зимнего периода;
  • готовить к использованию, маркировать веревки; формировать ремонтный набор;
  • преодолевать этапы дистанции 1  класса лично и в связке;
  • работать на дистанции командой: без специального туристского снаряжения; с наведением сопровождения; с наведением перил;
  • работать с топографической и спортивной картой, читать карту, определять изображения реальных объектов на местности;
  • определять азимут, двигаться по азимуту на маркированной трассе;
  • оказывать первую помощь; изготавливать носилки из шестов, волокуши из лыж;
  • выполнять контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке;
  • подготовить личное и групповое туристское снаряжение для 1-2 дневного туристского похода; фасовать, упаковывать и переносить продукты в рюкзаке;
  • выполнять работы по организации привалов и ночлегов, развертыванию и свертыванию лагеря (бивака);
  • заготавливать дрова, разжигать костер, готовить пищу на костре;
  • составлять отдельные разделы отчета о походе, систематизировать материалы о походе.
  • Кадровое обеспечение. Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории с педагогическим образованием, опытом организации туристской деятельности школьников.

        

1.3. Содержание программы

Учебный план программы  «Спорттур»

п/п

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Всего

В том числе

Теория

Прак-тика

Спортивный туризм как вид спорта

75

27

48

Участие в лично-командных первенствах и соревнованиях по спортивному туризму

Ориентирование на местности

27

9

18

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, судейская практика

Основы гигиены и первая помощь

24

8

16

Диагностика качества обученности – тестовые задания, участие в соревнованиях (конкурсах)

Общая и специальная физическая подготовка

48

6

42

Выполнение нормативов по общей и специальной  физподготовке

Пешеходный туризм

30

4

26

Участие в зачетном туристском походе, слете

Закрепление пройденного материала. Диагностика по разделам

9

-

9

Диагностика качества обученности – тестовые задания

Подведение итогов

3

-

3

Беседа

Итого за учебный год:

216

54

162

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Спортивный туризм как вид спорта (75 часа)

Вводный инструктаж. Основы безопасности при проведении занятий в спортивном зале, на местности по спортивному туризму, спортивному ориентированию, при проведении многодневного туристского слета, похода. Пожарная безопасность. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением. Правила дорожного движения. Права и обязанности обучающихся.

Меры личной безопасности при преодолении естественных препятствий. Требования по технике безопасности в работе с личным и групповым снаряжением.

Нормативные документы по спортивному туризму. Единая Всероссийская спортивная классификация. Туристские слеты и соревнования. Правила соревнований и система штрафов по спортивному туризму на личных, лично-командных, командных дистанциях и контрольно-туристском маршруте.

Характеристика классов дистанций. Разрядные требования по спортивному туризму. Права и обязанности участников. Агитационное значение соревнований.

Виды спортивного туризма. Виды, в которых результат определятся суммой времени прохождения всей дистанции (техника пешеходного туризма личная и командная, соревнования связок, эстафеты).  Виды, в которых результат определяется суммой времени прохождения каждого технического этапа дистанции (контрольно-туристский маршрут).

Личное снаряжение туриста-многоборца. Перечень личного снаряжения туриста-многоборца. Специальное туристское снаряжение.

Снаряжение для многодневного слета, похода: одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Правила размещения предметов в рюкзаке. Хранение и использование личного снаряжения.

Групповое снаряжение туристов спортсменов. Правила эксплуатации и требования к групповому снаряжению. Перечень командного снаряжения.

Технико-тактическая подготовка вида «Личная техника пешеходного туризма». Естественные и искусственные препятствия. Освоение техники прохождения (преодоления) различных этапов. Технические этапы дистанций 2-го класса: характеристика и параметры этапов, способы их прохождения. Учет индивидуальных особенностей занимающихся для выработки более рациональной техники преодоления этапов. Оборудование дистанции. Разметка дистанции, этапов. Границы этапов, контрольные линии.

