"РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ И ПОДХОДЫ"

Ханжина Ольга Николаевна

     Интеллект ребенка развивается под влиянием чувственных (сенсорных) впечатлений. Поэтому малышу необходимо предоставить разнообразный мир ощущений, в котором естественным путем развиваются все органы чувств маленького исследователя. Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше.

    Работая с детьми раннего возраста необходимо учитывать кратковременное сосредоточение на одном виде деятельности. На каждом занятии использую смену видов деятельности в зависимости от уровня актуального развития ребенка.

   Если ребенок способен внимательно рассматривать предметные картинки, для ознакомления по новой теме первоначально рассматриваем картинки, называю их, если ребенок владеет речью, то сам произносит.  Обязательно прошу показать, тот или иной предмет, так ребенок применяет указательный жест. Затем рассматриваем игрушки по конкретной теме.

    В заключительной части занятия обязательно использую то, что любит малыш: это может быть рисование, конструирование, либо игра с песком и др.  В результате чего для запоминания новой темы задействую все анализаторы: зрительные, слуховые, кинестетические и, конечно, же положительные эмоции – чувственный опыт ребенка. Во время заключительной части занятия часто применяю элементы сказкотерапии или музыкотерапии, у детей более старшего возраста спрашиваю, что будем делать: слушать сказки или музыку, таким образом детям даю право выбора.     

      В конце занятия обязательно ритуал прощания, дети говорят, как умеют «до свидания» кукле Кате и понимают, что занятие закончилось и без слез, уходят из кабинета психолога. В следующий раз дети с огромным удовольствием идут на занятия.

  Со всеми детьми по новым темам всегда использую более расширенный вариант. Например, по общему тематическому планированию пять новых слов, предметов, то я могу использовать до десяти, если дети не отвлекаются. 

    Рассматриваем все 10 предметных картинок, «рассматривая их тактильно», сопровождаем звукоподражанием или речью и обязательно действиями. Так дети не устают, с удовольствием усваивают новый материал, взаимодействую со взрослым и в паре со сверстниками.  Кто -то больше начинает говорить, у кого-то появляются различные эмоции: восторг, удивление, радость.

    Обязательно использую индивидуальные предпочтения и индивидуальный подход к детям. В результате систематической работы изо дня в день, уже через два месяца наблюдается положительная динамика в когнитивном развитии детей.