Условия успешного запоминания

Татьяна Олеговна Данилова

Условия успешного запоминания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_uspeshnogo_zapominaniya.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Условия успешного запоминания

1.Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д.

2. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком. Распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний.

3. Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Например, выучить материал можно двумя способами: а) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет уверенность, что он выучен; б) прочитать материал один-два раза, затем попытаться его произнести, после чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести.

4. Успех запоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлением самоконтроля являются попытки воспроизвести материал при его заучивании. Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении. Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

5. РАССУЖДЕНИЕ.

  Это самый предпочтительный способ. И его следует применять тогда, когда изучаемая информация поддаётся логическому анализу. Такой способ даёт наиболее твёрдое и успешное запоминание.

  Результатом обучения является способность верно понимать вопросы, например, учебного текста и отвечать на них.

6. НЕОБЫЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ИЛИ АССОЦИАЦИИ.

  Если Ваш кот сегодня придёт к Вам в комнату и предложит перекинуться в картишки на «Роял Конин», то запомните ли Вы это событие? Наверняка.

7. СОЗДАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТИМУЛОВ.

  Ну, скорее, это даже не способ запоминания, а создание предпосылок для лучшей работы нашей памяти.

8. Принципы мнемотехники

Вспомните детское стихотворение о фазане и охотнике, которое помогало нам выучить расположение цветов радуги. Этот прием называется мнемотехникой. То есть запоминание информации происходит через образы и ассоциации. Для каждых новых данных придумывайте свои сравнения и визуализации. Таким образом, вам легче будет, например, выучить слова на иностранном языке, сложные правила, планеты солнечной системы и другую объемную информацию.

9. Изображаем в действии. Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста (так как образуются дополнительные ассоциации). Суть этого метода состоит в том, что к слову или строке подбираются движения которые взрослый, а затем и ребенок самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.

10. «Игровые» стихи. Можно помочь ребенку запомнить стихотворение через игру- драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Сначала текст читает взрослый, а «играет» ребенок, потом наоборот.

11. Фактор края

Если испытуемому дается ряд из 10 слогов, то первые и последние слоги запоминаются легче, а средние — хуже. Чем объясняется этот факт? Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны предшествующих впечатлений, а последние члены ряда не испытывают торможения со стороны последующих элементов. Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны предшествующих (проактивное торможение), так и со стороны последующих элементов (ретроактивное, обратнодействующее торможение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется фактором края.

12. "Не подряд". Научное название здесь такое: "закон распределения повторений во времени". Суть: число повторений, необходимых для полного усвоения материала, уменьшается, если не стремиться запомнить все в один присест. Чем больше надо повторений, то есть чем обширнее порция запоминаемого материала, тем больше разница между требуемыми повторениями "за один присест" и за несколько.

13.  Необходимо систематически чередовать пассивное восприятие запоминаемого материала с активными попытками припоминания с психологической установкой на запоминание. Переход на эту новую систему запоминания потребует в среднем 4-5 месяцев, но полностью себя оправдает.

14. Разнообразие, избежание монотонности в работе памяти.

Известно, что эмоционально окрашенные события, прежде всего отрицательные, а также аффекты забываются плохо.

Информацию для запоминания лучше подавать на фоне цветового, зрительного и тонального слухового восприятия.

Необходимо стремиться, чтобы в запоминании и воспроизведении участвовали все чувства или хотя бы большая их часть. Нужно научиться создавать их сочетание (например, цифра 8 - представляется полной женщиной, 87 - полная женщина идет с усатым мужчиной, цифра 5 - пахнет ландышем и т.п.).

Совмещать запоминание лучше в сочетании с другим механическим занятием (ходьба, вязание и т.п.).

15. 

Метод "цепочка"

Предположим, Вам необходимо запомнить слова: мышь, тарелка, камень, вода, песок, цветы, небо, лист, девочка, яблоко.

Чтобы запомнить эту информацию надо постараться составить ассоциативную цепочку между соседними словами. Логической последовательности между всеми словами в ряду нет. Например: мышь сидит в тарелке, тарелка стоит на камне, камень торчит из воды, вода уходит в песок, песок засыпает цветы, цветы смотрят в небо, с неба падает лист, лист кружит над девочкой, девочка ест яблоко.

16. Использование эмоций при запоминании

Информация запомнится лучше, если ей придать эмоциональный окрас, и чем больше интереса вы к ней проявите, тем лучше она запомнится. Качество запоминания при этом в 7 раз выше, чем при безразличном отношении.

17. Специальное дыхательное упражнение для активизации работы мозга перед запоминанием:

Сделайте энергичный выдох, зажмите правую ноздрю большим пальцем и вдохните воздух через левую ноздрю за 4 секунды.

Задержите дыхание на 16 секунд.

Зажмите левую ноздрю, освободив правую, и выдохните воздух за 8 секунд.

Так делайте от трех до семи раз.

18. Метод  5 "П"

1 П — Просмотри текст (бегло).

2 П — Придумай к нему вопросы.

3 П — Пометь карандашом самые важные места.

4 П — Перескажи текст.

5 П — Просмотри текст повторно.

19. Метод ключевых слов

Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце. Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.

20. Постарайтесь сконцентрировать свое внимание и понять информацию, предлагаемую преподавателем.

Если возникнут вопросы, следует их задать преподавателю и затем записать понятую и осознанную информацию. Позже, может быть вечером или на следующий день, желательно "прокрутить" полученную информацию, заглянуть в конспект и сравнить, что запомнилось. Таким образом, при подготовке к экзаменам, вам нужно будет лишь "освежить" в памяти необходимое, не прибегая к механическому заучиванию.

Выполнила: Зарубина Т.