Технико-тактическая подготовка вида «Командная техника пешеходного туризма». Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-го, 2-го классов по технике пешеходного туризма. Тактика личного прохождения различных этапов в команде, в связке. Тактика сквозного прохождения дистанций и работы всей команды на всех этапах. Распределение обязанностей между членами команды.

Технико-тактическая подготовка вида «Контрольно-туристский маршрут». Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-го, 2-го классов контрольно-туристского маршрута. Тактика индивидуального прохождения различных этапов в команде. Тактика работы всей команды на отдельных этапах. Распределение обязанностей между членами команды.

Организация командной страховки (способы страховки: верхняя, нижняя и пр.). Понятия «страхующий» и «страхуемый». Крепление вертикальных перил на подъеме и спуске. Подготовка перил для снятия (сдергивания) с целевого берега. Организация самостраховки на вертикальных перилах.

Туристские слеты и соревнования. Задачи туристских слетов и соревнований. Положение о слете и соревнованиях, условия. Подведение итогов и награждение победителей. Организация туристского быта на соревнованиях.

Практические занятия. Формирование практических навыков и умений соблюдения техники безопасности на занятиях по Спортивному туризму.

Основы правил по технике безопасности при проведении занятий по ориентированию на местности. Контрольное время, границы полигона. Организация поиска условно заблудившихся.

Отработка техники преодоления естественных препятствий, заболоченных участков.

Специальное туристское снаряжение для занятий техникой туризма: знакомство с различными типами страховочных систем, регулировка и правильное расположение личного снаряжения: (карабинов, рукавиц, прусика самостраховки) на себе. Приведение снаряжения в рабочее или транспортное состояние.

Подбор специального снаряжения для летнего и зимнего периода: проверка комплектности и исправности, транспортировка, подготовка к соревнованиям.

Изготовление и совершенствование личного снаряжения.

Маркировка веревок. Подготовка веревок к рабочему состоянию. Проверка комплектности и исправности группового снаряжения. Формирование ремонтного набора.

Вид «Личная техника пешеходного туризма»: оборудование этапов, разметка дистанции. Личное прохождение этапов, прохождение в связке и в команде. Отработка умений и навыков прохождения этапов, дистанций. Формирование умений и навыков работы на дистанции командой:

без специального туристского снаряжения: подъем по склону с альпенштоком, спуск с альпенштоком, подъем - траверс - спуск с альпенштоком; «маятник»; гать;

с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа) с самостраховкой; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенными судьями; траверс; подъем - траверс - спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями; переправа через реку вброд по веревке на самостраховке.

Изучение техники вязания узлов: «двойной проводник», «шкотовый», «стремя», «схватывающий». Спортивное и прикладное значение узлов.

Приемы разработки тактических схем преодоления технических этапов, применения различных специальных средств (снаряжения) на этапах. Имитационные упражнения для освоения и совершенствования техники прохождения различных технических этапов по различным тактическим схемам. Выбор оптимальных вариантов работы на этапе (наиболее скоростных, при минимально возможных штрафах). Отработка навыков работы на дистанциях по заранее разработанным тактическим схемам прохождения дистанции командой (последовательность преодоления каждым участником отдельных этапов). Формирование умений внесения корректив в разработанные и оговоренные схемы при возникновении внештатных ситуаций:

без специального туристского снаряжения: установка и снятие палатки; подъем и спуск по склону с альпенштоком; вязание узлов; «маятник»; гать; оказание первой помощи;

с использованием специального туристского снаряжения: организация сопровождения и переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем - траверс - спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; организация сопровождения и переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями; переправа через реку вброд по перилам, наведенным судьями.

Изучение техники вязания узлов: «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой встречный», «схватывающий», «стремя», «двойной проводник», «шкотовый», «булинь», «брамшкотовый», «стремя», «грейпвайн».

Работа на этапах, оборудованных судейским снаряжением. Организация сопровождения. Наведение перил. Формирование навыков по организации страховки и самостраховки. Осуществление перехода от страховки к самостраховке и от самостраховки к страховке. Переправа первого участника на подъеме.

