Рекомендации учителю по развитию воли у обучающихся

Татьяна Олеговна Данилова

Рекомендации учителю по развитию воли у обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУЙБЫШЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рекомендации учителю по развитию воли у обучающихся

Выполнила: Зарубина Т.

Формированию волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня. Строгий  распорядок  жизни  приучает  его  активно  и разумно  управлять  своим  поведением,  выполнять  обязанности  независимо  от  личных желаний  и  потребностей  даже  тогда,  когда  деятельность  представляется  ему  малоинтересной,  непривлекательной,  скучной,  однообразной.  Овладение  знаниями,  умениями  и  навыками,  разнообразные  формы  труда  в  условиях  школы  и  дома  заставляют  подростка  постоянно  упражняться  в  преодолении  трудностей,  наблюдать,  запоминать,  активно  мыслить,  что  нередко  требует  больших  волевых  усилий. Немалая  роль  в  воспитании  волевых  качеств,  принадлежит  физкультуре,  спорту,  правильному  режиму. Физически  слабый человек быстрее  может  поддаться  влиянию  страха  и  потерять  самообладание.  Выдержка,  выносливость,  настойчивость  более  присущи  физически  здоровым  людям, физкультура и  спорт  укрепляют  организм,  приучают  человека  к  управлению  своим  телом,  движениями  и  поведением.

Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи. Разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость.

Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя разрешать ребенку то, что вчера было запрещено. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю.

Самое главное — научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Часто возникает конфликт между долгосрочными планами, отражающими целеустремленность ребенка, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.

Значение  в  воспитании  волевых  качеств  подростка  имеет  руководство  взрослых.  В  первую  очередь  учитель,  родители  и  окружающие  подростка  взрослые  применяют  определенные  приемы  и  средства  по  воспитанию  воли  и  направляют  её  развитие.  Взрослые  учат  подростка  овладевать  собственным  поведением,  организуя его  волевую  деятельность  как  практику  поведения  в  обществе.  Воля  воспитывается  только  в  преодолении  трудностей.  Воспитание  ответственности,  долга  важное  условие  воспитания  воли.

Большое значение  в  деле  воспитания  воли  имеет  личный  пример  взрослых.  Воля  воспитывается  через подражание  делам  и  поступкам  волевых людей  -  учителя,  родителей,  героев книг и  др.

Разнообразие средств, форм и методов проведения учебных занятий. Длительная и порой однообразная тренировочная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность занятий, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность. В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы проведения учебных и тренировочных занятий. Известно, например, что интересный материал и запоминается лучше, и закрепляет интерес к учению, а протекание биохимических процессов в организме спортсмена после тренировочных занятий зависит от его настроения и от отношения к занятиям: при положительных эмоциях сдвиги в протекании этих процессов бывают большими.

Использование эффекта соперничества. В определенные моменты учебного процесса для поддержания целеустремленности и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достижения является использование соревновательного метода. Можно, например, сообщить учащимся, что в предыдущей группе предложенную программу успешно усвоили все учащиеся, или сказать: «В параллельном классе тоже решают ту же задачу. Посмотрим, какой класс лучше справится с этим заданием». Усиление мотива такими способами повысит настойчивость, создаст новый эмоциональный заряд для поддержания целеустремленности.

Осознание человеком своего долга и ответственности. При недостаточном развитии у человека чувства долга настойчивость может не проявляться в полной мере. Правда, ее проявление возможно при эгоистических устремлениях (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако вряд ли такая целеустремленность и такое проявление настойчивости будут радовать педагога.

Осознание человеком своего долга, меры ответственности за развитие и реализацию своего таланта свидетельствует о том, что у него имеются все предпосылки для саморазвития целеустремленности и настойчивости. Если человек не будет сам стремиться достичь отдаленной цели, никакие ухищрения педагога не помогут. Если же у человека имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности и достичь поставленной цели.

Развитие самостоятельности проходит ряд этапов. На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано только учителем (руководителем, тренером) или учителем совместно с учениками, подчиненными. На втором этапе самостоятельность проявляется не только в исполнении, но и в самоконтроле. На третьем этапе к ним присоединяется возможность самому планировать деятельность. На четвертом этапе появляется творческая инициатива, т. е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.

Успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и создания определенных условий.

