Что такое даймонд?

Алигаджиева Мадина Закарьяевна

Прием Даймонда способствует развитию критического мышления и творческих способностей обучающихся при изучении художественных произведений.

 Что такое даймонд? При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём «Даймонд». Это небольшое стихотворение из семи строк. Важный момент в задании: встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных явлений.  


5 Правила написания даймонд:

 Первая строка - одно слово, существительное.

 Седьмая - одно существительное - антоним.

 Вторая - два слова: прилагательное или причастие, относящиеся к   существительному в первой строчке.

 Третья строка - три глагола, которые тоже относятся к первому существительному.

 Четвертая - два нераспространенных предложения противоположных по смыслу. В качестве подлежащих выступают слова из первой и последней строчки.

 Пятая и шестая строчки - зеркально повторяют вторую и третью, только относятся они уже к последнему существительному из седьмой строчки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_master-klass.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

          Маленькие секреты большого урока

  « Даймонд  как приём технологии развития            критического мышления на уроках русского языка и литературы »

                       ( мастер - класс  учителя русского языка и литературы

                                                         Мадины Закарьяевны Алигаджиевой)ОБ---1РЫЙ ОБЫ

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, он будет  интересным и вы получите массу позитивных эмоций. Мне хочется поделиться своим опытом и провести мастер-класс по теме « Даймонд  как приём технологии развития  критического мышления на уроках русского языка и литературы »

(2 слайд) Как  говорил Василий Александрович Сухомлинский « Чтение -это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. А чтобы научить ребенка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и приемы обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности. На мой взгляд, одним из эффективных и не побитых приемов развития критического мышления является Даймонд 

Прием Даймонда способствует развитию критического мышления и творческих способностей обучающихся при изучении художественных произведений.

 Что такое даймонд? При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём «Даймонд». Это небольшое стихотворение из семи строк. Важный момент в задании: встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных явлений.  


4 Английское (Diamond) от греческого «алмаз, бриллиант»


5 Правила написания даймонд:

 Первая строка - одно слово, существительное.

 Седьмая - одно существительное - антоним.

 Вторая - два слова: прилагательное или причастие, относящиеся к   существительному в первой строчке.

 Третья строка - три глагола, которые тоже относятся к первому существительному.

 Четвертая - два нераспространенных предложения противоположных по смыслу. В качестве подлежащих выступают слова из первой и последней строчки.

 Пятая и шестая строчки - зеркально повторяют вторую и третью, только относятся они уже к последнему существительному из седьмой строчки.

Например, « День и ночь» (7Сайд)

-Я использую Даймонд сравнительно недавно. Например, в 9 классе составляли даймонд « Онегин и Ленский », « Татьяна и Ольга» по роману А.С.Пушкина, в 8 кл –« Гринев и Швабрин».Также этот прием можно применить на уроках русского языка, можно начать с элементарного,

например « Звуки и буквы»

6 Примеры даймонд 

Любовь

Нахлынувшая, внезапная

Будоражит, волнует, окрыляет.

Любовь в настоящем. Ненависть в прошлом.

Разбивает, опустошает, низвергает

Испепеляющая, убивающая

Ненависть.


7 Цели использования приема «Даймонд» на уроке:

 1. Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.

 2. Составление даймонд требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.

3. Автор даймонд должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказывать его по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею(ключевую фразу).

4. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

8 Можно написать даймонд самостоятельно на уроке или дома; индивидуально;

в паре;

 в группе.

А теперь давайте попробуем составить даймонд вместе. Предлагаю  начать с самого известного произведения Николая Васильевича Гоголя « Тарас Бульба». Думаю, на сегодняшний день нет такого человека , который бы не читал это произведение. Уж  фильм точно видели все. Попробуем? « Остап и Андрий»

10 Смысл противопоставления Остапа и Андрия в том, чтобы показать резкую разницу между двумя воинами, смелыми и отважными. Андрий поддался чувствам, Остап-разуму. Использование приема «Даймонд» при создании характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».


11 Прием «Сводная таблица» Общее и различное в сыновьях Бульбы Остап Андрий Внешний облик героев. Убеждения. Характеристика автора в годы учения. Судьба сыновей.


Смысл противопоставления Остапа и Андрия

 Остап

 Мужественный, суровый

 Сражается, защищает, погибает.

 Остап- герой, Андрий- отступник.

 Воюет, влюбляется, предает

 Красивый, страстный

 Андрий.


13  Смысл противопоставления Остапа и Андрия

 Остап

 Бесстрашный, целеустремленный

 Сражается, мучается, погибает.

 Остап-патриот, Андрий-предатель.

 Храбрится, влюбляется, предаёт

 Впечатлительный и слабый

 Андрий.


14 Итог мастер-класса - Что нового Вы узнали? - Чему научились? - Было ли Вам интересно?

Уважаемые Коллеги, давайте подведем итог урока  и продолжим предложения « Мы с вами сегодня…»

Слайд)

15 Спасибо за внимание!


16