Формирование умений и навыков работы на дистанции командой:

без специального туристского снаряжения: установка и снятие палатки; оказание первой  помощи;

с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; траверс на самостраховке; подъем-траверс-спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; переправа через реку вброд по веревке;

с наведением сопровождения: организация сопровождения и переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями; организация сопровождения и переправа по веревке с перилами (параллельная переправа) на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями; организация сопровождения и переправа через реку вброд по веревке на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями;

с наведением перил: подъем с самостраховкой с наведением перил; спуск с самостраховкой с наведением перил.

Участие в соревнованиях «Юный спасатель», «Школа безопасности», соревнованиях по туристскому многоборью школьного и городского (районного) масштабов на личных, лично-командных и командных дистанциях.

Подготовка и участие в конкурсных программах соревнований.

2. Ориентирование на местности (27 часов)

Спортивное ориентирование как вид спорта. Прикладное значение ориентирования. Снаряжение для занятий ориентированием: компас, планшет, одежда, обувь, вспомогательное снаряжение. Виды ориентирования. Ориентирование по выбору (туристское).

Условные знаки. Виды условных знаков. Масштабные, внемасштабные, линейные, площадные знаки. Группы условных знаков: населенные пункты, гидрография, дороги, растительный покров. Рельеф, виды горизонталей, высота сечения. Изображения различных форм рельефа (гора, вершина, хребет, лощина).

Компас, типы компасов, устройство, правила обращения с компасом.

Техника и тактика ориентирования. Чтение карты, определение азимута движения по карте, движение по азимуту, измерение расстояния по карте, измерение расстояния на местности, определение сторон горизонта, прямая и обратная засечка, техника бега, техника «взятия» КП, техника подхода и ухода с КП, отметка на КП.

Выбор тактических приемов для прохождения конкретных участков дистанции. Тактические командные действия на соревнованиях. Выбор рационального пути для нахождения КП. Действия участника на последних минутах контрольного времени. Подсчет результата участника с учетом превышения контрольного времени.

Правила соревнований по спортивному ориентированию. Положение о соревнованиях, условия проведения соревнований. Техническая информация. Стартовые параметры: номер, стартовая минута, местонахождение старта и финиша.

Практические занятия. Знакомство с картографическими и видеоматериалами соревнований ориентирования по выбору.

Действия участника на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша.

Топографический диктант: упражнения на запоминание знаков, решение задач по практическому ориентированию. Изучение на местности изображения реальных объектов. Знакомство с различными формами рельефа.

Отработка приемов работы с компасом. Ориентирование карты по компасу, нахождение ориентиров по заданному азимуту, движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты по объектам местности. Ориентирование на маркированной трассе.

Тактические действия на дистанции при выборе пути движения. Отработка действий участника на дистанции на последних минутах контрольного времени.

Ориентирование «Лабиринт». Городское ориентирование.

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.

3. Основы гигиены и первая помощь (24 часа)

Личная гигиена туриста-спортсмена, профилактика травматизма на занятиях и соревнованиях по туристскому многоборью. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма простудным заболеваниям. Закаливание на занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания.

Основные приемы оказания первой помощи. Оказание помощи при травмах. Способы иммобилизации пострадавшего. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран при кровотечениях. Оказание помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах; при простудных заболеваниях; при укусах насекомых и пресмыкающихся; при пищевых отравлениях.

Приемы транспортировки пострадавшего. Переноска пострадавшего при травмах различной локализации. Организация транспортировки и переноски пострадавшего в зависимости от характера и места получения травмы, его состояния, количества оказывающих помощь.

Практические занятия. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

Оказание первой помощи условно пострадавшему. Обеззараживание питьевой воды различными способами.

Отработка навыков переноски пострадавшего при травмах различной локализации.

Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках, переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.

