Распространенные ошибки родителей

Сингурова Елена Владимировна

Здравствуйте уважаемые родители!

 

Мы с Вами начали разбираться в том насколько важно родителям (законным представителям) при речевых нарушениях ребенка понимать его диагноз и вникать в тонкости коррекционной работы, но начать я хочу не с описания речевых патологий, а  с  распространенных ошибок родителей, пагубно влияющих на речевое развитие ребенка.

Иногда родителям кажется, что у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Вроде бы все было хорошо, ребёнок развивался. Казалось бы, такие не сложные проблемы в речи вдруг переросли в более весомые проблемы, которые становятся более очевидны, когда ребёнок переходит из детского сада в школу. Возникает вопрос «что делать и почему». Ведь многие нарушения в речи обусловлены как врожденными, так и приобретенными факторами. Именно о приобретённых факторах мы сегодня и поговорим. В силах, а главное в желание родителей, помочь своему ребёнку самостоятельно.

 Большое значение в жизни маленького ребёнка имеет речевая среда, в которой этот ребёнок живёт и развивается. Именно полноценное речевое развитие тесно связано с полноценной речевой средой. Многие родители считают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Тем самым, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

 Итак, одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Ребёнок слышит такую речь и принимает её за норму, а также лишается мотивации к овладению правильной, полноценной речи.

Второй фактор, не менее серьезный. Он связан с тем, что родители игнорируют «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Они считают, что ребёнок просто «перерастёт» ту или иную проблему в речи и всё с возрастом встанет на свои места. Таким образом, подобный стиль воспитания лишь тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают период, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа. А теперь остановим свое внимание на этих «тревожных звоночках» подробнее :

1. В 4-5 месяцев у ребёнка отсутствует «комплекс оживления».

2. В 4 месяца ребёнок не гулит.

3. В 6-7 месяцев ребёнок не реагирует на речь, адресованную ему (не поворачивает голову). 

4. В 8-9 месяцев ребёнок не лепечет.

5. Годовалый малыш не произносит слов «мама», «папа» или любых других простых фраз или слогов, чтобы их позвать;

6. Ребенок в возрасте 1,2-1,3 года для выражения своих желаний не использует иных слов, кроме обозначающих родителей;

7. Ребенок не применяет никаких жестов относительно предметов, которые хочет взять;

8. Малыш в полтора года в своем речевом запасе использует менее 5 слов или их звуковых эквивалентов;

9. Ребенок не реагирует и не привлекает близких к реакции на значимые события (радостные или удивительные);

10. В 2 года малыш не использует простых словосочетаний (например, «я пришел», «привет, мама», «хороший котик» и др.), при этом сочетание невнятных слов допускается, важно, чтобы в них была суть.

11. У ребенка была речь и после 2-2,5 лет вдруг пропала, или пропала речь после перенесенного заболевания.

В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.

 

Третий фактор. Бывают случаи, когда речь родителей является несовершенной. Ребенок, неосознанно, подражая матери или другим близким родственникам, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

 Четвёртым фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Дети, подражая им, неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, это приводит к нарушению у ребенка слого-звуковой структуры слов. Он не может чётко разобрать речь взрослого, а отсюда и воспроизвести её. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении

Пятый фактор. В наше современное время одной бед, является бедный речевой опыт детей. Это охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в городе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день.

Ну вот уважаемые родители мы и разобрали основные ошибки, которые могут допустить родители или законные представители по простой причине незнания. А как говорится: «Знание есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения». А это говорит о том, что у вас есть все шансы после прочтения данной статьи не допустить данных ошибок.

 В следующей статье мы рассмотрим, а что же может сделать знающий родитель, чтобы не допустить речевых патологий или своевременно обратиться за помощью к специалистам.

 

С уважением                                                                                                          Учитель-логопед                                                                                                                                                                   Сингурова                                                                                                                      Елена Владимировна