 1. Развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений, необходимых в данном виде деятельности.

  2. Развитие самостоятельности должно проходить под контролем наставника (учителя, родителей и т. п.), но без лишней опеки, без сковывания инициативы человека.

 3. Необходим интерес обучаемого к данному виду деятельности.

Основным путем развития решительности является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, т. е. таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т. п. Способствует развитию решительности и выполнение опасных упражнений, например тех, которые используются для развития смелости.

Нужно знать, что на пути развития волевых качеств можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому от воспитателей, тренеров, родителей требуются чуткость (нельзя, например, боязливому приклеивать ярлык «трус»), терпеливость и педагогическая мудрость.

В школьном возрасте развитие воли происходит под влиянием учебной деятельности, которая является обязательной и требует от учащихся осуществлять свое поведение не так «как хочется», а так как «надо». Для успешного усвоения знаний, навыков и умений учащиеся должны все время напрягать свои умственные и физические силы, проявлять настойчивость и упорство для преодоления возникающих трудностей.

Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки.

Велика  роль  коллектива  в  воспитании  волевых  качеств  личности.  Целеустремленный,  трудолюбивый  коллектив  положительно  влияет  на  подростка,  помогает  ему  преодолевать  трудности,  вырабатывает  умение  правильно  соотносить  личные  и  общественные  цели.  От  коллектива  нельзя  отстать,  и  подросток  подражает  лучшим. Взрослые  должны  помочь  подросткам  осознать  сильные  и  слабые  стороны  их  воли,  раскрыть  конкретные  пути  самовоспитания  в  процессе  решения  реальных  жизненных  задач  (ликвидация  отставания  по  учебным  предметам,  приобретение  нужных  и  полезных  привычек  и  др.)

В  воспитании  воли,  так  же  как  и  во  всей  воспитательной  работе,  учителю  следует  поддерживать  тесную  связь  с  родителями.  Только  совместно  с  семьей  учитель  может  добиться  высоких  результатов  в  воспитании  воли,  характера  подростка.

   Практические   рекомендации учителям

Преподаватель,  стремящийся  воспитать  у  подростков  сильную  волю,  должен  соблюдать  в  повседневной  работе  с  ними  следующие  педагогические  правила:

- не  делать  за  учащегося  то,  чему  он  должен  научиться,  а  лишь  обеспечить  условия  для  успеха  его  учебной  деятельности;

- активизировать  самостоятельную  работу  учащегося  и  вызывать  у  него  чувство  радости  от  достигнутого;

- ничего  не  решать  за  учащегося,  а  лишь  подводить  его  к  рациональным    решениям  и  добиваться  от  него  непременного  осуществления  принятых  решений;

- неуклонно  воспитывать  у  учащихся  привычку  следить  за  собой,  стараться  преодолевать  свои  недостатки  (плохие  привычки,  импульсивность,  нерешительность).

- волевые  качества  личности  подростка,  подобно  другим  вырабатываются  в  деятельности,  в  тренировке  волевых  усилий  в  процессе  выполнения  повседневных  обязанностей.

- важную  роль  в  воспитании  волевых  качеств  учащихся  играет  личный  пример  преподавателя  и  требования  коллектива.

- только  в  процессе  обучения  и  воспитания  формируются  интеллектуальные  и  волевые  качества  личности,  достигается  тот  уровень  развития,  когда  подросток   начинает  мыслить  и  чувствовать  по-новому,  у  него  возникают  новые  желания,  которые  он  может  реализовать  только  в  положении  «взрослого». Вот  почему  подросток  борется  за  признание  своей  взрослости  и  вытекающей  из  нее  самостоятельности.

Практические рекомендации ученикам

Существует целый ряд правил и приемов воспитания и самовоспитания воли, которые надо знать и по возможности соблюдать.

- Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.

- Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены.

- Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо доводить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.

- Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. Надо сначала научиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.

- Если не получается какое-либо дело не бросай его. Прояви выдержку и терпение, начни все сначала, исправь допущенные ошибки, придумай более рациональные способы и приемы его осуществления.

- Оказавшись в экстремальной ситуации, не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено несмотря ни на какие препятствия.

- Приступая к делу, сначала спланируй его выполнение, потом предусмотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах своих действий и об их последствиях.