4. Общая и специальная физическая подготовка  (48 часов)

Строение и функции организма человека и влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности .

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивного
травматизма. Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма.

Практические занятия.

Врачебный контроль и самоконтроль. Прохождение врачебного контроля. Медицинский допуск к занятиям спортом.

Общая физическая подготовка. Легкая атлетика

Бег на дистанции 60 м, 300 м, 500 м, 1000 м; бег на длинные дистанции: девочки - 2000 м, мальчики - 2500 м; бег по пересеченной местности (кросс) 2,5-5 км с преодолением естественных и искусственных препятствий.

Подвижные игры и спортивные игры.

Баскетбол, футбол, русская лапта, пионербол, эстафеты.

Игры и эстафеты с мячом.

Гимнастические упражнения

Упражнения на снарядах: брусья, низкая перекладина, гимнастическая стенка, упражнения на гимнастическом бревне, опорные прыжки, лазание по канату. Элементы акробатики: кувырки вперед, назад, в стороны, в группировке, перекаты, стойка на лопатках, мост.

Лыжный спорт

Изучение попеременного и одновременного способов ходьбы на лыжах, изучение техники поворотов на месте и в движении, прохождение на лыжах дистанции 1500 м, 3000 м на время, катание с гор, спуски и подъемы на склонах различной крутизны, повороты и торможение во время спусков. Ложные падения.

Специальная физическая подготовка.

Скалолазание

Индивидуальное лазание по скальным стенкам на скорость и сложность; страховка партнера.

Упражнения на развитие выносливости

Бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности на дистанции от 2,5 до 5 км. Бег «в гору». Ходьба на лыжах на дистанции от 3 до 5 км. Марш-броски и туристские походы (однодневные и многодневные). Плавание различными способами на дистанции до 300 м. Бег с изменением скорости, темпа и продолжительности в различных условиях местности.

Бег по дистанции «Техника пешеходного туризма» в среднем темпе до 300 м, с преодолением не менее 5 технических этапов.

Упражнения на развитие быстроты

Бег на скорость на дистанции 30 м, 60 м. Бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками. Бег с переменной скоростью и повторный бег. Быстрое приседание и вставание. Прыжки через препятствия. Лазание по канату на скорость.

Преодоление этапа «Параллельная переправа» (15-20 м) с максимальной скоростью с интервалами отдыха - 4-6 раз. Преодоление этапа «Подъем» (20 м) - 4-6 раз.

Упражнения для развития ловкости

Гимнастические упражнения на различных снарядах, требующие сложной координации движений. Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне.

Элементы акробатики: кувырки, перекаты, перевороты. Переправа по бревну через канаву; переправа по качающемуся бревну. Расхождение двух участников на одном бревне.

Командное прохождение этапов «Переправы»: «Параллельная переправа», «Кочки» и т.п.

Упражнения для развития силы

Подтягивание на перекладине: мальчики – на высокой, девочки – на низкой. Брусья: сгибание, разгибание рук в упоре.

Сгибание и разгибание рук в упорах. Приседание на одной и двух ногах. Упражнения с отягощениями. Перетягивание каната.

Подтягивание, поднимание ног из положения в висе на натянутых веревочных перилах. Конкурсы на натянутых веревочных перилах: «Кто самый сильный?», «Рукоход», «Переправа без снаряжения».

Упражнения для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц

Наклоны вперед, в стороны, медленный бег с расслаблением мышц плечевого пояса и рук. Парные упражнения с сопротивлением на гибкость, растяжение и подвижность суставов. Скалолазание на искусственном и естественном рельефе.

Выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке.

5. Пешеходный туризм (30 часов)

Туристские возможности родного края. Административное деление Кемеровской области - Кузбасса. География и природа Кемеровской области - Кузбасса: рельеф, реки, животный и растительный мир. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия Кузбасса.

Экскурсионные возможности Кемеровской области. Исторические и природные достопримечательности, памятные места.

Туристский поход – средство познания своего края, активного отдыха и физической подготовки. Определение цели и района похода. Разработка маршрута.

Организация туристского быта. Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака. Организация ночлега.

Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Установка палаток, размещение в них вещей. Защита палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Уборка места лагеря перед уходом группы.

Групповое снаряжение туриста: рюкзаки, палатки. Походная посуда для приготовления пищи. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник, топоры, пилы и др. Особенности снаряжения для зимнего похода. Хранение и использование группового снаряжения.

Костровое оборудование. Типы костров. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.

Уход за одеждой и обувью в походе. Поведение на водоемах.

Питание в туристском походе. Организация питания в многодневном походе. Самостоятельное составление меню и списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Питьевой режим на маршруте.

Подведение итогов похода

Практические занятия.  Изучение района похода: изучение литературы, карт, маршрута, отчетов о походе. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка личного и группового снаряжения.

Знакомство с достопримечательностями родного края. Разработка плана организации экскурсий. Экскурсия в краеведческий музей.

Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.

Закупка, фасовка и упаковка продуктов.

 Приготовление пищи на костре.

Составление отчета о походе, иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма. Обработка собранных материалов.

Обсуждение итогов похода. Составление отчета о походе. Ремонт и сдача инвентаря. Отчетный вечер. Оформление спортивных разрядов участникам похода.

6. Закрепление пройденного материала.

Диагностика по разделам (10 часов)

Диагностика качества освоения программы  – тестовые задания. Соревнования по туризму и ориентированию. Конкурс.

7. Подведение итогов (3 часа)

        Подведение итогов деятельности в учебном году. Перспективы работы объединения.

Материально-техническое оснащение

Занятия по программе проводятся в помещении МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги», которое соответствует СанПиН, помещение оснащено необходимым количеством мебели, инвентарем и оборудованием для проведения занятий.  Учебная аудитория для проведения занятий оборудована демонстрационными стендами и наглядными пособиями.

Рекомендуемый перечень учебного оборудования,

туристского снаряжения и инвентаря  (на 15 человек)

  1. Веревка основная (50 м)        10  шт.
  2. Веревка основная (25 м)        4 шт.
  3. Веревка вспомогательная (60 м)        2 шт.
  4. Система страховочная                                      15 шт.
  5. Рукавицы для страховки и сопровождения        15 пар.
  6. Карабины                                                            30 шт.
  7. Альпеншток         8 шт.
  8. Устройство для спуска по                                 8 шт.
  9. Аптечка походная         1 шт.
  10. Накидка от дождя        15 шт.
  11. Компас          15 шт.
  12. Курвиметр        2 шт.
  13. Лыжные комплекты        15 шт.
  14. Мазь лыжная        1 шт.
  15. Планшеты          15 шт.
  16. Компостеры для отметки прохождения КП        10 шт.
  17. Секундомер электронный        2 шт.
  18. Костровое оборудование        1 комплект
  19. Каны (котлы) туристские        2 комплекта
  20. Спальники        15 шт.
  21. Палатки туристские походные        5 шт.
  22. Коврики        15 шт.
  23. Рюкзаки        15 шт.
  24. Тент        2шт.
  25. Ремонтный набор        1 шт.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Тематическое планирование курса

Тема учебного плана

Тема занятия

К-во часов

1. Спортивный туризм как вид спорта

(75 часа)

Вводное занятие. Вводный инструктаж

3

Меры личной безопасности  на занятиях по туристскому многоборью

3

Характеристика классов дистанций

3

Разрядные требования по туристскому многоборью

3

Виды туристского многоборья

3

Личное снаряжение туриста-многоборца

3

Групповое снаряжение  туристов-многоборцев

3

Выполнение туристских узлов

3

Спортивное и прикладное значение узлов.

3

Техника преодоления естественных препятствий различного вида

3

Технико-тактическая подготовка вида «Командная техника пешеходного туризма».

3

Организация командной страховки

3

Командная работа на дистанции со специальным снаряжением

3

Организация сопровождения

3

Наведение перил

3

Организация страховки и самостраховки

3

Техники прохождения этапов дистанции

3

Личное прохождение этапов

3

Прохождение этапов в связке и в команде

3

Конкурсная программа соревнований

3

Организация туристского быта на соревнованиях

3

Участие в туристском слете

3

Участие в соревнованиях «Юный спасатель»

3

Участие в соревнованиях «Школа безопасности»

3

Участие в соревнованиях по туризму

3

2. Ориентирование на местности

(27 часов)

Прикладное значение ориентирования

3

Снаряжение для занятий ориентированием

3

Условные знаки

3

Топографический диктант

3

Ориентирование с картой и компасом

3

Городское ориентирование

3

Правила соревнований по спортивному ориентированию

3

Ориентирование на маркированной трассе

3

Участие в соревнованиях по ориентированию

3

3. Основы гигиены и первая помощь

(24 часа)

Личная гигиена туриста-спортсмена

3

Основные приемы оказания первой помощи

3

Основные приемы оказания первой помощи при травмах

3

Основные приемы оказания первой помощи при заболеваниях

3

Основные приемы оказания первой помощи при укусах животных

3

Оказание помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах

3

Наложение жгута, бинтование ран

3

Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж

3

4. Общая и специальная физическая подготовка

(48 часов)

Врачебный контроль и самоконтроль

3

Общая физическая подготовка

3

Легкая атлетика

3

Бег на короткие и длинные дистанции

3

Кросс

3

Подвижные игры

3

Гимнастические упражнения

3

Лыжный спорт

3

Спортивно-туристские эстафеты

3

Элементы скалолазания

3

Специальная физическая подготовка

3

Упражнения на развитие выносливости

3

Упражнения на развитие быстроты

3

Упражнения для развития силы

3

Выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке

3

Выполнение контрольных нормативов по специальной физической подготовке

3

5. Пешеходный туризм  

(30 часов)

Туристские возможности родного края

3

Административное деление Кемеровской области - Кузбасса

3

География и природа Кемеровской области - Кузбасса

3

Подготовка к туристскому походу

3

Обязанности туристской группы по должностям

3

Организация туристского быта

3

Групповое снаряжение туриста

3

Костровое оборудование

3

Питание в туристском походе

3

Подведение итогов похода

3

6. Закрепление пройденного материала. Диагностика по разделам (9 часов)

9

7. Подведение итогов (3 часа)

3

Всего часов за учебный год:

216

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. 1000 + 1 совет туристу: Школа выживания/ Авт.-сост.  Н.Б. Садикова. Мн.: 2000.  352 с.
  2. Аксельрод А.Ю. Скорее «скорой».  М.: Медицина, 1990.  80 с.
  3. Алексеев А.А. Питание в туристском походе.М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.  193  с.
  4. Архандеева  Г.А., Бочанцев С.С. “Школа безопасности”: аспекты теории и практики: Методическое пособие. Кемерово: Кемерововузиздат, 2000. 123 с.
  5. Бринк И.Ю., Бондарец М.П. Ателье туриста. М.: Физкультура и спорт, 1990. 144 с.
  6. Бурцев В.П. Загадки и находки на тропинках спортивного ориентирования.  М: ФЦДЮТиК, 2007. 120 с.
  7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ъ/ Сост. и науч. ред.  В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 188 – 195 с. (5-е изд., испр.)
  8. Волков Б.Н. Выживание в экстремальных условиях.  М.: ИПЦ “Русский раритет”, 1993.  252 с.
  9. Галкин Н. В. История Юрги. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. 472 с.
  10. Ганопольский В.И.  Туризм и спортивное ориентирование.  М.: ФиС, 1987.  264 с.
  11. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. М.: Физкультура и спорт, 1985.  224 с.
  12. Игры на каждый день: Пособие для организаторов развивающего досуга/ Авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова.  Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004.  144 с.
  13. Ильичев А.А. Большая энциклопедия выживания. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.  488 с. (Изд. 2-е, испр., доп. и перераб.)
  14. Ионов Ю.И. Туристские маршруты по  Кузбассу. Кемерово, 1981.  42 с.
  15. Историческая энциклопедия Кузбасса/  Том 1. Познань.: Издательский концерн «Штама», 1996.  380 с.
  16. История Кузбасса/ отв. Ред. Н.П. Шуранов.  Кемерово: ИПП «Кузбасс», «Скиф», 2006.  360 с.
  17. Кацюба Д.В. История Кузбасса. Кацюба – Кемерово, 1993. 230 с.
  18. Ковригина Л.Н., Фомина Н.А. Растительный мир Кузбасса и его охрана. Кемерово: Изд-во Обл ИУУ, 1995.  96 с.
  19. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. М.: Профиздат, 1990. 102 с.
  20. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников: Пособие для.  М.: Сфера, 2004.  224 с.  
  21. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000.  134 с.
  22. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1987.  187 с.
  23. Кошельков, С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся.М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. 52с.
  24. Крыло, Г.В.,  Завалишин В.В.,  Козаков Н.Ф.  Исследователи Кузбасса. Кемерово, 1983.  106 с.
  25. Кудряшов Ю.С. Энциклопедия выживания. Краснодар: Советская Кубань, 1996. 343 с.
  26. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. 72 с.
  27. Кульневич, С.В., Иванченко, В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба: Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко; под общ. ред. С.В. Кульневича. Ростов н/Д: Учитель, 2005. 324 с.
  28. Куприн, А.И. На местности и по карте. М.: Недра, 1982.  84 с.
  29. Курилова, В.И. Туризм: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов.  М.: Просвещение, 1988. 224 с.
  30. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. М.: ЦДЮТур, 1998.  69 с.
  31. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности».  М.: ВЛАДОС, 2000. 160 с.
  32. Маслов А.Г. Программа детского объединения участников движения «Школа безопасности».  М.: ФЦДЮТиК, 2007.  72 с.
  33. Маслов А.Г., Константинов Ю.С. Программы обучения детей жизненным навыкам в системе дополнительного образования.  М.: МТО-ХОЛДИНГ, 2001.  74 с.
  34. Музей-заповедник «Томская писаница»  А.И. Мартынов [и др.]/ Кемерово, 1995. – 89 с.
  35. Обучение правилам пожарной безопасности в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. Кемерово: ДО Администрации Кемеровской обл., Кемеровский Обл ИУУ, ОГПС №1 г. Кемерово, 2001. 70 с.    
  36. Обучение работников организаций и населения основам гражданской обороны  и защиты в чрезвычайных ситуациях/ Под ред. М.И. Фалеева. М.: Институт риска и безопасности, 2003. 360 с.  
  37. Овчинникова Е.Г. Разработка учебных программ в учреждении дополнительного образования детей: методическое пособие. Кемерово, 2001. 63 с.
  38. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.  640 с.
  39. Первая помощь/ под общ. ред. Ф.Е. Вартаняна; пер.  с англ. В.Н. Бормоткин.  Российское общество Красного Креста, 1997.  215 с.  
  40. Популярная энциклопедия выживания/ сост. Н.Н. Немо. М.:  ЭКСМО-Пресс, 1999.  488 с.  
  41. Сборник официальных документов по спортивному туризму / сост.: Г.А. Алексеев, И.Е. Востоков, А. Козлов, А.В. Силкин, В.В. Павлов, С.Н. Панов, А.Э. Ярошевский.  М.: Туристско-спортивный союз России, 1996.  152 с.
  42. Соловьев Л.И.  Живи, Кузнецкая земля!: Методическое пособие.  Кемерово, 1997.   237 с.
  43. Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие. Кемерово: ОАО «Кузбасс»; ООО «Скиф», 2006.  384 с.
  44. Соловьев, Л.И. Краеведческие игры:  Учебное пособие. Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2004. 368 с.
  45. Теплоухов В.В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма// Путник.  1996. № 6. С. 2-36.
  46. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование: Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. М.: Просвещение, 1990. 218 с.
  47. Фридман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха.  М.: Просвещение, 1991.  207 с.
  48. Шабалин В.М. Тайны имен земли Кузнецкой: Краткий топонимический словарь Кемеровской области. Кемерово, 1994.  223 с.
  49. Шаров Г.Н., Надлер Ю.С. Заповедные геологические памятники Кемеровской области. Новокузнецк: ООО «Слимон»,   2001.  160 с.    
  50. Шмаков, С.А. Игры-потехи, забавы-утехи.  Саратов, 1998. 52 с.
  51. Энциклопедия туриста/ под ред. Э. Тамм. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 510 с.

Электронные ресурсы

  1. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:  http://минобрнауки.рф/ (дата обращения 10.06.2020).
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. URL:  http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения 10.06.2020).
  3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. URL:  http://window.edu.ru/ (дата обращения 10.06.2020).
  4. Интернет-портал «1 сентября» [Электронный ресурс]. URL:  http://1сентября.рф/  (дата обращения 10.06.2020).
  5. Сайт ГАУ ДО «Кузбасский центр детского и юношеского туризма и экскурсий»  [Электронный ресурс]. URL: http://www.kuztur42.narod.ru  (дата обращения 10.06.2020).
  6. Сайт Министерства образования и науки Кузбасса [Электронный ресурс]. URL:  http://образование42.рф  (дата обращения 10.06.2020).
  7. Сайт ФГБОУДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения [Электронный ресурс]. URL: https://fcdtk.ru  (дата обращения 10.06.2020).
  8. Сайт Федерации спортивного ориентирования России [Электронный ресурс]. URL:  http://www.rufso.ru/ (дата обращения 10.06.2020).
  9. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. URL:  http://www.edu.ru/ (дата обращения 10.06.2020).
  10. Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. URL:  http://fcior.edu.ru/ (дата обращения 10.06.2020).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. 1000 + 1 совет туристу: Школа выживания/ Авт.-сост.  Н.Б. Садикова. Мн.: 2000. 352 с.
  2. Алексеев А.А. Питание в туристском походе М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996. 193  с.
  3. Балабанов И.В. Узлы: справочное издание. М.: 2003. 80 с.
  4. Бринк И.Ю. Ателье туриста/ И.Ю. Бринк, М.П. Бондарец.  М.: Физкультура и спорт, 1990.  144 с.
  5. Галкин Н. В. История Юрги.  Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001  472 с.
  6. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика.  М.: Физкультура и спорт, 1985.  224 с.
  7. Ильичев А.А. Большая энциклопедия выживания/ Изд. 2-е, испр., доп. и перераб.  М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.  488 с.
  8. История Кузбасса/ отв. Ред. Н.П. Шуранов.  Кемерово: ИПП «Кузбасс», «Скиф», 2006.  360 с.
  9. Первая помощь / Под общ. ред. Ф.Е.. Вартаняна; Пер.  с англ. В.Н. Бормоткин.  Российское общество Красного Креста, 1997.  215 с.  
  10. Популярная энциклопедия выживания/ Сост. Н.Н. Немо. М.:  ЭКСМО-Пресс, 1999.  488 с.  
  11. Шабалин, В.М. Тайны имен земли Кузнецкой: Краткий топонимический словарь Кемеровской области. Кемерово, 1994. 223 с.
  12. Шаров Г.Н., Надлер Ю.С. Заповедные геологические памятники Кемеровской области. Новокузнецк,   2001.  160 с.    
  13. Шмаков С.А. Игры-потехи, забавы-утехи. Саратов, 1998.  52 с.
  14. Энциклопедия туриста/ Под ред. Э. Тамм. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.  510 с.